Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, магистерская работа

Описание

Цель исследования – исследовать проблемы и определить перспективы развития моногородов в Российской Федерации на примере Центрально-Черноземного района.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- дано понятие моногорода и представлены его основные характеристики;
- проведен анализ методических подходов к оценке устойчивого экономического развития моногородов;

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы развития моногородов РФ.docx

— 183.48 Кб (Скачать документ)

Таким образом,  политика по реструктуризации экономики моногорода – это механизм регулирования  устойчивого экономического развития моногорода. Основная нагрузка по данному процессу ложится на органы местного самоуправления.

Для преодоления имеющихся  проблем моногорода и достижения его устойчивого экономического развития необходимо сочетать все три  подхода и уделить больше внимания не решению проблем градообразующего предприятия, а проблемам моногорода, что возможно при проведении активной политики реструктуризации.

 

 

 

 

3.2. Разработка   программы модернизации экономики моногорода Павловск Воронежской области

 

Программа активной реструктуризации экономики моногорода– это стратегический документ, основанный на реализации  выбора стратегии, сделанного органами местного самоуправления. Рассматривая социально-экономическое развитие моногорода, необходимо задействовать  весь комплекс территориальных ресурсов, использовать особенности существующей и перспективной структуры  его хозяйства, географического положения, экономического,  социального, трудового потенциала.

Органы местного самоуправления, проводя местную экономическую  политику по повышению устойчивости территории, используют местный потенциал, определяют стратегический выбор  моногорода.

Стратегия развития города – это современный тип развивающегося планирования, ориентированного на приоритетное  использование внутренних материальных финансовых, правовых и иных ресурсов и потенций, наращивание конкурентных преимуществ города, на повышение  его привлекательности для инвесторов, фирм, организаций, населения [17, с.29].

Как следует  из основных принципов формирования стратегии  развития моногорода, необходимо:

- проанализировать внутренние  закономерности в динамике  развития  города, исследовать градообразующее  предприятие, его экономические  связи;

- дать оценку стартовым  условиям социально-экономического  развития города, эффективности  использования городского потенциала,  состояние системы самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что высокая степень неопределенности будущего социально-экономического развития страны и региона и прямая зависимость моногорода от состояния градообразующего предприятия, обуславливают высокие риски стратегии развития моногорода.

Риски, оказывающие наибольшее влияние на стратегическое развитие моногорода [17, с. 32]:

- отраслевые (цикличность  спроса на продукцию градообразующего  предприятия);

- глобальные, страновые и  региональные;

- финансовые;

- правовые;

- экономические;

В соответствии  с Бюджетным  Кодексом Российской Федерации [6], у местного самоуправления для проведения стратегической экономической политики в моногороде предполагается наличие финансовых средств.

В ходе исследования была разработана  программа модернизации моногорода Павловск Воронежской области, которая включает в себя комплекс мероприятий по их выполнению (прил.). Основными задачами данной программы является создание каталога инвестиционных проектов, формирование бюджета классификации, развитие частно-общественных интересов, обеспечение информационной открытости. Программа модернизации моногорода Павловск носит рекомендательный характер.

Для того чтобы разработать  мероприятия по устранению проблем  моногорода Павловск необходимо:

- исследовать экономику,  трудовые ресурсы, инвестиционную  привлекательность, социальную сферу.

- сформировать бюджет  модернизации: выявить доходною  часть бюджета по источникам  финансирования и определить  перечень расходов, связанных с  реализацией программы, распределив их  по степени приоритетности.

Правительство РФ выделило 27 депрессивных моногородов,  в некоторых из которых уже приняты Комплексные инвестиционный планы. Так, в одном из моногородов Воронежской области - Семилуки осенью 2010 г. начала действовать долгосрочная целевая программа «Комплексный инвестиционный план модернизации города Семилуки Воронежской области на 2010-2015 годы», В виду того, что г. Семилуки и г. Павловск - моногорода Воронежской области разработаем программу модернизации  экономики г. Павловск Воронежской области  на основе  «Комплексного инвестиционного плана модернизации города Семилуки Воронежской области».

Считаем необходимым при  разработке программы использовать зарубежный опыт модернизации моногорода.  В международной практике выделяют  «американский» и «европейский» опыт модернизации экономики моногорода. В США население очень мобильно и в среднем 6-7 раз в течение жизни меняет место жительства, поэтому основной путь решения проблемы – переезд жителей из промышленных городов, ставших депрессивными, в другие территории, где есть рабочие места [11, с. 93].  В России «американский» опыт неприемлем, так как  у россиян уровень мобильности очень низкий.  Среди европейского опыта модернизации экономики моногорода выделяется немецкий подход, использование которого имеет положительные результаты в промышленном городе Рур. Немецкий подход имеет следующие характеристики:

- долгосрочный характер (в Руре они стартовали в 1960-х и длились 40 лет);

- первым приоритетом программы  является модернизация инфраструктуры, в том числе транспортной, для  повышения мобильности жителей  и снижения издержек бизнеса;

- второй приоритет –  меры по повышению человеческого  капитала, развитие местной инициативы, идентичности, культуры;

- третий приоритет -  экологическая санация старопромышленных  территорий с высоким уровнем загрязнения [11, 94].

  Также можно рассмотреть пример г. Хелмонда в Нидерландах [23]. В начале 70-х годов этот город затронул острый кризис: в традиционных отраслях промышленности занятость резко сократилась (уровень безработицы достиг 27% трудоспособного населения). Была разработана концепция возрождения города и прилегающего района, предусматривающая следующий комплекс мер по экономическому и социальному преобразованию:

- структурная перестройка  экономики города и прилегающего  района за счет привлечения  новых компаний и реконструкции  действующих предприятий;

- привлечение в регион  квалифицированных кадров,

- подготовка и переподготовка  местных кадров;

- строительство жилого  фонда для привлечения квалифицированных  кадров и обновление инфраструктуры.

Н.В. Зубаревич отмечает, что при согласованной политике властей и бизнеса по санации  занятости и развитии инфраструктуры в сочетании с огромными финансовыми ресурсами и длительной, упорной реализацией программы можно добиться успех [11, с. 94].

Павловск является административным центром Павловского муниципального района Воронежской области.  В настоящее время город Павловск имеет официальный статус исторического города Российской Федерации (1990г., принят Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Коллегии Госстроя и Президиума Центрального совета ВООПИК г. Воронежа). В соответствии с принятой в Российской Федерации классификацией, город Павловск относится ко 2-й категории исторического города федерального значения. Основным градообразующим звеном на сегодняшний день является ОАО "Павловскгранит".  Предприятие основано в 1976 г. в г. Павловск Воронежской области на основе Шкурлатовского месторождения гранитов. Промышленные запасы месторождения составляют 472,2 млн. м3 гранита и рассчитаны на 106 лет эксплуатации. В период с 1976 г. по 2005 г. ОАО "Павловскгранит" выпущено 162275,6 тыс.м3 нерудных материалов. Глубина карьера на сегодня составляет 127 метров.

Проведенный во второй главе  анализ показал, что Павловск является типичным моногородом с характерными для него проблемами развития:

- наличие градообразующего  предприятия и, как следствие,  прямая зависимость бюджета города от ситуации  связанной с выпуском продукции ОАО "Павловскгранит". 

- в моногороде  однопрофильный  состав населения, что вызывает  проблемы на рынке труда.

Итак, главная цель программы  модернизации моногорода Павловск -  устойчивое развитие на основе диверсификации экономики с использованием конкурентных преимуществ.

В соответствии с поставленной целью,   необходимо решить следующие задачи:

- стабилизировать ситуацию  на ОАО «Павловскгранит»;

- снизить зависимость  бюджета города от  деятельности  ОАО «Павловскгранит»;

- способствовать росту  качества жизни жителей моногорода;

- улучшить имидж города;

Успешная реализация программы  должна способствовать:

- решению системных проблем  развития города Павловска;

- привлечению ресурсов  бизнеса для реализации проектов  производственного, инфраструктурного развития и решения социально важных задач;

- значительному увеличению  инвестиционной привлекательности  моногорода;

- максимально выгодному  использованию природных ресурсов  территории;

- диверсифицированию экономики  моногорода (за счет строительства  мини-завода по производству соков  и нектаров, развития среднего  и малого бизнеса);

- созданию комфортных  условий предоставления жилищно-коммунальных  и социально-культурных услуг  жителям города: строительство спортивного  комплекса с тренажерным залом   и бассейном, строительство кинотеатра, используя статус исторического города,  развитию туризма;

- сокращению оттока трудоспособного  населения и созданию условий  для привлечения молодых специалистов;

-снижению бюджетных затрат;

-увеличению доходной  части бюджета г. Павловск.

Индикаторами успешной реализации Программы будут выступать следующие показатели:

- создание новых рабочих  мест и, как следствие, снижение  безработицы, увеличение заработной платы;

- снижение доли градообразующего  предприятия ОАО «Павловскгранит»  в общем объеме выпуска продукции;

- снижение доли работающих  на градообразующем предприятии   от численности трудоспособного населения;

- увеличение доли малого  и среднего бизнеса  в экономике  города;

- рост собственных доходов  в общих доходах бюджета города  Павловск.

По итогам реализации программы  город Павловск должен стать современным городом с многоструктурной экономикой, новыми производствами, высоким уровнем доходов и качества жизни.  Для внедрения мероприятий программы  г. Павловск необходимо создать:

- специальную структуру  с государственной поддержкой, которая  будет координировать  модернизацию моногорода;

- региональную структуру  корпоративного типа по управлению  инвестиционными проектами;

Основные мероприятия  долгосрочной целевой программы  «Модернизации моногорода Павловск Воронежской области на 2012-2032 годы» необходимо проводить поэтапно (рис. 3.2).

 

Рисунок 3.2 Этапы модернизации моногорода Павловск Воронежской области

      На первом подготовительном этапе (2012-2014 гг.) необходимо модернизировать и улучшить финансовое состояние  градообразующего предприятия  ОАО «Павловскгранит». Основная цель модернизации градообразующего предприятия – повысить конкурентоспособность продукции. В результате проведенных строительно-монтажных (ремонт здания, установка нового оборудования) работ на предприятии ожидается  увеличение  объема  выпускаемой продукции, снижение материальных расходов, увеличение рабочих мест.

На втором стабилизационном этапе ( 2015-2027 гг.) провести ремонт автодорог, жилых домов, что будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности ОАО «Павловскгранит» и улучшению качества жизни горожан.

В связи с тем, что город  с юга граничит пашнями и плодовыми  садами ЗАО «Донские сады»,  возможно строительство мини-завода по производству соков и нектаров, что будет являться альтернативным производством для данного моногорода. Мини-завод будет обеспечивать натуральными соками жителей Центрально-Черноземного района, а также будет источником поступления денежных средств в бюджет города и дополнительным источником новых рабочих мест.

На данном этапе нужно  провести ряд мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса. Возможно, необходимо будет создать фонд «Поддержка малого и среднего предпринимательства  в г. Павловск»  при помощи областного правительства.  Для высокой  степени эффективности финансирование желательно проводить из федерального, областного и местного бюджетов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации