Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:33, магистерская работа

Описание

Цель исследования – исследовать проблемы и определить перспективы развития моногородов в Российской Федерации на примере Центрально-Черноземного района.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
- дано понятие моногорода и представлены его основные характеристики;
- проведен анализ методических подходов к оценке устойчивого экономического развития моногородов;

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы развития моногородов РФ.docx

— 183.48 Кб (Скачать документ)

Отрасль строительного комплекса  – цементная промышленность - также относится к отраслям рыночной специализации, её  развитию  способствует  наличие крупных ресурсов сырья. Крупные цементные заводы расположены в г. Липецк, г.Белгород, г.Старый Оскол. Для пищевой промышленности  района  характерна  техническая отсталость, износ основных производственных фондов (до 70%). Лесная и деревообрабатывающая промышленность работает на привозном сырье, продукция данной отрасли обеспечивает внутренние потребности. Легкая промышленность имеет низкий уровень развития. Предприятия легкой промышленности находятся в основном  в Тамбовской и Курской областях. Более 80% электроэнергии Центрально-Черноземного района дают  Нововоронежская и Курская  атомные электростанции.

Проанализируем  динамику валового регионального продукта на душу населения по областям Центрально-Черноземного района (табл. 2.2).

Таблица 2.2

 Динамика валового  регионального  продукта на  душу населения в 

областях Центрально-Черноземного района в 2006г.-2009 г., рублей

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темп прироста, %

07/06

08/07

09/08,

Белгородская

118 243,3

156 302,2

208 694,7 

199 229,1

32

34

-4,5

Воронежская

72 121,1

97 403,6

127 162,4

133 509,7

35

30

5

Курская

88 367, 5

110 405,2

144 951,8

140 166,1

29

31

-3,3

Липецкая

152 083,7

179 129,1

225 689,1

195 126,7

17

26

-13,5

Тамбовская

70 983,1

95 395,7

111 870,2

122 258,7

34

17

9,2


Составлено по данным: [5, 21, 35, 42, 52]

Из приведенных данных следует, что валовой региональный продукт имеет неоднозначную  динамику развития. До кризисного 2009 г. сохраняются положительные темпы прироста во всех областях Центрально-Черноземного района, потом наблюдается резко снижение темпа прироста. В Белгородской, Курской и Липецкой областях отмечается его отрицательное значение.

     В условиях финансово-экономического  кризиса последних лет экономика Центрально-Черноземного района  оказалась наиболее устойчивой  по сравнению с другими субъектами  РФ, так как  основывается на собственных ресурсах. Район имеет развитый транспортный комплекс: через его территорию проходят  крупные автострады: Москва - Симферополь; Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва – Тамбов, важнейшие железнодорожные магистрали, автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайонные перевозки

Ввиду того, что прожиточный  минимум  является одним из критериев  социально-экономического благополучия, рассмотрим в таблице 2.3 его отношение к заработной плате в областях Центрально-Черноземного района.

Таблица 2.3

Динамика отношения прожиточного минимума к среднемесячной заработной плате в областях Центрально-Черноземного района в 2007г.-2009 г.

Область

Среднемесячная заработная плата, руб.

Прожиточный минимум, руб.

Отношение прожиточного минимума к среднемесячной з.п., %

 

2007 г.

2008г.

2009г

2007г.

2008г.

2009г.

2007г.

2008г.

2009г

Белгородская

10479

13509

14061

3202

3743

4167

31

28

30

Воронежская

8731

11490

12786

3607

4180

4924

41

36

39

Курская

8857

11437

12488

-.-

-.-

4408

-.-

-.-

35

Липецкая

11980

13372

15600

3156

3913

4504

26

29

29

Тамбовская

7903

10296

11605

3076

3493

3805

39

34

33


-.- нет данных

  Составлено по данным: [5, 21, 35, 42, 52]

Проведенный анализ показал, что уровень заработной платы и прожиточного минимума во всех областях Центрально-Черноземного района имеет тенденцию роста. По темпу прироста заработной платы в 2008 году лидирует Воронежская область,  в 2009 году - Липецкая область, Так же в Липецкой области сохраняется самый высокий уровень заработной платы, но в этой области наблюдается самый высокий темп прироста прожиточного минимума (в 2008г. – 23%,  в 2009 г. - 15 %). Самый низкий темп прироста прожиточного минимума сохраняется в Тамбовской области. По уровню процентного отношения прожиточного минимума к заработной плате лидирует Липецкая область (2007 г. и 2009 г.) и Белгородская область (2008г.).

Таким образом, исследовав социально-экономическую  особенность  Центрально-Черноземного района можно сделать выводы. Ведущими отраслями рыночной специализации обследуемого района являются  горнорудная и металлургическая промышленность. Район занимает выгодное транспортно-географическое положение, его экономика основана на собственных ресурсах, что способствует его устойчивости  к негативным факторам внешней среды. Валовой региональный продукт имеет неоднозначную динамику развития в областях района. Липецкая область лидирует по ВРП на душу населения,  но здесь наблюдается самый низкий темп прироста в 2007 году, а лидером по данному показателю в 2007 году является Воронежская область,   в 2008 году – Белгородская область. После кризисного 2009 г. наблюдается резкое снижения темпа прироста, а в отдельных областях отмечается его отрицательное значение.  Анализ одного из критериев социально-экономического благополучия – прожиточного минимума – показал, что уровень заработной платы и прожиточного минимума во всех областях Центрально-Черноземного района увеличивается. По уровню процентного отношения прожиточного минимума к заработной плате лидирует Липецкая область (2007 г. и 2009 г.) и Белгородская область (2008г.).

Проанализируем социально-экономическое  состояние   моногородов Центрально-Черноземного района.

 

2.2. Оценка социально-экономического развития моногородов Центрально-Черноземного района

 

В Центрально-Черноземном  районе насчитывается 9 моногородов: Губкин Белгородской области; Семилуки,  Нововоронеж,  Павловск и Россошь Воронежской области;  Железногорск и Курчатов Курской области; Липецк и Лебедянь Липецкой области, в Тамбовской области моногорода отсутствуют. На  территории моногородов проживает 12,6 % населения обследуемого района.  Рассмотрим основные характеристики моногородов, расположенных на территории Центрально-Черноземного района (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Основные характеристики моногородов Центрально-Черноземного района в 2009 -2010 г.

Область

Моногород

Градообразующее

предприятие

Вид промышленности

Численность населения города, тыс. чел.

Экономически активное

население,

тыс. чел

Доля занятых на градообразующем предприятии

1

2

3

4

5

6

7

Белгородская

Губкин

ОАО «Лебединский ГОК»

Горнорудная

86,38

63,9

26%

Воронежская

Семилуки

ОАО «Семилукский огнеупорный завод»

Добывающая

23,9

14,5

22,4%

Воронежская

Нововоронеж

Нововоронежская АЭС

Энергетическая

35,25

16,37

29%

Воронежская

Павловск

ОАО «Павловскграни»

Добывающая

25,64

16,6

19,1%

Воронежская

Россошь

ОАО «Минудобрения»

Химическая

62,06

27,6

15%

           




Окончание табл. 2.4

1

2

3

4

5

6

7

Курская

Курчатов

Филиал ОАО»Концерн Энргоатом» курская атомная электростанция

Энергетическая

46,94

34,64

21 %

Курская

Железногорск

ОАО «Михайловский ГОК»

Горнорудная

191,12

85,6

18 %

Липецкая 

Липецк

ОАО «Новолипецкий металлургический  комбинат»

Металлургическая

502,48

408,8

17 %

Липецкая

Лебедянь

ОАО «Лебедянский»

Пищевая

20,89

11,5

26 %


 

Составлено по данным: [5, 13, 21, 28, 30, 35, 39, 40, 41, 42, 47, 49, 50, 52, 60]

Итак,  диапазон численности  населения моногородов обследуемого района варьирует от 20,89 тыс. чел. в г. Лебедяни (2,1%  населения моногородов ЦЧР) до 502,48 тыс.чел в г. Липецке (50 % населения моногородов ЦЧР). Наибольшая доля экономически активного населения занятого на градообразующем предприятии, наблюдается в г. Нововоронеж и составляет 4, 7 тыс. чел. В моногородах Центрально-Черноземного района  развивается горонорудная промышленность (г. Губкин, г. Железногорск),  добывающая промышленность (г. Семилуки, г. Павловск),  энергетическая промышленность (г. Нововоронеж, г. Курчатов),  химическая промышленность (г. Россошь), пищевая промышленность (г. Лебедянь), металлургическая промышленность (г. Липецк). Моногорода района индивидуальны в своем социально-экономическом развитии.

Так как значительная доля экономически активного населения  занята в основном на градообразующем  предприятии или в цепочке  технологически связанных предприятий, то от эффективности функционирования данного предприятия зависит  уровень безработицы в моногороде. Безработица является одним из основных показателей социально-экономического развития моногорода.  На рисунке 2.2 приведены данные по безработице в моногородах Центрально-Черноземного района в 2009 г.

 

Составлено по данным: [5, 21, 35, 42, 52]

Рис. 2.2 Уровень безработицы  в моногородах Центрально-Черноземного района в 

2009 г., %

Проведенный анализ показал, что в регионах ЦЧР уровень  безработицы  варьирует от 0,8% в г. Губкине и г. Россошь до 3,7% Железногорске. Необходимо отметить, что эти показатели отражают официально зарегистрированных безработных, что существенно ниже реальных значений.

Проанализируем социально-экономическое  положение моногородов Центрально-Черноземного района. Город Губкин является единственным моногородом в Белгородской области. ОАО «Лебединский ГОК» - градообразующее предприятие, на котором  занято  26 % экономически активного населения города. Он входит в десятку крупнейших в мире горно-обогатительных предприятий по добыче железной руды и производству высококачественного концентрата для черной металлургии. В 2009 году комбинат обеспечил около 30% российского экспорта для сталелитейного производства. Основными потребителями железорудного концентрата являются Украина (41%), Польша (34%), Чехия (18%), Словакия (7%) [30].

           Лебединский ГОК дважды внесен в книгу рекордов Гиннеса [30]:

- предприятие, разрабатывающее   уникальное месторождение железной  руды (более 20 миллиардов тонн);

Информация о работе Проблемы и перспективы развития моногородов Российсой Федерации