Развитие логистики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание

Слово «логистика» – греческое по происхождению, в Древней Греции оно обозначало искусство рассуждения, в Византии – определялось, как искусство снабжения армии и управления ее перемещением, а в Римской империи – как правила распределения продовольствия.

Содержание

1. Происхождение, задачи и функции логистики
2. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
3.Предпосылки и этапы развития логистики
4.Концепции логистики
5. Основные методологические принципы логистики:
6.Экономический эффект от использования логистики

Работа состоит из  1 файл

логистика курсовая Мерей.docx

— 1.77 Мб (Скачать документ)

Этапы АВС метода:

• установить стоимость  каждой детали;

• установить спрос на каждую деталь;

расположить материалы  по убыванию цены;

• суммировать  данные о количестве и издержках  на материалы;

• разбить материалы  на группы в зависимости от удельного  веса в общих издержках.

Преимущества: позволяет провести классификацию  материалов и формально использовать ее долгое время. Недостатки: возможная переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль.

Использованию этой системы должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций.

Важнейшей функцией в заготовительной логистике  служит контроль входных потоков – поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиками своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции.

 

2. Определение метода  закупок

Закупки могут  осуществляться следующим образом.

  1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).  Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2.  Регулярные  закупки мелкими партиями. Покупатель  заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3.Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным  ведомостям. Метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

•   полный перечень товаров;

•   количество товара, имеющегося на складе;

•   требуемое  количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и  хранение; своевременность поставок.

4.   Получение  товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную  поставку товаров, но характеризуется  следующими особенностями:

•   количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

• поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

•   оплачивается только поставленное количество товара;

•   по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум  работы по оформлению документов.

5.   Закупка  товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка эпизодически используемых  товаров и (или) когда их  невозможно получать по мере  необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

 

3.Задача  выбора поставщика

После того, как решена задача «делать или  покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы  необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.

Исследование рынка закупок  начинают с анализа поведения  рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков  по непосредственным рынками рынкам заменителей и новым рынкам. Далее  следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков. связанных с выходом на конкретный рынок.

 

Перечислим  и охарактеризуем основные этапы  решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут  быть использованы следующие методы:

объявление  конкурса;

изучение  рекламных материалов: фирменных  каталогов, объявлений в средствах  массовой информации и т. п.;

посещение выставок и ярмарок;

переписка и  личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется  список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется  и дополняется.

2. Анализ потенциальные поставщиков.

Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется на основании специальных  критериев, позволяющих осуществить  отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством  поставляемой продукции, а также  надежностью поставок, под которой  понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

удаленность поставщика от потребителя;

сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

наличие резервных  мощностей;

организация управления качеством у поставщика;

психологический климат у поставщика (возможности  забастовок);

способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

финансовое  положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков  формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые  должны завершиться оформлением  договорных отношений, т. е. заключение контракта. Договор включает выбор  метода закупок, разработку условий  поставки и оплаты, а также организацию  транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются  закупки организацией приемного  контроля.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор  поставщика существенное влияние оказывают  результаты работы по уже заключенным  договорам. Для этого разрабатывается  специальная шкала оценок, позволяющая  рассчитать рейтинг* поставщика. Перед  расчетом рейтинга необходимо выполнить  дифференциацию закупаемых предметов  труда.

* Рейтинг — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков (35).

Закупаемые  товары, сырье и комплектующие  изделия, как правило, неравнозначны  с точки зрения целей производственного  или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся  регулярно, может привести к остановке  производственного процесса (равно  как и дефицит некоторых товаров  в торговле - к резкому падению  прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов  труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми  с точки зрения производственного  или торгового процесса, то при  выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

 

Для поиска поставщиков применяется  стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков.

2. Проверка поставщиков.

3. Анализ потенциальных поставщиков.

4. Оценка надежности поставок.

Поставка необходимого сырья или  материалов может осуществляться как  напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю  называют транзитной, а через посредника – складской.

Применение транзитной схемы снабжения  целесообразно использовать для  больших партий поставок постоянного  ассортимента крупными партиями, когда  продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному  потреблению.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно-подготовительные расходы, которые представляют затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также  расходов по заготовке и доставке материальных ресурсов:

• расходы  на формирование сети логистических  цепей, а так же выбор и оценку поставщиков;

• транспортно-экспедиционные издержки;

• почтово-телеграфные, командировочные, представительские  и другие расходы;

• недостачи  и потери в пути в пределах норм естественной убыли

• прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей.

Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая  система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая  система. Иногда предприятие-потребитель  одновременно получает материальные ресурсы  от разных источников – производителей и посредников. На практике распространены гибкие логистические системы. Применение системы «точно в срок» предусматривает  работу потребителей с гораздо более  низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного  снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участия  ков логистического процесса, в том  числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения  при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы  «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать  надежность соблюдения сроков доставки. Для предприятий, использующих систему  «точно в срок», характерны следующие  особенности:

• стабильный выпуск продукции;

• частые поставки небольшими партиями;

• поставки на основе долгосрочных заказов;

• минимальный  объем сопутствующейдокументации;

• объем  информации по поставкам, фиксированный  для всего объема с возможностью изменения от одной поставки к  другой;

• отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;

• ориентирование поставщиков на использование стандартной  тары и упаковки.

Применение  системы «точно в срок» позволяет  достичь следующих результатов:

- сократить затраты на содержание запасов;

- уменьшить количество брака;

- уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика:

- полная загрузка производственных мощностей;

- сохраняется квалифицированная рабочая сила;

- сокращение складских расходов;

- упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

 

Приведем  пример расчета рейтинга поставщика (табл. 5). Допустим, что предприятию  необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения.

Итоговое  значение рейтинга определяется путем  суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного  поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Вступая в  хозяйственную связь с неизвестным  поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности  или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков  наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия  изыскивают различные способы, позволяющие  выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают  к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

отношение ликвидности  поставщика к сумме долговых обязательств;

отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

Информация о работе Развитие логистики в Республике Казахстан