Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, магистерская работа

Описание

Цель исследования – исследовать проблемы и определить перспективы развития моногородов в Российской Федерации на примере Центрально-Черноземного района.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- дано понятие моногорода и представлены его основные характеристики;
- проведен анализ методических подходов к оценке устойчивого экономического развития моногородов;

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы развития моногородов РФ.docx

— 183.48 Кб (Скачать документ)

Мероприятия, направленные на развитие бизнеса в г. Павловск:

- проведения курсов для  начинающих предпринимателей по  созданию и развитию собственного дела с участием экономистов, менеджеров, юристов, психологов.

- создание консультационных  услуг;

- предоставления грантов  начинающих предпринимателям;

- предоставление кредитов  на льготных условиях;

- предоставление поручительств;

- субсидирование части  затрат, связанных с уплатой процентов  по лизинговым договорам.

     Успешная реализация данных мероприятий будет способствовать:

- созданию новых субъектов  малого предпринимательства;

- созданию дополнительных  рабочих мест;

- повышению квалификации  и переобучению кадров;

- обеспечению налоговых  поступлений в бюджет города  Павловск от субъектов малого и среднего предпринимательства;

- увеличению объемов производства  продукции субъектами малого  и среднего предпринимательства в общегородском объеме отгруженных товаров.

Следующим мероприятием будет  строительство на базе  педагогического колледжа г. Павловск спортивного комплекса, который будет включать в себя тренажерный зал, бассейн, спортивный зал, что создаст условия для ведения здорового образа жизни студентов  путем привлечения к занятиям физической культурой и спортом, организации досуга и создания новых рабочих мест. Строительство кинотеатра в городе также будет способствовать проведению досуга, созданию новых рабочих мест и увеличению инвестиционной привлекательности.

На третьем адаптационном  этапе (2028-2032 гг.) важным мероприятием станет строительство санаторно-курортного комплекса на западе города на границе с хвойными лесами Гослесфонда.  Финансирование данного проекта из федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных средств. Санаторно-курортный комплекс должен стать дополнительным источником налоговых поступлений, позволит создать  новые  рабочие места, а это значительно повысит имидж города, обеспечит приток  специалистов медицинского профиля,  обслуживающего персонала, что положительно скажется на социальном статусе Павловска.

Таким образом, разработанная  программа модернизации моногорода Павловск (с учетом всех особенностей данной территории, использованием отечественного и зарубежного опыта) будет способствовать выходу моногорода  на новый путь развития с многоструктурной экономикой  и высоким уровнем социально-экономического развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В ходе проведенного дипломного исследования были выявлены проблемы и определены перспективы развития моногородов в Российской Федерации, что позволило обосновать ряд выводов и рекомендаций. Анализ работы ученых по данной тематике выявил использование различной терминологии: моногород, монопрофильный город, моноструктурный город, моноотраслевой город, моноцентричный город. Также российские исследователи сближают понятие  «моногород» с  термином «город-завод», что предполагает наличие тесной связи между городским поселением и крупным предприятием, функционирующим на его территории.

Для выделения моногорода из общей  массы ученые используют следующие такие критерии, как высокая доля занятых, не менее 30%,   на одном предприятии из числа работающего населения города, зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного крупного предприятия,

низкая мобильность жителей, которая  связана с удаленностью города  от более крупных населенных пунктов.

В зарубежной литературе моногорода – это структурные сегменты, с  имеющимися лицеями, гольф-клубами, бассейнами, театрами и т.д., которыми могут бесплатно пользоваться работники градообразующего предприятия и члены их семей.

Из многообразия трактовок термина «моногород» были выделены общие черты:  моногород – это город, на территории которого функционирует одно крупное градообразующее предприятие либо цепочка технологически  связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, доля занятых на этом предприятии составляет не менее 25% от общего числа работающего населения,  доля доходов, поступающая от предприятия в городской бюджет, - до 50% его доходной части.

Проведенный в работе анализ вопросов оценки показал, что цель политики развития заключается в том, чтобы повысить способность города адекватно реагировать на изменения, а не защищать от их воздействия.  Градообразующее предприятие играет системообразующую роль и в результате этого его интересы превалируют  над интересами остальных хозяйствующих субъектов, поэтому к градообразующему предприятию применяются особые подходы, учитывающие интересы моногорода. Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов России обеспечивается за счет развития малого и среднего бизнеса, инвестиций в социальную сферу (образование, медицина, культура и т.д.), развития инженерной инфраструктуры города, внедрения инноваций, развития инновационной экономики, мероприятий направленный на преодоление монопрофильности города.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы развития моногородов в России: наибольшее количество моногородов в Центральном экономическом районе -  122, но  в процентном соотношении доля монопрофильных городов по отношению к общему числу городов в Уральском экономическом районе -  62 %.  В ряде регионов высока доля населения, проживающая в монопрофильных городах: в Тюменской области - 61%, в Свердловской - 44%, в Тульской области - 40%.

Моногорода оказываются  в сложном  положении  из-за проблем на градообразующем  предприятии, на котором складывается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном финансировании основных социальных статей. Еще одной проблемой такого предприятия является наследие централизованной плановой экономики советского периода: менеджмент таких предприятий неспособен своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынках региона и страны в целом.  Успешными в настоящее время являются градообразующие производства, продукция которых отвечает современным потребностям рынка. Относительно стабильно развиваются в переходный период монопрофильные города, специализирующиеся на нефте- и газодобыче.    

В ходе проведенного анализа социально-экономического состояние Центрально-экономического района и моногородов, расположенных на его территории, было определено, что ведущими отраслями рыночной специализации обследуемого района  являются  горнорудная и металлургическая промышленность. Высокая концентрация промышленного производства  характерна для крупных городов: Воронеж, Липецк, Тамбов. В условиях финансово-экономического  кризиса последних лет экономика Центрально-Черноземного района оказалась наиболее устойчивой  по сравнению с другими субъектами  РФ, так как  основывается на собственных ресурсах. Район занимает выгодное транспортно-географическое положение  и имеет развитый транспортный комплекс, владеет развитыми экономическими связями с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. В Центрально-Черноземном районе находится 9 моногородов: Губкин Белгородской области; Семилуки,  Нововоронеж,  Павловск и Россошь Воронежской области;  Железногорск, Курчатов Курской области; Липецк, Лебедянь Липецкой области. Социально-экономическое состояние  моногородов  района весьма различно:  моногород Губкин  Белгородской области лидирует по многим показателем, а градообразующее предприятие является активным участником внешней торговли не только района, но  и Российской Федерации, а моногород Семилуки Воронежской области  считаются депрессивной территорией с высоким уровнем безработицы.

Изучив вопросы формирования плана  реструктуризации экономики моногорода, определили, что политика по реструктуризации экономики моногорода – это механизм регулирования устойчивого экономического развития моногорода. Основная нагрузка по данному процессу ложится на органы местного самоуправления. Необходимо уделить больше внимания не решению проблем градообразующего предприятия, а проблемам моногорода, что возможно при проведении активной политики реструктуризации.

В работе были даны основные рекомендации  по вопросам модернизации моногорода Павловск Воронежской области: проведение строительно-монтажных работ на градообразующем предприятии ОАО «Павловскгранит», ремонт автодорог, жилых домов, строительство мини-завода по производству соков и нектаров, проведение мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса в моногороде, строительство спортивного комплекса, кинотеатра, санаторно-курортного комплекса. Вышеуказанные мероприятия должно проходить под строгим контролем государственной власти, для более высокой эффективности программа должна иметь долгосрочный характер, финансирование должно включать бюджеты всех уровней (федеральный, областной и местный), а также необходимо привлечение инвестиций.

При соблюдении вышеуказанных  условий Павловск может выйти  их статуса «моногород» и стать  городом с многоструктурной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адамеску А. К изучению региональной экономики. // Экономист, 2000. -  № 3 С.93-96
  2. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология - М.: Мысль, 1977. - 200 с.
  3. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления  -

М: ИНФА , 2000.  – 208 с.

  1. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении города//Экономическая география. Экономическая картография –

М.: Географгиз, 1956. - С. 156.

  1. Белгородская область в цифрах // территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. URL: http://belg.gks.ru/digital/default.aspx (дата обращения 25 октября 2010 г.).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 № 126-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Гранберг А.Г. Основы  региональной экономики/ Учебник  для ВУЗов.-

М.:  ГУ ВШЭ, 2001. - 495с.

8. Данилов Н.И. Экономика  города и перестройка. - М.: «Советская  Россия», 1990. - 248 с.

9. Журавлева Н. Моногорода  получили определение.// Взгляд. Деловая  газета, 2009. № 8. URL: http://vz.ru/economy/2009/8/17/318084.html

10. Зубаревич Н.В. Крупный  бизнес в регионах России: территориальные  стратегии развития и социальные  интересы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005. – 110 с. 11. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация.-

М.: Независимый институт социальной политики,  2010.-160 с.

12. Инвестиции г. Губкин // сайт администрации  города  Губкин. URL: htt://www.gubkinadm.ru/gorod/investizii (дата обращения 25 января 2011 г.)

13. Информация о предприятии  // сайт ОАО «Семилукский огнеупорный  завод». URL: http://www.semiluki.ru/main.htm (дата обращения 24 февраля 2011 г.)

14. Как спасти российские  моногорода? - пресс-конференция Натальи  Зубаревич. 19.06.2009. URL: http://lenta.ru/conf/zubarevich

15. Карты статистических  данных // сайт Министерства регионального  развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru (дата обращения 01. февраля 2011г.).

16. Колесов Е.Н. Формирование рынка труда в монопрофильном городе. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. – 38 с.

17. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития    монопрофильного города под науч. ред. А. И. Татаркина: Изд-во УрГЭУ, 2010. – 81 с.

18.  Крысин Н.И. Управление развитием монопрофильного города: проблемы, опыт, тенденции: Социологический аспект: Автореф. дис… канд. социол. наук: 22.00.08. Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень: 2001.- 20 с.

19. Кузнецова Г.Ю. Географическое  исследование монопрофильных поселений России: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24. – М.: 2003. – 260 с.

20. Лаппо Г.М. Наукограды  России: вчерашние запретные и  полузапретные города - сегодняшние  точки роста / Г.М. Лаппо П.М.  Полян // Мир России. 2008. - № 1. - С.20-49.

21. Липецкая область в  цифрах // территориальный орган  Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. URL: http://lipstat.gks.ru/default.aspx (дата обращения 30 марта 2011 г.)

22. Лузин Г.П., Дидык В.В., Бритвина С.В. Инвестиционная  деятельность на Кольском полуострове:  проблемы, возможности, перспективы.  – Апатиты: из КНЦ Ран,  1997. – 34 с.

23. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. – М.:  ЗАО Дортранспечать,  2009.- 110 с.

24. Любовный В.Я., Власова  Н.И., Лычева Т.М., Кузнецова Г.Ю.  Проблемы занятости в монопрофильных  городах России // Международная  научно-практическая конференция  «Современное состояние и перспективы  занятости рынка труда в России». - 2002. - № 2(4). 2.

25. Маслова А.Н. Особенности включения градообразующих предприятий России в глобальный экономический обмен / А.Н. Маслова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 1 (13).- С. 30-34.

26. Маслова А.Н. Современные социально-экономические проблемы монопромышленных городов России / А.Н. Маслова // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: Материалы XV Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008»: сб. ст. аспирантов и молодых ученых / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Университетская книга, 2009. – С. 625

Информация о работе Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации