Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:28, дипломная работа

Описание

В дипломной работе проведен комплексный анализ финансовой и экономической деятельности МУП ЖКХ, на основе которого разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности данного предприятия, разработана стратегия развития МУП ЖКХ, проведен SWOT-анализ, проведены расчеты экономической эффективности внедения приборов по энергосбережению, дано обоснование к практическому применению, рекомендации по диверсификации деятельности и предложения по внедрению энергосберегающих технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1.Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства
1.2.Проблемы жилищно-коммунальной отрасли России
1.3. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Свердловской области
1.4.Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области
1.5.Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
1.5.1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы
1.5.2.Реформирование экономических отношений
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУП «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г.НЕВЬЯНСКА
2.1.Общая характеристика МУП ЖКХ, основные технико-экономические показатели его работы
2.2.Анализ объема и качества услуг ЖКХ
2.3.Анализ численности и движения кадров
2.4. Анализ организации оплаты труда и средней заработной платы
2.5.Анализ затрат МУП ЖКХ
2.5.1 Анализ общей суммы затрат на производство услуг
2.5.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции
2.6.Анализ источников финансирования
2.7.Анализ организационно-технического уровня МУП ЖКХ
2.7.1.Анализ технического уровня производства
2.8.Финансовый анализ деятельности МУП ЖКХ
2.8.1. Предварительный обзор бухгалтерского баланса МУП ЖКХ
2.8.2. Анализ ликвидности и платежеспособности МУП ЖКХ
2.8.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.8.4. Оценка деловой активности предприятия
2.8.5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.8.6. Анализ рентабельности
3.МЕРОПРИЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУП ЖКХ
3.1.Разработка стратегии развития МУП ЖКХ
3.2. Реализация программы по энергосбережению
3.2.1.Применение на системах теплоснабжения технологий стабилизационной обработки подпиточной воды
3.2.2.Разделение контурной и сетевой воды
3.2.3.Применение пароструйных насосов
3.2.4.Установка предизолированных труб
3.2.5.Применение индивидуальных тепловых пунктов
3.2.6.Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды
3.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
3.4. Обновление основных фондов предприятия
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1.Введение
4.2. Безопасность проекта
4.2. Экологичность проекта
4.3. Чрезвычайные ситуации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

разработка мероприятий.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)

 

 капитальный ремонт водогрейного  котла ПТВМ-30 № 3;

 

 текущие ремонты водогрейных котлов ПТВМ-30 № 1,2;

 

 внедрена технология стабилизационной  обработки реагентом-антинакалином  СК-110 воды системы теплоснабжения  Романовской котельной;

 

 произведена прочистка канализационной  сети;

 

 разработан проект автономного электроснабжения котельной «Романовская»;

 

 произведен ремонт теплотрасс;

 

 произведены работы по теплоизоляции  теплотрассы на сумму 350,0 тыс.руб.;

 

 с помощью прибора «Взлет»  определены утечки в подземных  теплотрассах, проводится работа  по регулировке системы теплоснабжения города.

 

 Проведем анализ жилищного  фонда, находящегося в ведении  МУП ЖКХ ( табл.2.3).

 

 Таблица 2.3

 

Характеристика жилищного фонда  МУП ЖКХ

 

Наименование показателя 

Ед. изм. 

На 

 

1.01.2002 г 

На 

 

1.01.2003 г 

Изменения

 

 

 

 

 

Абс. 

В %

 

1.Общая жилищная площадь МУП  ЖКХ

 

в т.ч. жилой фонд

 

 нежилой фонд 

 

(арендаторы) тыс. кв.м. 

313,5

 

 

299,4

 

14,1 

241,8

 

 

234,6

 

7,2 

-71,7

 

 

-64,8

 

-6,9 

 

 

2.Жилая площадь

 

2.1.количество жилых домов

 

2.2.Количество жилых квартир

 

2.3.Количество проживающих 

тыс.кв.м

 

ед

 

 

ед

 

 

чел 

188,9

 

206

 

 

6480

 

 

15650 

146,3

 

162

 

 

5136

 

 

11644 

-42,6

 

-44

 

 

-1344

 

 

-14006 

 

 

 

 

 Как видно из табл.2.3 общая  жилая площадь МУП ЖКХ на  конец 2002 г. уменьшилась в связи  с тем, что часть жилого фонда  была передана во вновь созданное предприятие МУП «Альтернатива» и соответственно уменьшились расходы по содержанию жилищного фонда МУП ЖКХ (согласно финансового плана на 2001 г. расходы по эксплуатации составили 12532,09 тыс.руб,в 2002 г. - 11281,75 тыс.руб.).

 

 Динамика производства и  реализации услуг МУП ЖКХ в  сопоставимых ценах представлена  в табл.2.4.

 

Таблица 2.4

 

Динамика производства и реализации услуг МУП ЖКХ

Год 

Объем производства услуг, тыс.руб. 

Темпы роста 

Объем реализации услуг, тыс.руб. 

Темпы роста

 

 

 

Базисные 

цепные 

 

Базисные 

цепные

1998 26520,0 100 100 26530,4 100 100

1999 28378,9 107,0 107,0 22074,5 83,2 83,2

2000 28070,2 105,8 98,9 20672,3 77,9 93,6

2001 30440,0 115 108,4 37072,4 139,7 179,3

2002 49904,6 188 163,9 45442,2 171,3 122,6

 

 

 

Рис.2.2

 

 Из табл.2.4 видно, что за  последние 5 лет объем производства  услуг вырос на 88%, а объем реализации - на 71,3%. Темпы роста объемов производства  и реализации находятся примерно  на одинаковом уровне, по объему  производства показатели несколько  выше. С 2000 г. наблюдается значительное увеличение объемов производства и реализации услуг, что связано с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 40 до 60 процентов, а также перевыполнением бюджетом своих обязательств по финансированию (в 2002 году местный бюджет перечислил за счет перевыполнения доходной части средства на 44% больше запланированного уровня).

 

 Для большей наглядности  динамику производства и реализации  продукции и услуг изобразим  на рис.2.2.

 

 Среднегодовой темп роста  производства и реализации услуг можно рассчитать по формуле среднегеометрической взвешенной:

 

n-1 4

 

 Твп = ЦТ1 * Т2 * Т3 * Т4 * Т5 = Ц 1*1,07*0,989*1,084*1,639 = 1,17.

 

 Среднегодовой темп рост  производства составил 117%

 

 Среднегодовой темп роста  реализации услуг составил:

 

4

 

 Трп = Ц6,84 = 1,14 или 114%.

 

 Среднегодовой темп прироста  производства услуг МУП ЖКХ  составил 17%, а реализации – 14%.

 

 Проанализируем производственную  программу предприятия в отчетном  периоде. 

 

 Производственная программа  организаций жилищного хозяйства представлена в табл.2.5.

 

 Таблица 2.5

 

 Производственная программа  организаций жилищного хозяйства

№ пп 

Показатели 

Ед. изм. 

2001 г. 

2002 год 

Изменение в %

 

 

 

 

 

план 

факт 

к плану 

к предыд.периоду

1 Среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда тыс. кв.м. 313,5 241,8 241,8 100 77

Продолжение табл.2.5

2 Среднеэксплуатируемая площадь нежилых поме-щений тыс. кв.м. 7,2 7,2 7,2 100 100

Общая сумма дохода,

 

Всего

млн. руб. 

 

7,3

 

 

6,6

 

 

8,5

 

 

128,8

 

 

116,4

 

 

 

 

в т.ч.

 

 оплата населением

 

 ассигнования из бюджета

 

 другие поступления 

 

 

2,6

 

4,6

 

0,1 

 

4,9

 

1,5

 

0,2 

 

4,9

 

3,4

 

0,2 

 

100

 

226,7

 

100 

 

188

 

44,1

 

200

Объем работ  по жилищному фонду

 

в т.ч.

 

 содержание

 

 текущий  ремонт

 

 капитальный ремонт млн. руб. 

8,2

 

 

2,9

 

4,6

 

0,7 

14,4

 

 

4,7

 

7,2

 

2,5 

9.3

 

 

3,3

 

4,9

 

1,1 

64,6

 

 

70,2

 

68,1

 

44 

113,4

 

 

113,8

 

106,5

 

157

Экономически  обоснованный тариф на содержание и  эксплуатацию 1 кв.м. общей площади,

 

 в т.ч.  для населения руб. 

35,85

 

 

21,51 

53,70

 

 

42,96 

39,00

 

 

31,20 

72,6

 

 

72,6 

108,8

 

 

145

 

 

 

 Анализируя  исполнение производственной программы,  можно отметить следующее:

 

 сумма  доходов в 2002 г. возросла по  сравнению с 2001 г. и составила  в 2002 г. – 8,5 млн.руб. против 7,5 млн.руб. в 2001 г. Данная сумма значительно превышает плановый показатель 2002 г.(6,6 млн.руб.);

 

 с населения  запланированные средства в 2002 г. собраны в полном объеме (4,9 млн.руб.). Этот сбор произведен  за счет недособранных средств  в 2001 г.;

 

 бюджет  в 2002 г. свои обязательства значительно перевыполнил. Плановые сметные назначения составили на 2002 г. 1,5 млн.руб., фактически МУП ЖКХ получил из бюджета 3,4 млн.руб. ( (перевыполнение составило 226,7%).

 

 Другие  поступления запланированы в  размере 0,2 млн.руб., исполнены также 0,2 млн.руб. (процент выполнения-100%).

 

 Вместе с тем предприятие  не справилось с объемом работ  по жилищному хозяйству, т.к.  в 2002 г. необходимый объем работ  составил 14,4 млн.руб., а выполнение  составило 9,3 млн.руб. или 64,6%. Недовыполнение  составило:

 

 по содержанию жилья –  70,2%;

 

 по текущему ремонту –  68,1%;

 

 по капитальному ремонту  – 44%.

 

 Главными причинами невыполнения  производственной программы явилось  выполнение аварийных работ, а  также плохая организация труда  и управления на предприятии,  низкий уровень дисциплины в коллективе.

 

 Таблица 2.6

 

 Производственная программа  МУП ЖКХ по санитарной уборке  города (вывоз мусора)

№ пп 

Показатели 

Ед. изм. 

2001 г. 

2002 год 

Изменение в %

 

 

 

 

 

план 

факт 

к плану 

к предыд.периоду

1 Среднеквартальное число машин Ед. 3 3 2 67 67

Машино-дни (по маркам мусоровозов  и ассинизаторных машин)

 

 в хозяйстве

 

 в работе Машино-дни 

 

906

 

636 

 

712

 

712 

 

712

 

765 

 

100

 

107,4 

 

78,5

 

120

3 Коэффициент использования парка машин % 70 79 107 28 37

4 Число ездок с грузом за период Ед. 1812 1780 1780 100 98,2

Вывоз отходов за период – всего

 

в т.ч. от населения

 

 от предприятий Тыс. куб.м. 

 

14,7

 

12,0

 

2,7 

 

13,6

 

11,5

 

2,1 

 

13,3

 

11,5

 

1,8 

 

97,8

 

100

 

85,7 

 

90,5

 

95,8

 

66,7

Доход от реализации услуги

 

всего

 

в т.ч. от населения Млн. руб. 

 

0,3

 

0,24 

 

0,36

 

0,25 

 

0,34

 

0,25 

 

94,5

 

100 

 

113,3

 

104,2

Установленный тариф за 1 куб.м. мусора

 

в т.ч.по населению руб. 

19,94

 

 

19,94 

42,04

 

 

23,09 

42,04

 

 

23,09 

100

 

 

100 

210,8

 

 

115,6

 

 

 

 Производственная программа  МУП ЖКХ по санитарной уборке  города отражена в табл.2.6.

 

 Анализируя данные табол.2.6 можно  сделать следующие выводы. В 2002 г. увеличился коэффициент использования  парка машин и составил 107%. Доходы от реализации услуг в 2002 г. в сравнении с 2001 г. увеличились на 40 тыс. руб., но тем не менее меньше планового значения.

 

 Тарифы за вывоз твердых  бытовых отходов в 2002 г. возросли  за счет чего можно обеспечить  безубыточную работу предприятия. Убытки и невыполнение обусловлены тем, что жители частного сектора выбрасывают бытовой мусор на улицу, а расчеты для вывозки мусора по предприятию МУП ЖКХ сделаны только по жилищному фонду, обслуживаемому МУП ЖКХ, Жители же частного сектора должны либо сами утилизировать мусор, либо оплачивать расходы, которые несет предприятие МУП ЖКХ, для которых у предприятия имеются отдельные расценки.

 

 На изменение тарифа повлияло  то, что с 2002 г. муниципалитет  установил реальные тарифы (ранее  имело место занижение тарифов).

 

 Тарифы на жилищно-коммунальные  услуги (ЖКУ) регулируются муниципалитетом,  где имеется отдел жилищно-коммунального  хозяйства, занимающийся тарифной  политикой. Отдел рассматривает  представленые расчеты жилищно-коммунальным  предприятием, сравнивает их с плановыми показателями по потреблению услуг на 1 человека, 1 кв.м.площади и т.д.

 

 Предприятиям ЖКХ уровень  рентабельности установлен в  размере не более 15%. В результате  всестороннего анализа отдел  ЖКХ вносит главе муниципального  образования предложения по установлению тарифов на ЖКУ.

 

2.3.Анализ численности и движения  кадров

 

 К трудовым ресурсам (кадрам) относится все трудоспособное  население, т.е. та его часть,  которая обладает необходимыми  физическими данными, умственными  способностями, знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

 

 От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависит объем  и своевременность выполнения  всех Работ, эффективность использования  оборудования , машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

 

 Известно, что конкурентоспособность  предприятия во многом зависит  от занятого на нем персонала.  Хорошо подготовленный и обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу представляет не меньшее, а то и большее богатство, чем новейшее оборудование и передовая технология.

 

 Основными задачами анализа  является:

 

 изучение обеспеченности предприятия  и его структурных подразделений трудовыми ресурсами по количественным и качественным параметрам;

 

 оценка экстенсивности, интенсивности  и эффективности использования  трудовых ресурсов на предприятии;

 

 выявление резервов более  полного эффективного их использования.

 

 Объектами анализа являются:

 

- рациональность численности структуры  персонала

 

- возможный недостаток или излишек  кадров

 

- текучесть кадров

 

- другие показатели

 

 Источниками информации для  анализа служат:

 

 план по труду;

 

 данные годовой и периодической статистической отчетности;

 

 данные табельного учета,  отдела кадров;

 

 форма № 1 « Отчет по  труду»;

 

 форма № П-4 « сведения  о численности, заработной плате  и движении работников».

 

 Таблица 2.7

 

 Общая характеристика состава  и движения кадров МУП ЖКХ

 

BORDERCOLOR="#000000" CELLPADDING=8 CELLSPACING=0> Численность работающих 2001 г. 2002 г. % к предыдущему году Изменение Нормативная 422 456 108 34 Фактическая 369 378 102 9 Из них руководители 22 23 105 1 Специалисты 24 21 87,5 -3 Технические исполнители 9 7 78 -2 Прибыло работников 214 209 98 -5 Убыло работников 176 189 106 13

 

 Обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами определяется  сравнением фактического количества  по категориям и профессиям  с плановой потребностью.

 

 В табл.2.7 приведена характеристика состава и движения кадров МУП ЖКХ г.Невьянска.

 

 В табл.2.8 отражена обеспеченность  трудовыми ресурсами МУП ЖКХ.

 

 Таблица 2.8

 

Обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами

Категория работников 

2001 год 

2002 год

 

 

план 

факт 

% обеспеченности 

план 

факт 

% обеспеченности

Среднесписочная численность производственного  персонала 422 369 87,4 456 378 82,8

В т.ч.рабочие 361 314 86,9 401 327 81,5

 

Из них:

 

слесарь-сантехник 

 

41 

 

37 

 

90,2 

 

43 

 

39 

 

90,6

электрогазосварщик 5 5 100 5 5 100

ИТР и служащие 39 33 84,6 41 28 68,3

Руководители 22 22 100 23 23 100

 

 

 Сравнивая полученные данные  по табл. 2.7 и 2.8 можно сделать  следующие выводы:

 

 Нормативная  численность рабочих увеличилась  в 2002 г на 34 человека или 8%, фактическая  – на 2% или 9 человек. Увеличение  связано с приемом на баланс  предприятия с 1.04.2002 котельной «Романовская». Количество руководителей увеличилось на 1 человека по той же причине.

 

 Среднесписочная  численность составляет в 2001 г.-279 чел, на конец 2002 г. – 378 чел.

 

 Доля  административно-управленческого персонала  составляет 13% (нормативный показатель 10-15%).

 

 В целях  экономии фонда заработной платы  предприятие не принимает работников  до полного штата, имеются вакансии  по рабочим и служащим.

 

 Наиболее  низкая укомплектованность по  ИТР и служащим, на конец 2002 обеспеченность составляет 81,5%, из них обеспеченность кадрами наиболее важных профессий, например, таких как слесарь-сантехник и электрогазосварщик составляет 90,6% и 100% соответственно.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г.Невьянска»