Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:28, дипломная работа

Описание

В дипломной работе проведен комплексный анализ финансовой и экономической деятельности МУП ЖКХ, на основе которого разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности данного предприятия, разработана стратегия развития МУП ЖКХ, проведен SWOT-анализ, проведены расчеты экономической эффективности внедения приборов по энергосбережению, дано обоснование к практическому применению, рекомендации по диверсификации деятельности и предложения по внедрению энергосберегающих технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1.Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства
1.2.Проблемы жилищно-коммунальной отрасли России
1.3. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Свердловской области
1.4.Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области
1.5.Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
1.5.1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы
1.5.2.Реформирование экономических отношений
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУП «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г.НЕВЬЯНСКА
2.1.Общая характеристика МУП ЖКХ, основные технико-экономические показатели его работы
2.2.Анализ объема и качества услуг ЖКХ
2.3.Анализ численности и движения кадров
2.4. Анализ организации оплаты труда и средней заработной платы
2.5.Анализ затрат МУП ЖКХ
2.5.1 Анализ общей суммы затрат на производство услуг
2.5.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции
2.6.Анализ источников финансирования
2.7.Анализ организационно-технического уровня МУП ЖКХ
2.7.1.Анализ технического уровня производства
2.8.Финансовый анализ деятельности МУП ЖКХ
2.8.1. Предварительный обзор бухгалтерского баланса МУП ЖКХ
2.8.2. Анализ ликвидности и платежеспособности МУП ЖКХ
2.8.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.8.4. Оценка деловой активности предприятия
2.8.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.8.6. Анализ рентабельности
3.МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУП ЖКХ
3.1.Разработка стратегии развития МУП ЖКХ
3.2. Реализация программы по энергосбережению
3.2.1.Применение на системах теплоснабжения технологий стабилизационной обработки подпиточной воды
3.2.2.Разделение контурной и сетевой воды
3.2.3.Применение пароструйных насосов
3.2.4.Установка предизолированных труб
3.2.5.Применение индивидуальных тепловых пунктов
3.2.6.Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды
3.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
3.4. Обновление основных фондов предприятия
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1.Введение
4.2. Безопасность проекта
4.2. Экологичность проекта
4.3. Чрезвычайные ситуации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

разработка мероприятий.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)

 

 Жилищно-коммунальное  хозяйство области включает в  себя:

 

89 миллионов  квадратных метров общей площади  жилищного фонда при средней  обеспеченности населения области  жилой площадью 19,3 квадратных метра  на человека;

 

 более  3 тысяч единиц котельных и  центральных тепловых пунктов;

 

 свыше  30 тысяч километров тепло-водо-газопроводных сетей в однотрубном исчислении.

 

 Уровень  благоустройства жилищного фонда  области характеризуется обеспеченностью:

 

 центральным  отоплением – на 80 процентов;

 

 горячим  водоснабжением – на 70 процентов;

 

 водопроводом – на 79 процентов;

 

 канализацией – на 77 процентов;

 

 газом – на 66 процентов.

 

 При этом 1,5 миллиона квадратных  метров или 1,7 процента жилищного  фонда области относится к  категории ветхого и аварийного. В нем проживает более 98 тысяч  человек или более 37 тысяч семей  без реальной перспективы на улучшение жилищных условий в ближайшие годы.

 

 Практически во всех муниципальных  образованиях области социальную  защиту малообеспеченных граждан  путем предоставления нуждающимся  компенсаций (субсидий) на оплату  жилья и коммунальных услуг обеспечивают службы субсидий.

 

 В то же время сегодня,  вместо ожидаемого прогресса,  вся система жизнеобеспечения  городов и населенных области  находится на критической отметке,  прежде всего, потому, что средний  уровень износа инженерных коммуникаций  составляет порядка 60% и около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.

 

 Материалы, представленные муниципальными  образованиями, показывают, что для  полного восстановления жилищно-коммунального  хозяйства области на сегодняшний  день необходимо более 24 миллиарда рублей.

 

 При этом на текущее приведение  в технически исправное состояние  объектов жилищно-коммунального  хозяйства области необходимо  ежегодно по укрупненной оценке 1,4 миллиарда рублей, в том числе  900 миллионов рублей – на жилищный  фонд и 500 миллионов рублей – на инженерную инфраструктуру.

 

 Однако упадок отрасли спровоцирован  не только нехваткой средств,  а и плохой ее организацией  и устаревшей структурой управления, которые мало изменились с  момента объявления в 1992 году  о проведении в России жилищно-коммунальной реформы.

 

 Дискредитировавшие себя еще  в советское время планово-распределительные  отношения в жилищно-коммунальной  сфере до сих пор не изжиты. Руководящие и экономические  кадры отрасли, привыкшие работать  в условиях ее плановой убыточности, до сих пор не научились управлять жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной экономики, поэтому основное бремя расходов по содержанию находящейся в упадке жилищно-коммунальной сферы постепенно стало переноситься с плеч государства на плечи населения, хоть и не ставшего обеспеченным, но все же являющегося наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных). Дальнейшее перекладывание бремени расходов по содержанию жилищно-коммунальной сферы с плеч государства на плечи населения без кардинального изменения экономической ситуации в ней чревато не только доведением населения до нищенского состояния, но и серьезными социальными взрывами.

 

 Бюджеты всех уровней, в  нарушении существующего сегодня  в Российской Федерации законодательства, как правило, не внедряют в практику своей деятельности новые договорно-экономические отношения и, соответственно, не перечисляют всех положенных жилищно-коммунальному хозяйству средств. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного и частного жилья. У ведомственных и частных предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жилье.

 

 Таким образом, содержание  жилищно-коммунального комплекса  Свердловской области в его  нынешнем виде становится все более непосильным как для населения – потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы, а также для ведомственных и частных предприятий.

 

 

1.4.Перспективы развития жилищно-коммунальной  отрасли Свердловской области

 

 Сегодня, когда жилищно-коммунальное хозяйство стало главенствующей отраслью экономики по количеству и масштабам аварий и чрезвычайных ситуаций, а также по количеству расходуемых на их ликвидацию сил и средств (особенно в зимний период), когда ни бюджет, ни население не покрывают полных и необходимых ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, без введения целевой государственной и муниципальной финансовой поддержки жилищно-коммунальной сферы в течение ближайших 10 лет независимо от устанавливаемого для населения уровня оплаты потребляемых жилищно-коммунальных услуг невозможно не только проведение качественной жилищно-коммунальной реформы, но и ежедневное безаварийное функционирование отрасли.

 

 Без целевой государственной  и муниципальной финансовой поддержки  в условиях, когда предприятия жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, как и большинства регионов России, работают сегодня не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с серьезными, а то и массовыми авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства, тем более, что именно с уровня 60 процентов износа оборудования и коммуникаций число аварий на них начинает возрастать лавинообразно.

 

 Таким образом, для активизации  работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства государственная и муниципальная финансовая поддержка в течение ближайших 10 лет независимо от уровня оплаты населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться через реализацию следующих специальных федеральных, региональных и местных целевых программ:

 

 переселение граждан из ветхого  и аварийного жилищного фонда;

 

 реконструкции и модернизации  жилищного фонда первых массовых  серий;

 

 реконструкции и модернизации  инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

 

 энергоресурсосбережения и  установки приборов учета и  регулирования потребляемых населением  жилищно-коммунальных услуг на  уровне жилого дома;

 

 подготовки и сертификации  кадров по управлению жилищно-коммунальной  сферой в условиях рыночной экономики.

 

 В итоге, применение программно-целевого  метода в совокупности с внедрением  новых договорно-экономических отношений  в жилищно-коммунальной сфере  позволит точно определить финансовые  средства, необходимые для полного  восстановления жилищно-коммунального комплекса, а реализация специальных федеральных, региональных и местных программ окажет реальную помощь в процессе активизации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и переводу его управления на рельсы рыночной экономики.

 

 Для вывода жилищно-коммунальной  отрасли из кризиса разработана  Концепция реформирования жилищно-коммунального  хозяйства Свердловской области  на период 2002-2010 годов. Данная  Концепция включает в себя  комплекс мероприятий по внедрению  в жилищно-коммунальное хозяйство Свердловской области рыночных форм экономики и энергосберегающих технологий и материалов, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, оплату потребленных ими жилищно-коммунальных услуг по фактическим показаниям приборов учета и регулирования на уровне жилого дома и адресную социальную защиту малообеспеченных слоев населения.

 

 Концепция предусматривает  разработку и широкое внедрение  мер по ликвидации сверхнормативного  износа основных фондов, стимулированию  эффективного и рационального  хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий,максимальному использованию ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

 В результате решения определенных  Концепцией задач повысится надежность, качество и экономическая эффективность  жилищно-коммунального обслуживания  населения, эффективность и устойчивость  работы предприятий и организаций  жилищно-коммунального комплекса Свердловской области независимо от их формы собственности.

 

Цели и основные этапы Концепции. Основные цели Концепции – это, прежде всего, повышение технической и  экономической эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат на производство и предоставление их потребителям, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения при оплате ими фактически потребленных по показаниям приборов учета жилищно-коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг.

 

 Концепция будет поэтапно  выполняться в течение 2002-2010 годов.

 

 На первом этапе (2002-2003 гг.) предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение результатов уже во время реализации первого этапа Концепции:

 

 инвентаризация, реструктуризация  и ликвидация задолженности бюджета,  бюджетных организаций и других  потребителей (в т.ч.населения) перед предприятиями ЖКХ;

 

 прекращение практики перекрестного  субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные  услуги;

 

 ликвидация дотационности жилищно-коммунального  комплекса;

 

 установка в жилых домах  приборов учета и регулирования  потребления населением всех видов коммунальных услуг и переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

 

 совершенствование механизмов  социальной защиты населения  при оплате жилищно-коммунальных  услуг.

 

 Планируется привлекать бюджетные  ресурсы, а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в ЖКХ, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований области.

 

 Планируется  также в основном завершить  формирование необходимой законодательной  и иной нормативной базы, провести  углубленный анализ технического  состояния объектов жилищно-коммунального  комплекса, комплексную экспертизу  издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий – естественных локальных монополистов.

 

 На втором  этапе (2004-2005 гг) предполагается обеспечить:

 

 развитие  конкурентных отношений в жилищном  хозяйстве;

 

 переход  к профессиональному конкурсному  управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;

 

 развитие  концессионных механизмов;

 

 повсеместный  полномасштабный переход к системе  персонифицированных социальных  счетов граждан.

 

 На третьем  этапе (2006-2010 гг) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

 

 Мероприятия  Концепции. Концепция включает  как технические мероприятия  по восстановлению основных фондов  и реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.

 

 Эти мероприятия предусматривают:

 

 обеспечение финансовой стабилизации  жилищно-коммунального комплекса.

 

 Обеспечение финансовой стабилизации  жилищно-коммунального комплекса  является основным условием формирования  нормальных рыночных экономических  взаимоотношений в этом секторе  экономики и предусматривает решение следующих задач, которые носят в основном краткосрочный характер и эффект от реализации которых должен быть получен уже в течение 2002-2003 годов.

 

 Для оздоровления финансовой  ситуации в ЖКХ необходимо  в первую очередь провести  инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности предприятий ЖКХ, в том числе реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

 

 обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг

 

 Предполагается усовершенствовать  принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному  основанию, который обеспечит  строгую зависимость размера  предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.

 

 Предполагается также рассмотреть  вопрос о переводе основных  льгот по оплате жилищно-коммунальных  услуг в категорию жилищных  субсидий. Предусматривается пересмотр  и отмена ряда льгот при  введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот , установленных для различных категорий работающих граждан в форму денежных выплат.

 

 формирование рыночных механизмов  функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»