Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:28, дипломная работа

Описание

В дипломной работе проведен комплексный анализ финансовой и экономической деятельности МУП ЖКХ, на основе которого разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности данного предприятия, разработана стратегия развития МУП ЖКХ, проведен SWOT-анализ, проведены расчеты экономической эффективности внедения приборов по энергосбережению, дано обоснование к практическому применению, рекомендации по диверсификации деятельности и предложения по внедрению энергосберегающих технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1.Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства
1.2.Проблемы жилищно-коммунальной отрасли России
1.3. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Свердловской области
1.4.Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области
1.5.Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
1.5.1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы
1.5.2.Реформирование экономических отношений
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУП «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г.НЕВЬЯНСКА
2.1.Общая характеристика МУП ЖКХ, основные технико-экономические показатели его работы
2.2.Анализ объема и качества услуг ЖКХ
2.3.Анализ численности и движения кадров
2.4. Анализ организации оплаты труда и средней заработной платы
2.5.Анализ затрат МУП ЖКХ
2.5.1 Анализ общей суммы затрат на производство услуг
2.5.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции
2.6.Анализ источников финансирования
2.7.Анализ организационно-технического уровня МУП ЖКХ
2.7.1.Анализ технического уровня производства
2.8.Финансовый анализ деятельности МУП ЖКХ
2.8.1. Предварительный обзор бухгалтерского баланса МУП ЖКХ
2.8.2. Анализ ликвидности и платежеспособности МУП ЖКХ
2.8.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.8.4. Оценка деловой активности предприятия
2.8.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.8.6. Анализ рентабельности
3.МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУП ЖКХ
3.1.Разработка стратегии развития МУП ЖКХ
3.2. Реализация программы по энергосбережению
3.2.1.Применение на системах теплоснабжения технологий стабилизационной обработки подпиточной воды
3.2.2.Разделение контурной и сетевой воды
3.2.3.Применение пароструйных насосов
3.2.4.Установка предизолированных труб
3.2.5.Применение индивидуальных тепловых пунктов
3.2.6.Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды
3.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
3.4. Обновление основных фондов предприятия
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1.Введение
4.2. Безопасность проекта
4.2. Экологичность проекта
4.3. Чрезвычайные ситуации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

разработка мероприятий.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)

 

2.5.1 Анализ общей суммы затрат  на производство услуг

 

 Анализ себестоимости продукции  имеет большое значение в системе  управления затратами. Он позволяет  выяснить тенденции изменения  данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

 

 Анализ затрат предприятия  начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат (табл.2.13).

 

 Как видно из табл.2.13 в  отчетном году фактический уровень  полной себестоимости оказался  на 18831 тыс.руб., чем в 2001 году.

 

 Наибольшую долю себестоимости  составляют затраты на материалы, топливо и пр. (свыше 60%) и затраты на оплату труда (более 23%).

 

 

 Таблица 2.13

 

 Затраты на производство  продукции МУП ЖКХЭлементы затрат Сумма, тыс.руб. Структура затрат, %

 

2001 

2002

Изменение к предыдущему году 2001 2002 Изменение к предыдущему году

Оплата труда 6420 9333 +2913 29,7 23,1 -6,6

Отчисления во внебюджетные фонды 2253 3282 +1029 10,4 8,1 -2,3

Материальные затраты 11770 25236 +13466 54,5 62,4 +7,9

Амортизация 292 989 +697 1,4 2,4 +1,0

Прочие затраты 875 1602 +727 4 4 0

Полная себестоимость 21610 40441 +18831 100 100 -

 

 

 

 В отчетном году значительно  вырос удельный вес материальных  затрат (практически на 8%). В то  же время произошло снижение  доли оплаты труда (на 6,6%) и  отчислений во внебюджетные фонды  (на 2,3%).

 

2.5.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции

 

 Затраты на один рубль  товарной (произведенной) продукции  (работ, услуг) - наиболее известный  на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость  единицы продукции (работ, услуг)  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции (работ, услуг).

 

 Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) к стоимости произведенной продукции (работ, услуг) в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.

 

 В процессе анализа следует  изучить также динамику затрат  на рубль продукции (работ,  услуг) и провести межхозяйственные  сравнения по этому показателю (табл.2.14).

 

 Таблица 2.14

 

 Динамика затрат МУП ЖКХ  на рубль оказанных услуг

 

Год Анализируемое предприятие Предприятие-конкурент В среднем по отрасли

 

Уровень показателя, коп Темп роста, % Уровень показателя, коп Темп роста, % Уровень показателя, коп Темп роста, %

2001 2,45 100 2,18 100 2,2 100

2002 1,45 59,2 1,4 64,2 1,5 68,2

 

 

 

 На основании данных, приведенных в табл.2.14 можно сказать, что затраты на рубль оказанных услуг у МУП ЖКХ имеют тенденцию снижения, но он ниже, чем у предприятия-конкурента. В среднем по отрасли данные затраты имеют тенденцию снижения. Уровень данных затрат у анализируемого предприятия ниже, чем среднеотраслевой показатель.

 

2.6.Анализ источников финансирования

 

 К источникам финансирования  МУП ЖКХ относятся:

 

 средства от оплаты населением  за жилищно-коммунальные услуги;

 

 собственные доходы предприятия  от оказания различных услуг;

 

 средства, направленные из местного  бюджета.

 

 ЖКХ получают средства за  предоставление услуг ветеранам,  инвалидам и другим категориям  граждан, которые имеют льготы  согласно действующему законодательству  РФ.

 

 Причиной кредиторской задолженности бюджетов (местного и областного) является то, что бюджеты не всегда в полном объеме исполняются обязательства перед МУП ЖКХ, так, например, местный бюджет недофинансировал МУП ЖКХ более чем на 2 млн.руб.

 

 

 Таблица 2.15

 

 Объем финансирования жилищно-коммунальных услуг МУП ЖКХ г.Невьянска

№ пп 

Источник финансирования 

2001 г 

2002 г 

Изменение

 

 

 

план 

факт 

план 

факт 

2001 г 

2002 г

 

 

 

 

 

 

 

Тыс.руб. 

Тыс.руб. 

%

1 Оплата населением 10167,20 8667,20 18668,79 16728,20 -1500 85,2 -194059 89,6

2 Собственные доходы населения 2129,87 2014,0 9866,17 9804,86 -115,87 94,6 -61,31 99,4

3 Финансирование из местного бюджета 12470,20 27419,35 14183,0 11931,35 14949,15 219,9 -2251,65 84,1

4 Погашение кредиторской задолженности (местный бюджет) 0 0 1900 1900 0 - - 100

 

Итого: 24767,27 38100,55 44617,46 40364,41 13333,28 153,8 -4253,55 90,5

5 Погашение кредиторской задолженности (областной бюджет) 0 4931,75 0 1535,00 4931,75 

1535,00 

 

6 Возмещение льгот (областной бюджет) 1565,00 1176,58 2650,90 375,65 -388,42 75,2 -2275,25 14,1

 

Итого: 1565,00 6108,33 2650,90 1910,65 4543,33 390,3 -740,25 72,1

 

ВСЕГО: 26332,27 44208,88 47268,86 42275,06 17886,61 167,9 -4991,8 89,4

 

 

 

 Данные по финансированию  МУП ЖКХ приведены в табл.2.15.

 

 Еще одной причиной кредиторской задолженности бюджетов является то, что в предыдущие годы было произведено плановое секвестирование местного и областного бюджетов по ассигнованиям, причитающимся ЖКХ.

 

 По данным таблиц можно  сделать следующие выводы:

 

 определенную часть средств  ежегодно предприятие собирает с населения. В 2001 г. собираемость составила 85,2%, в 2002 г. – 89,6%. Однако 100%-ой собираемости средств не наблюдается. 2001 г. предприятие недополучило 1500 тыс.руб., в 2002 г. – 1940,59 тыс.руб., общая задолженность населения на 1.03.03 г. за ЖКУ составлет 5386,8 тыс.руб.;

 

 в 2002 г. предприятие увеличило  сумму собственных доходов на 7790,86 тыс.руб., что является положительным  моментом;

 

 местный бюджет свои обязательства  выполнил в 2001 г. на 319,9% и направил  предприятию средств в размере 27419,35 тыс.руб., что на 14949,15 тыс.руб. больше запланированной суммы. В 2002 г. финансирование составило 84,1%;

 

 Возмещение льгот из областного  бюджета в 2001 г.т составило  75,2%, в 2002 г.-14,1%.

 

 В целом предприятие финансируется  по всем видам источников неплохо, но по итогам своей работы несет убытки. Предприятию нужно самостоятельно улучшать финансовый и экономический менеджмент, улучшить организацию труда и управление на предпритии.

 

2.7.Анализ организационно-технического  уровня МУП ЖКХ

 

2.7.1.Анализ технического уровня  производства

 

Анализ основных фондов

 

 Задача анализа – определить  обеспеченность предприятия и  его структурных подразделений  основными фондами и уровень  их использования по обобщенным  и частным показателям; установить причины изменения их уровня; рассчитать влияние использования основных фондов на объем оказывемых услуг и другие показатели; изучить использование производственных мощностей предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

 

 Анализ обычно начинается  с изучения объема основных  средств, их динамики и структуры.  Производственную мощность предприятия  определяют промышленно-производственные  фонды. Принято выделять активную  часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.

 

 Анализ наличия, движения  и структуры основных фондов  МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство  г.Невьянска» по итогам 2002г. приведены в табл.2.16.

 

 Таблица 2.16

 

 Наличие, движение и структура  основных фондов

 

Группа основных средств 

Наличие на начало года 

Поступило за год 

Выбыло за год 

Наличие на конец года

 

 

 

тыс. руб. 

удельный вес,

 

 

тыс. руб. 

удельный

 

вес,

 

 

тыс. руб. 

удельный

 

вес,

 

 

тыс. руб. 

Удельный  вес,

 

%

Здания  и сооружения 281071,4 97,2 35103,1 89,8 3866,27 54,6 312308,2 97,2

Оборудование 724,462 0,25 1054,5 2,7 79,404 1,12 1699,53 0,53

Передаточные  устройства 7349,7 2,5 2844,3 7,3 3137,3 44,3 7056,7 2,2

Транспортные  средства 0 0 31,25 0,08 0 0 31,25 0,01

Производственный  и хозяйственный инвентарь 35,069 0,012 38,66 0,1 0,4 0,006 73,327 0,02

Прочие  основные фонды 8 0,003 4,3 0,01 0 0 12,3 0,004

Всего основных фондов 289188,6 100 39076,11 100 7083,37 100 321181,34 100

 

 

 

 Данные табл.2.16 показывают, что  за отчетный период произошли  существенные изменения в наличии  и структуре основных фондов. Стоимость основных фондов возросла  на 31992,74 тыс. руб., или на 11 процентов. 

 

 Структура основных фондов  изменилась следующим образом. Увеличилась доля оборудования на 0,3%. Доля передаточных устройств снизилась на 0,3%. Доля основных видов основных фондов осталась практически неизменной.

 

 Важное значение имеет анализ  движения и технического состояния  основных производственных фондов, для этого рассчитываются следующие показатели:

 

 коэффициент обновления (Кобн):Кобн = Стоимость поступивших ОПФ = 3968,71 = 0,45 (2.8)

 

Стоимость ОПФ на конец периода 

8860,81 

 

 

 

 

 коэффициент выбытия (Кв):Кв = Стоимость выбывших ОПФ = 3217,1 = 0,397 (2.9)

 

Стоимость ОПФ на начало периода 

8109,23 

 

 

 

 

 коэффициент прироста (Кпр):Кпр  = Сумма прироста ОПФ 

 

= 3968,71-3217,1 = 0,09 (2.10)

 

Стоимость ОПФ на начало периода 

8019,23 

 

 

 

 

 коэффициент износа (Кизн):Кизн = Сумма износа основных производственных фондов 

 

= 14598,66 = 0,62 (2.11)

 

Первоначальная стоимость основных производственных фондов на соответствующую  дату 

23459,47 

 

 

 

 

 коэффициент  годности (Кг):Кг = Остаточная стоимость основных производственных фондов 

 

= 8860,81 = 0,38 (2.12)

 

Первоначальная стоимость основных производственных фондов 

23459,47 

 

 

 

 

 

 Анализ вышеназванных коэффициентов  показал, что в целом в МУП  ЖКХ г. Невьянска происходит  обновление основных производственных  фондов: коэффициент обновления выше коэффициента выбытия, коэффициент прироста положителен. В то же время уровень износа основных производственных фондов составляет 62 %.

 

 Проведем анализ состава  и движения основных фондов. Для  этого рассчитаем следующие показатели:

 

 удельный вес активной части основных производственных фондов

 

У фа = Активная часть основных производственных фондов 

 

= 8756,23 

 

 

0,988 (2.13)

 

Полная стоимость производственных фондов 

8860,81 

 

 

 

 

 Удельный вес активной части  составляет 98,8% всех основных производственных фондов

 

 удельный вес оборудования  У обУ об = Стоимость оборудования = 1699,53 = 0,194 (2.14)

 

Активная часть основных производственных фондов 

8756,23 

 

 

 

 

 Возрастной состав оборудования:

 

 а) возрастная структура

 

 Возрастная группа до 10 лет:У в = Количество оборудования возрастной группы * 100% 

 

= 67*100 

 

 

37,2% (2.15)

 

Общее количество оборудования 

180 

 

 

 

 

 Возрастная группа 10-20 лет:

 

У в = Количество оборудования возрастной группы * 100% 

 

= 75*100 

 

 

41,7% (2.16)

 

Общее количество оборудования 

180 

 

 

 

 

 Возрастная группа свыше  20 лет:

 

У в = Количество оборудования возрастной группы * 100% 

 

= 38*100 

 

 

21,1% (2.17)

 

Общее количество оборудования 

180 

 

 

 

 

 б) Средний возраст оборудования  рассчитывается по формуле:

 

У в = S (Количество оборудования возрастной группы * возраст по группам) 

 

= 67 * 4,5+ 75*15+38*28.5 

 

= 14 лет (2..18)

 

Общее количество оборудования 

180 

 

 

 

 

 Таким образом, средний возраст  оборудования МУП ЖКХ г.Невьянска  составляет 14 лет. Наибольшую долю в общем количестве оборудования составляет возрастная группа от 10 до 20 лет -41,7%.

 

 Обобщающими показателями, характеризующими  уровень обеспеченности предприятия  основными производственными фондами,  являются фондовооруженность и  техническая вооруженность труда.

 

 Показатель общей фондовооруженности  труда рассчитывается отношением  среднегодовой стоимости промышленно-производственных  фондов к среднесписочной численности  рабочих в наибольшую смену  (имеется в виду, что рабочие,  занятые в других сменах, используют те же средства труда).

 

 Фв = 8485 / 378 = 22,45 тыс.руб./чел.

 

 Уровень технической вооруженности  труда определяется отношением  стоимости производственного оборудования  к среднесписочному числу рабочих  в наибольшую смену.

 

 Техническая вооруженность МУП ЖКХ на начало отчетного года:

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»