Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:28, дипломная работа

Описание

В дипломной работе проведен комплексный анализ финансовой и экономической деятельности МУП ЖКХ, на основе которого разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности данного предприятия, разработана стратегия развития МУП ЖКХ, проведен SWOT-анализ, проведены расчеты экономической эффективности внедения приборов по энергосбережению, дано обоснование к практическому применению, рекомендации по диверсификации деятельности и предложения по внедрению энергосберегающих технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1.Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства
1.2.Проблемы жилищно-коммунальной отрасли России
1.3. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Свердловской области
1.4.Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области
1.5.Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
1.5.1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы
1.5.2.Реформирование экономических отношений
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУП «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г.НЕВЬЯНСКА
2.1.Общая характеристика МУП ЖКХ, основные технико-экономические показатели его работы
2.2.Анализ объема и качества услуг ЖКХ
2.3.Анализ численности и движения кадров
2.4. Анализ организации оплаты труда и средней заработной платы
2.5.Анализ затрат МУП ЖКХ
2.5.1 Анализ общей суммы затрат на производство услуг
2.5.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции
2.6.Анализ источников финансирования
2.7.Анализ организационно-технического уровня МУП ЖКХ
2.7.1.Анализ технического уровня производства
2.8.Финансовый анализ деятельности МУП ЖКХ
2.8.1. Предварительный обзор бухгалтерского баланса МУП ЖКХ
2.8.2. Анализ ликвидности и платежеспособности МУП ЖКХ
2.8.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.8.4. Оценка деловой активности предприятия
2.8.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.8.6. Анализ рентабельности
3.МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУП ЖКХ
3.1.Разработка стратегии развития МУП ЖКХ
3.2. Реализация программы по энергосбережению
3.2.1.Применение на системах теплоснабжения технологий стабилизационной обработки подпиточной воды
3.2.2.Разделение контурной и сетевой воды
3.2.3.Применение пароструйных насосов
3.2.4.Установка предизолированных труб
3.2.5.Применение индивидуальных тепловых пунктов
3.2.6.Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды
3.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
3.4. Обновление основных фондов предприятия
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1.Введение
4.2. Безопасность проекта
4.2. Экологичность проекта
4.3. Чрезвычайные ситуации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

разработка мероприятий.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)

 

 Одна из основных задач  второго этапа реализации Концепции  – это создание конкурентной  среды в жилищной сфере.

 

 Для этого необходимо осуществить  разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.

 

 Орган местного самоуправления  как собственник жилищного фонда  должен обеспечить:

 

 соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

 

 обеспечение необходимого уровня  финансирования для содержания  принадлежащей ему недвижимости;

 

 заключение договоров социального  найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;

 

 заключение договоров с выбранной  на конкурсной основе либо  созданной организацией на управление  муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление  услуг по организации учета  и контроля потребления энергетических ресурсов.

 

 Управляющая организация должна  обеспечить:

 

 поддержание в надлежащем  состоянии и модернизацию на  основе современных технологий  и материалов принятой от собственника  в управление недвижимости в  соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

 

 выбор подрядчика по выполнению  работ и поставке ресурсов  для предоставления жилищно-коммунальных  услуг (или выполнение этих  функций силами управляющей организации) во вверенном ему в управление жилищном фонде;

 

 заключение договоров с подрядчиками  на выполнение работ и предоставление  ресурсов требуемых объема, качества  и стоимости;

 

 осуществление системы контроля  за выполнением договоров;

 

 организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

 

 государственную поддержку  реконструкции и модернизации  жилищно-коммунального комплекса  и привлечение инвестиций в эту сферу.

 

 

 Государственная поддержка  модернизации жилищно-коммунального  комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям:

 

 первое направление предусматривает  срочное привлечение бюджетных  ресурсов и ресурсов международных  кредитных организаций под гарантии  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе;

 

 второе направление (стратегическое) - предусматривает создание финансовых  механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в том числе под государственные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов. На этом направлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур предоставления заемного финансирования.

 

 

1.5.Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса

 

 Мероприятия Концепции в  сочетании с мерами по совершенствованию  жилищного строительства, развитию  институтов жилищного финансирования  и созданию инфраструктуры рынка  жилья направлены на переход  к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

 

1.5.1. Система экономических взаимоотношений  в жилищно-коммунальном хозяйстве,  ее основные проблемы

 

 Действующая система управления  жилищно-коммунальным хозяйством  характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

 

 Основой экономических отношений  в отрасли была и остается сегодня система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления жилищно-коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами следующих существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства:

 

 хронического дефицита финансирования;

 

 высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек;

 

 неэффективной и бесприбыльной  работы предприятий жилищно-коммунального  комплекса;

 

 высокого уровня потерь ресурсов.

 

 Система дотирования жилищно-коммунальных  предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий.

 

 Это, во-первых, приводит к  ситуации, в которой конечными  получателями субсидий (через систему  дотирования разницы в ценах  жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

 

 Во-вторых, такая система не  гарантирует доведение средств  бюджета до граждан - конечных  получателей субсидий.

 

 И в-третьих, расчет необходимого  размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций является не только частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями).

 

 Совмещение функций собственника  жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

 

 Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в т.ч. аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов.

 

 Нормативы потребления коммунальных  услуг не имеют четкого технического  обоснования, не определяются  экспериментальным путем с помощью  соответствующих приборов учета,  а устанавливаются произвольно  и корпоративно с перекладыванием на плечи населения всех непроизводственных расходов и потерь, возникающих в процессе производства, транспортировки и предоставления населению коммунальных услуг.

 

 Органы местного самоуправления, защищая интересы учрежденных  ими жилищно-коммунальных предприятий, при установлении тарифов и нормативов без надлежащего учета и регулирования потребляемых населением коммунальных услуг, как правило, пренебрегают интересами рядовых граждан, тем самым создавая условия для всевозможных злоупотреблений и бесхозяйственности с их стороны, что в свою очередь, дискриминирует в глазах населения социально-экономическую суть жилищно-коммунальной реформы.

 

 В то же время в структуре  коммунальных платежей плата  за электроэнергию, тепло и воду  составляет около 70 процентов. При этом качество и бесперебойность их предоставления, как правило, оставляет желать лучшего. Именно поэтому, сегодня особенно важно снизить издержки по коммунально-энергетической составляющей платежей, одновременно повысив качество предоставления данных услуг населению.

 

1.5.2.Реформирование экономических  отношений

 

 Новая система экономических  отношений в ЖКХ предполагает  принципиальное изменение как  функций ее участников, так и  механизмов их взаимодействия  и организации финансовых потоков.

 

 Будет коренным образом изменена система текущего финансирования предприятий ЖКХ. Основной идеей экономической реформы является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

 

 Принципы реформирования системы  финансирования ЖКХ можно представить  в виде схемы (рис.1.1).

 

Изменение механизмов финансирования ЖКХ

 

 

 

 

Рис.1.1

 

 Будет ликвидировано существующее  разделение направлений бюджетного  финансирования ЖКХ. В рамках  системы персонифицированных социальных  счетов граждан будут объединены  все виды финансовой помощи  государства, включая оплату жилья  и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственно потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).

 

 Использование системы социальных  счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

 

 Изменится и система финансирования  мероприятий по модернизации  и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов. Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию.

 

 В результате развития конкурентных  отношений в жилищно-коммунальном  хозяйстве будет повышена эффективность  эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

 

 Таким образом, перевод отношений  между предприятиями ЖКХ и  получателями их услуг на договорную  основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволит:

 

 перейти на полную оплату  стоимости жилищно-коммунальных  услуг населением без увеличения  в составе такого платежа (в  пределах социальной нормы площади  жилья и нормативов потребления  коммунальных услуг) доли собственных  расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

 

 потребителям непосредственно  влиять на объем и качество  жилищно-коммунальных услуг путем  воздействия на жилищно-коммунальные  предприятия с целью повышения  уровня оказываемых услуг;

 

 производить конкурсный отбор  управляющих компаний и подрядных  организаций, предлагающих более  качественные услуги по наименьшей  цене;

 

 стимулировать энергоресурсосбережение  как со стороны жилищно-коммунальных  предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

 

 стабилизировать финансовый  поток для организаций , оказывающих  жилищно-коммунальные услуги, сделав  его прозрачным и гарантированным.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУП «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г.НЕВЬЯНСКА

 

2.1.Общая  характеристика МУП ЖКХ, основные  технико-экономические показатели  его работы

 

 Объектом  анализа для написания дипломной  работы является деятельность  Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» г.Невьянск.

 

 Учредителем  предприятия выступает Муниципальное  образование «Невьянский район»  в лице Комитета по управлению  имуществом. Предприятие имеет сокращенное  фирменное название «МУП ЖКХ»  г.Невьянска.

 

 Местонахождение предприятия – г.Невьянск, ул.Ленина, 11.

 

 Предприятие  МУП ЖКХ является коммерческой  организацией, представляет собой  самостоятельно хозяйствующую организацию,  действует на основании хозрасчета  и дотаций из бюджета.

 

 Как  юридическое лицо предприятие отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и несет ответственность по своим обязательствам. Всем принадлежащим ему имуществом, руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом РФ, Уставом, действующим законодательством РФ.

 

 Структура  представлена на рис.2.1.

 

 Учредитель  предприятия решает следующие  вопросы:

 

 определение  цели, предмета и вида деятельности  предприятия;

 

 утверждение  Устава и формирование уставного  фонда;

 

 назначение на должность  директора предприятия;

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»