Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, магистерская работа

Описание

Цель исследования – исследовать проблемы и определить перспективы развития моногородов в Российской Федерации на примере Центрально-Черноземного района.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- дано понятие моногорода и представлены его основные характеристики;
- проведен анализ методических подходов к оценке устойчивого экономического развития моногородов;

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы развития моногородов РФ.docx

— 183.48 Кб (Скачать документ)




Составлено по данным: [21]

Таким образом,  в 2010 году наблюдаются положительные темпы  роста по всем показателям. Также  отмечается снижение безработицы. В  г. Липецк продолжается работа по диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития. Приоритетным  направлением является малый и средний бизнес. Достигнута положительная динамика по основным плановым показателям [21]:

- количество малых предприятий   на 100 тыс. жителей возросло на 2,3%;

- число занятых на малых  предприятиях  увеличилось   на 12 %;

- оборот малых предприятий  вырос на 11,2 %;

- инвестиции в основной  капитал возросли на 53,5%.

Данные показатели свидетельствуют  о том, что г. Липецк идет по пути выхода из статуса «моногород».

Второй моногород Липецкой области Лебедянь с численностью населения – 20,89 тыс. человек [21]. ОАО «Лебедянский» - градообразующее предприятие, на котором занято 26% экономически активного населения города. Доля ОАО «Лебедянский» в объеме отгруженных товаров  собственного производства г. Лебедянь составляет 85% [39].

Город занимает одно из ведущих  мест в области по уровню промышленного производства, отгрузке товаров собственного производства, инновациям на душу населения, заработной плате. Однако негативные тенденции, обозначившиеся в конце 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса, повлияли в 2009 году на развитие ряда предприятий, вследствие чего объем отгруженных товаров собственного производства сократился на 15,8% [39].

Рассматривая итоги 2009 года, необходимо отметить, что в результате реализации комплекса антикризисных  мер удалось достичь ряда позитивных экономических показателей [39]:

- темп роста среднемесячная  заработная плата к соответствующему  периоду 2008 г. составил 101,8%;

- оборот организаций по  всем видам экономической деятельности  составил 25,4 млрд.руб. и занимает  второе место по Липецкой области  после г. Липецк;

- оборот розничной торговли  по крупным и средним организациям  составил 144579 тыс. руб. (темп роста  к соответствующему периоду прошлого  года 219,6%);

В городе расположены 145 магазинов, 52 киоска, 26 предприятий общественного питания. В 2009 году были открыты 10 магазинов, 3 кафе, 7 новых объектов бытового обслуживания, что способствует диверсификации экономики моногорода,  занятости населения и улучшению качества жизни горожан [39].

В 2010 году началась реализация  городской целевой Программы "Развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Лебедянь на 2009-2012 годы". В результате в  городе в 2010 году был  отмечен рост количества субъектов малого бизнеса, и следовательно налоговых поступлений в местный бюджет.

В 2010 году на промышленных предприятиях города наблюдалась  тенденция роста  основных технико-экономических показателей [39]:

- темпы роста объема  отгруженной продукции собственного  производства, товаров и услуг  составил 103% по сравнению с 2008 годом; 

- среднемесячной заработной  платы - 105%.

Приоритетной задачей  развития г. Лебедянь является инновационное  наполнение промышленного производства, включающее использование прогрессивных технологий и оборудования. Стратегическим приоритетом развития города является малый и средний бизнес.

Таким образом,  социально-экономическое  состояние  моногородов  Центрально-Черноземного района весьма различно: г. Губкин  Белгородской области лидирует по многим показателям, а градообразующее предприятие  является активным участником внешней  торговли не только Центрально-Черноземного района, но  и Российской Федерации,  а  г. Семилуки Воронежской области  относиться к числу депрессивных территорий РФ с высоким уровнем безработицы. Также нужно отметить и тот факт, что состояние моногорода  напрямую зависит от развития и положения  области в целом.

В ходе проведенного анализа  социально-экономического состояния  Центрально-Черноземного района установили:  Центрально-Черноземный район занимает выгодное транспортно-географическое положение. Ведущими отраслями рыночной специализации обследуемого района являются  горнорудная и металлургическая промышленность. В состав  Центрально-Черноземного района входят Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.  По уровню социально-экономического развития данные области весьма различны. Тенденция роста ВРП в 2006-2008 г. наблюдается в Белгородской области, Курской области и Липецкой области, но после кризисного 2009 года в этих, же областях отмечается отрицательное значения темпа прироста. 

В обследуемом районе насчитывается 9 моногородов, наибольшая их концентрация наблюдается в Воронежской области  – 44,4 %, так же моногород Воронежской области Семилуки единственный в Центрально-Черноземном районе, который правительство Российской Федерации включилj в список на получение средств из Федерального бюджета для модернизации. В сентябре 2010г. в г. Семилуки началась реализация комплексного инвестиционного плана "Развитие города Семилуки".

Диапазон численности  населения моногородов Центрально-Черноземного района варьирует от 502,48 тыс. чел  в г. Липецке (50 % населения моногородов ЦЧР) до 20,89 тыс. чел. в г. Лебедяни (2,1%  населения моногородов ЦЧР). Наибольшая доля экономически активного населения занятого на градообразующем предприятии наблюдается в г. Нововоронеж  и составляет 4, 7 тыс. чел. (29% экономически активного населения г. Нововоронеж).

Моногорода Центрально-Черноземного района нуждаются в мероприятиях  по модернизации экономики,  дополним дипломное исследование рекомендательным  сценарием развития моногорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ МОНОГОРОДОВ 

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РАЙОНА

 

3.1. Формирование плана реструктуризации  экономики моногорода

 

В настоящее время существует три подхода к обеспечению  устойчивого  развития моногорода.

Первый направлен на макроуровень.  На данном уровне объектом исследования является  производственный комплекс региона. Моногород рассматривается в составе региона. Исследуется экономико-социальная структура региона как одно из важнейших условий его развития. Такой подход отражен в региональных программах, концепциях, планах социально-экономического развития. Изменения в структуре крупных предприятий, которые приводят к увеличению прибыли, оказывают огромное влияние на развитие региона в целом [51].

Второй подход рассматривает  моногород как административно-территориальную  систему, в пределах которой расположены  хозяйствующие субъекты. На данном уровне объект исследования – социально-экономическая  система моногорода, а реструктуризация  подразумевает разнообразие экономики  городской системы и рассматривается как политика проведения комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Третья позиция ориентирована  на градообразующие предприятия. Уровень  экономического развития моногорода зависит  от эффективности функционирования градообразующего предприятия.

Органы местного самоуправления рассматривают моногород как  городскую систему, в которой объектом регулирования является экономическая основа, а территория рассматривается как совокупный ресурс. Перед моногородом стоит два  варианта развития:

- инерционный (пассивный)  – развитие по сформировавшемуся  сценарию, который выработался  в результате определенной специализации.

- активный – перевод  моногорода на принципиально  новую траекторию развития, в  основе которой положен комплекс  мер по развитию территории, основанный  на сбалансированной системе  сфер деятельности людей. Изменение состава экономики моногорода будет способствовать преодолению диспропорций в структуре производственной и непроизводственной сфер, изменению экономического потенциала. Необходимо проведение ряда аналитических работ,  чтобы оценить возможность активной политики реструктуризации.

Политика активной реструктуризации подразумевает изменение сложившейся специализации городской экономики, связана с деятельностью органов  муниципальной власти, которые способствуют комплексному социально-экономическому образованию в условиях заданной специализации.

  Основой для устойчивого экономического развития  и улучшения качества жизни населения моногорода является многоструктурная экономика,  которая осуществляет выпуск конкурентоспособной продукции,  способствует высокой занятости и, как следствие,  повышению благосостояния населения и росту доходной части бюджета. Поэтому необходимо подчеркнуть, что главной целью политики активной реструктуризации  моногорода является укрепление  экономической базы путем преодоления противоречий между комплексностью  и специализацией и, наряду  с развивающимися  предприятиями отраслей специализации, содействия развитию альтернативных направлений хозяйственной деятельности [45].

Формирование политики реструктуризации основано на следующих принципах [27, с. 69]:

-целенаправленности – разработка системы целей. Система целей  образует иерархическую структуру, в соответствии с которой достижение конкретных подцелей служит средством реализации более общих целей.

-эффективности – связан со степенью достижения поставленных целей.

- многовариантности – необходимость разработки различных вариантов.

-превентивности - основана на заблаговременном характере принимаемых мер, препятствующих  развитию негативных сценариев развития.

-комплексности – рассматривает моногород как сложную социально- экономическую систему.

-защищенности населения от последствий структурных изменений моногорода.

Политика реструктуризации включает совокупность четко сформулированного комплекса  задач.  Развитие предприятия  отрасли эффективной специализации для моногорода является приоритетной задачей и частью государственной стратегии развития производственной системы. И государственные, и местные власти заинтересованы в долгосрочном и эффективном функционировании градообразующего предприятия. Местные власти могут заключить договорные отношения  с градообразующим предприятием  для ориентации его деятельности в интересах моногорода. Также местные органы власти должны способствовать  комплексному развитию альтернативной сферы производства. Рассмотрим основные направления комплексного развития моногорода (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Основные направления  комплексного альтернативного развития моногорода

 

     Таким образом,  для реструктуризации экономики моногорода необходимо  развитие малого и среднего бизнеса, который станет новым источником налоговых поступлений в бюджет города и будет способствовать занятости населения.  Социальная политика и активное развитие образовательных услуг повысят инвестиционную привлекательность моногорода, что умножит приток инвестиций, а следовательно улучшит социально-экономического состояния моногорода.

      Механизм осуществления политики активной реструктуризации:

- нормативно-правовая поддержка  всех уровней власти;

- финансовое обеспечение, которое включает в себя  активную инвестиционную деятельность, а также выделение в бюджете города статьи «бюджет реструктуризации»;

- информационное обеспечение  заключается в доступности информации, гласного рассмотрения стратегических  ориентиров  и целей развития;

- разработка программы  активной реструктуризации  в  рамках концепции стратегического  социально-экономического развития  моногорода.

На основе частно-общественных интересов  и целевого блока производится следующий шаг – создание документа с рядом мероприятий по реструктуризации экономики моногорода,  для реализации  которых приняты соответствующие решения органов местного самоуправления. Таким образом, необходимо  разработать сценарий  активной реструктуризации, который будет представлять собой муниципальную программу  комплексного социально-экономического развития моногорода. Финансовое обеспечение  программы активной реструктуризации экономики моногорода осуществляется   созданием на местном уровне специального бюджета реструктуризации при поддержке федеральных властей, собственными бюджетными средства и привлечением инвестиций.

Для активного привлечения  инвесторов важное значение имеет местная  инвестиционная политика. Сущность муниципальной  инвестиционной политики заключается в целенаправленной   научно-обоснованной   деятельности по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного развития территории муниципального образования [22, 32].

В рамках  государственной  поддержки и регулирования «депрессивных» территорий органы власти имеют широкий спектр методов. Можно отметить следующие: приобретение контрольного пакета акций  местных предприятий-банкротов, федеральный или региональный заказ.  Для политики активной реструктуризации  наиболее выгодным является предоставление статуса «депрессивная территория», что предусматривает целевое федеральное финансирование и активизацию внутренних ресурсов, рационализацию межбюджетных отношений. Все эти меры будут способствовать стимулированию инвестиционных и инновационных процессов, укреплению экономической базы, диверсификации экономики.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации