Развитие логистики в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание

Слово «логистика» – греческое по происхождению, в Древней Греции оно обозначало искусство рассуждения, в Византии – определялось, как искусство снабжения армии и управления ее перемещением, а в Римской империи – как правила распределения продовольствия.

Содержание

1. Происхождение, задачи и функции логистики
2. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике
3.Предпосылки и этапы развития логистики
4.Концепции логистики
5. Основные методологические принципы логистики:
6.Экономический эффект от использования логистики

Работа состоит из  1 файл

логистика курсовая Мерей.docx

— 1.77 Мб (Скачать документ)

Материально-техническое  обеспечение производства (деятельность, связанная с планированием и поддержанием производственного процесса – хранение, обработка и пополнение запасов, транспортировка).

Снабжение (деятельность, связанная с приобретением товаров и материалов у внешних поставщиков – планирование потребности, выбор поставщиков, размещение заказов, получение и транспортировка ресурсов, хеджирование рисков).

Основным  объектом интегрированной логистики  является функциональный цикл – это цикл исполнения заказа. Основным положением концепции интегрированной логистики является качество обслуживания потребителей на базе прогноза спроса и предложения. Используются экспотенциальные модели сглаживания.

Четвертая концепция  – логистическая концепция управления цепью поставок представляет собой интеграцию конкретной фирмы со всеми фирмами в организации поставок (любая компания является одновременно поставщиком и потребителем).

Поставщики, потребители и фирмы, оказывающие  логистические услуги (распределительные склады, транспортные компании), составляют единую цепь поставок и используют единый банк информации, разрабатывают единые планы, что позволяет превратить логистические каналы распределения в более эффективные и конкурентоспособные.

Концепция управления цепью поставок предусматривает четкое разделение понятий логистического канала распределения и цепи поставок. Логистический канал имеет дело с физическим движением продукта. Главными и традиционными участниками этого канала являются производитель, оптовая и розничная торговля. Каждому из участников поочередно принадлежит товар, и они принимаютна себя также риски, связанные с их статусом временных владельцев продукции.

Все логистические  каналы и их деятельность графически можно представить в виде сетей.

Понятие цепи поставок расширяет понятие логистического канала и имеет ряд отличий. Во-первых, канал сосредотачивается на одном  продукте или на ряде родственных  продуктов и осуществляет их доставку от производителя к потребителю. Цепь поставок охватывает весь путь от начального поставщика до конечного потребителя. Во-вторых, канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования продуктов и процессов таким образом, чтобы движение ресурсов по всей цепи проходило планомерно. В-третьих, в цепи поставок осуществляется более эффективное управление запасами материальных ресурсов, так как происходит непрерывный процесс пополнения запасов. В-четвертых, цепь поставок позволяет без особых проблем осуществить переход от выталкивающей к вытягивающей системе за счет использования более коротких циклов планирования и сокращения времени пополнения запасов продукции. В-пятых, цепь поставок позволяет эффективно организовать информационные связи общего пользования (управления) и координировать их с помощью долговременных соглашений между ее участниками.

 

5. Основные методологические принципы логистики.

1. Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.

Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

2. Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления

материальными и связанными с ними информационными  и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

3. Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума.

4. Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.

5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

6. Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

7. Принцип TQM – всеобщего управления качеством – обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т. п.

9. Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных тарифов и т. п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

Исторически сложились четыре фундаментальные  парадигмы логистики: аналитическая, технологическая, маркетинговая, интегральная. Каждая из парадигм означает уровень логистического развития предприятия, которому соответствуют свои критерии.

Аналитическая парадигма не способна формализовать адекватным способом сложные динамические системы. К ней относятся сложные экономико-математические модели.

Технологическая парадигма не способна приспособиться к изменяющимся условиям бизнеса.

К ней относятся  такие системы, как MRP (Material Requirements Planning – Планирование материальных потребностей), MRPII (Manufacturing Resource Planning – Планирование Производственных Ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning – Планирование ресурсов предприятия).

Применение маркетинговой парадигмы хотя и позволяет получить отдельные оптимальные решения, но генерирует новые проблемы, не обеспечивая конструктивного интегрального подхода. К данной парадигме относится система ERPII (Enterprise Resource Planning II – Планирование ресурсов предприятия II).

Сущность интегральной парадигмы заключаетсяв рассмотрении логистики как некоего инструмента менеджмента, интегратора различных функций, связанных материальным потоком, для достижения целей бизнеса. Примером таких функций являются JIT (Jist-in-time – точно в срок), Lean production («стройное/тощее» производство).

Перспективы развития логистики в Казахстане

Возможность и темпы развития логистических  подходов в отечественном бизнесе  также нельзя рассматривать в отрыве от имеющейся на сегодняшний момент социально-экономической, политической обстановки в РК и прогноза хода экономических реформ. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода РК к рыночным отношениям. Термин «логистика» и, соответственно, научная дисциплина стали применяться и преподаваться у нас сравнительно недавно. Однако отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.

До перехода к рынку в изучении указанных  дисциплин, практических приложениях преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники по существу единого логистического процесса в сферах производства и обращения продукции рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования. Логистический подход в концептуальном понимании в аспектах маркетинговой или интегральной парадигм не мог быть востребован до начала перехода к рынку.

В отраслях промышленного производства к прерогативе  логистики относятся внутрипроизводственные системы организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным производствам и робототизированным комплексам, системам автоматизации проектирования (САПР). Известны примеры эффективного использования в промышленности отечественных микрологистических систем типа РИТМ, КСОТО, САПР, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам MRP/DRP, KANBAN и др.

Таким образом, рассмотренные объективные предпосылки  составляют исходный фундамент распространения логистической концепции в сферах производства и обращения продукции в экономике РК.

Необходимо  быстрейшее внедрение логистического мышления в практику работы хозяйственных руководителей и менеджеров различного ранга, персонала предприятий сферы обращения, транспортников. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Требуется, конечно, развитие и совершенствование  производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики, создание логистических товаропроводящих структур, микро- и макрологистических систем различного уровня. В РК нет необходимости повторять долгий исторический путь, который прошла логистика в зарубежных капиталистических странах. Используя накопленный ими опыт и свой потенциал, необходимо ускоренными темпами внедрять современные логистические подходы и системы в рыночно ориентированных структурах отечественного бизнеса.

 

6.Экономический   эффект от   использования   логистики

 Материальный  поток, двигаясь от первичного  источника сырья через цепь  производственных, транспортных и  посреднических звеньев к конечному  потребителю, постоянно увеличивается  в стоимости. Проведенные в  Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего  к конечному потребителю, более  70% составляют расходы, связанные  с хранением, транспортировкой, упаковкой  и другими операциями, обеспечивающими  продвижение материального потока.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы  улучшения экономических показателей  субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными  потоками.

Рассмотрим  главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными  потоками. В сферах производства и  обращения применение логистики  позволяет:

— снизить  запасы на всем пути движения материального  потока;

—    сократить время прохождения  товаров по логистической цепи;

— снизить  транспортные расходы;

— сократить  затраты ручного труда и соответствующие  расходы на операции с грузом.

Значительная  доля экономического эффекта достигается  за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 - 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется    следующим:

— в общей  структуре издержек на логистику  расходы на со­держание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

— большая  часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

— в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 - 30% от общего объема издержек.

Сокращение  запасов при использовании логистики  обеспечивается  за    счет высокой  степени согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, а также  по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров  по логистической цепи. Сегодня в  общих затратах времени, отводимых  на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно про­изводство составляют в среднем от двух до пяти процентов.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в  единицу времени, снизить себестоимость  продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает  также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются  холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности  участников товародвижения в области  технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой  тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от приме­нения логистики –   сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Информация о работе Развитие логистики в Республике Казахстан