Развитие логистики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание

Слово «логистика» – греческое по происхождению, в Древней Греции оно обозначало искусство рассуждения, в Византии – определялось, как искусство снабжения армии и управления ее перемещением, а в Римской империи – как правила распределения продовольствия.

Содержание

1. Происхождение, задачи и функции логистики
2. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
3.Предпосылки и этапы развития логистики
4.Концепции логистики
5. Основные методологические принципы логистики:
6.Экономический эффект от использования логистики

Работа состоит из  1 файл

логистика курсовая Мерей.docx

— 1.77 Мб (Скачать документ)

Логистический подход создает также условия  для улучшения многих других показателей  функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается   управляемость.

Совокупный  экономический эффект от использования  логистики, как правило, превышает  сумму эффектов от улучшения перечисленных  показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств,  то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

 Интегративные  качества логистических систем  представляют собой способность  этих систем реализовывать конечную  цель, которая получила название  «шесть правил логистики»:

ГРУЗ —  нужный товар;

КАЧЕСТВО  - необходимого качества;

КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве;

ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время;

МЕСТО - в  нужное место;

ЗАТРАТЫ -  с минимальными затратами.

Цель логистической  деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, то есть нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в  нужное место с минимальными затратами.

 

 

Список  основной и дополнительной литературы

Основная литература

1.   Сабден О. С. Акбердин Р.З., Васильева Е.С. Рыочная экономика. Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. – 752 с.

2.   Раимбеков Ж.С. Логистические аспекты уравления промышленными предприятиями. Тараз, Тараз университетi, 2004. –201 с.

3. Сабден О., Раимбеков Ж.С. Логистика: экономика и управлении. – Алматы: ИЭ МОН РК, 2009. -911с.

Дополнительная литература

1. Азбука штрихового кодирования: приложение к журналу «Тара и упаковка» / сост.

И. Н. Смиренный. – М. : ЭГРИ, 1996. – 50 с.

2. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика [Текст] : учебник / Б. А. Аникин. – М. : ТК Велби,

Проспект, 2005. – 432 с.

3. Афанасьева, Н. В. Логистические системы и российские реформы/ Н. В. Афанасьева.– СПб. : СПбУЭиФ, 1995. – 147 с.

4. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник для студ. вузов / А. М. Гаджинский. –

10-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2004. – 408 с.

5. Залманова, М. Е. Логистика: учеб. пособие / М. Е. Залманова. – Саратов : Саратов-

ский гос. техн. ун-т, 1995. – 168 с.

6. Логистика : учеб. пособие / под ред. Б.А. Аникина. – 3-е изд., перераб и доп. – М. :

Инфра-М, 2005. – 368 с.

 

 

2.1. Основы формирования  логистических систем

 

Понятие логистической  системы является одним из базовых  понятий логистики. Существуют разнообразные  системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма.

В общем случае система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице 2.1.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Классификация систем

 

Признак классификации

Вид систем

Сложность

Простая, сложная, большая

Изменение во времени

Статическая, динамическая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная


 

 Следует  различать сложные и большие  системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов. Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Любая система  обладает определенной совокупностью  свойств, которые позволяют говорить об объекте как о системе. Существует  четыре свойства,    которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. Рассмотрим свойства системы применительно к ЛС.

1. Первое свойство (целостность и делимость). ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

2. Второе свойство (наличие связей). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д.

В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.

3. Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

4. Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Только ЛС в  целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также  приспосабливаться (адаптироваться) к  изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы ЛС самостоятельно не могут решать подобные задачи.

 

В логистический  процесс вовлечены различные  здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени  подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность инфраструктуры, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов (различных предприятий или же подразделений одного предприятия).

 Логистика  ставит и решает задачу проектирования  гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Отличительными свойствами логистических систем (ЛС) является наличие потокового процесса и определенная системная целостность. ЛС – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая конкретные логистические функции. ЛС, как правило, имеет несколько подсистем и развитые связи с внешней средой.

Логистическая система характеризуется следующими свойствами: способность взаимодействия с окружающей средой; наличие органа управления; управляемость системы; вариантность поведения; наличие информационных коммуникаций как в самой ЛС. Так  и между системами и средой; наличие контуров обратных связей в  каналах информации; целенаправленное поведение системы. Таковы, специфические  свойства логистических систем.

 В качестве  логистической системы можно  рассматривать промышленное предприятие,  территориально-производственный комлекс, кластерный комплекс, коммерческое предприятие, и т.д.

Цель логистической  системы – доставка товаров и  изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. В максимально  возможной степени подготовленных к производственному или личному  потреблению при заданном уровне издержек.

Логистические системы подразделяются по масштабу деятельности на макрологистические и микрологистические.

1.Макрологистическая  система (МаЛС) (рис. 1)– это крупная система управления материальными потоками,  охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в регионах страны или за рубежом. МаЛС представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Макрологистические системы различают:

- по признаку  административно-территориального  деления страны (районные, межрайонные,  городские, областные и краевые,  региональные и межрегиональные;  республиканские и межреспубликанские;

- по объектно-функциональному  признаку (для группы предприятий  одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

 

 

Рис. 1. Принципиальная схема макрологистической системы

 

Функции макрологистической системы:

- разработка общей концепции  распределения в регионе, стране, между странами;

- оптимизация соотношения форм  снабжения;

- рационализация каналов товародвижения;

- создание сети транспортно-складских  систем и другие.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор.

 

2.Микрологистическая  система (МиЛС).

Микрологистические системы (рис. 2) являются подсистемами, структурными составляющими микрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

 

 

Рис. 2. Принципиальная схема микрологистической системы

Функции микрологистической системы:

- осуществление закупок и реализация  плана поставок в соответствии  с потребностью производства;

- реализация и контроль плана  сбыта;

- воздействие на отдельные логистические  процессы во внешней среде  и другие.

Важным критерием  классификации логистических систем является используемая в этой системе  логистическая цепь – упорядоченное  множество физических и юридических  лиц, осуществляющих логистические  операции по доведению внешнего материального  потока от одной логистической системы  до другой или до конечного потребителя.

В зависимости  от вида логистических цепей логистические  системы подразделяются на системы  с прямыми связями, гибкие и эшелогированные (Рис.3).

 

Логистическая система

производитель


потребитель

а) логистическая система  с прямыми связями


 

 

 

 

производитель


производитель

производитель

б) эшелонированная логистическая система


 

 

 

 

 

 

 

б) гибкая логистическая система


производитель

производитель

производитель


 

 

 

 

 

Рис. 3.  Виды микрологистических систем



 

Логистическая система с прямыми связями. Материальный поток проходит непосредственно  от производителя продукции потребителю.

Эшелонированная логистическая система. На пути материального  потока есть хотя бы один посредник.

Гибкая логистикая система. Движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредника.

В зависимости  от целей ЛС и от степени охвата базисных логистических операции различают  следующие виды микрологистических систем:

- внутрипроизводственные  ЛС оптимизируют управление МП  в пределах технологического  цикла производства продукции  (снижение запасов МР и незавершенного  производства, ускорение оборачиваемости  оборотного капитала фирмы, уменьшение  длительности производственного  периода, управление запасами  МР, оптимизация работы технологического  транспорта);

- внешние  ЛС решают задачи, связанные с  управлением потоков от их  источников к пунктам назначения  вне производственного технологического  цикла. Это снабженческие и  распределительные задачи, такие  как рационализация движения  МР и ГП в товаропроводящих  цепях, сокращение времени доставки  МР и ГП и времени выполнения  заказов потребителей, транспортировка,  складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

- интегрированные ЛС включают  в качестве элементов внутрипроизводственные  и внешние логистические системы.

Информация о работе Развитие логистики в Республике Казахстан