Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.
Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83
Заслуживает отдельного внимания и еще один крупный проект в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Диспетчеризация
лифтового хозяйства, осуществление
полного и всеобъемлющего контроля
за инженерно-механическими и
Общая
предварительная стоимость
Введение в действие данной системы позволит не только снизить расходы КП ПТЖХ за счет оптимизации численности обслуживающего персонала (вместо 120 лифтеров для обслуживания системы необходимо примерно 40 лифтеров-обходчиков и примерно 10 человек техников и диспетчеров контрольных пунктов), но так же позволит более оперативно реагировать нна сигналы о нарушениях нормативных параметров работы лифтового хозяйства. Кроме того, будет возможность эксплуатировать лифты не 16 часов, как сейчас, а полные сутки.
Перспективное планирование каких-либо серьезных проектов и программ развития предприятия , требующих капитальных вложений в настоящих условиях хронического дефицита бюджетного финансирования, снижения денежных поступлений от населения, как в следствии введения новых льгот по техническому обслуживанию жилищного фонда, так и от применения нового порядка расчетов платы за найм жилого помещения требует полной уверенности в материально-техническом обеспечении планируемых задач.
Выводы и предложения.
Как было показано в работе, ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг;
Переход на принципы самоокупаемости и самофинансирования в условиях рыночных преобразований привел к изменениям в источниках финансирования предприятий отраслей народного хозяйства.
Современный период характеризуется сокращением объемов бюджетного финансирования отраслей народного хозяйства. В свете событий, происходящих в экономике нашей страны последнее десятилетие особую актуальность приобретает проблема эффективности использования бюджетных ассигнований.
В условиях рыночной экономики, несмотря на наличие разнообразных форм и методов финансирования расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование не исчерпывает своей значимости. Следует отметить, что роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. В ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования, а также через финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе и на условиях возвратности.
В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)
Из бюджетов Субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.
В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».
На местном уровне, в силу сложившихся объективных причин, заведомо убыточная часть деятельности муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта (т.е. предприятия первой категории) нуждаются в обязательном бюджетном финансировании. Муниципальными органами власти, предприятиям этой группы, за счет средств бюджета возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг. Так, дотации на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в 1999 году составили 24,98% в общих расходах бюджета г.Зеленодольска.
Проведенный в работе анализ позволяет наблюдать тенденцию снижения доли расходов городского бюджета на поддержку предприятий местного хозяйства. В 1996 году удельный вес в общих расходах бюджета составил 28,93%, 1997 году - 31,18%, а в бюджете 1999 года предусмотрено 24,98%. Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме бюджетных ассигнований занимают дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 1996 году они составили 27,69%, в 1997 году - 30,16%, в 1998 году - 30,03%, в 1999 году утверждены в размере 23,87%.
Проведенное исследование в области финансирования предприятий местного хозяйства позволяет выявить следующие проблемы:
-Систематическое недофинансирование муниципальных предприятий.
Действующая практика
- Для расчета финансовых планов, специфицированной потребности в используемых ресурсах, предприятиями применяются социальные стандарты: минимальный, средний и рациональный. С одной стороны, применение социальных стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных ассигнованиях, но с другой стороны, при планировании в бюджете закладываются расходы по минимальному социальному стандарту, которые за тем утверждаются с учетом доходной базы бюджета и коэффициента 0,7 действующего в 1999 году.Так, в бюджете города Зеленодольска по предприятию ПТЖХ-2 в 1999 году дотация на покрытие убытков была утверждена в сумме 5700 тыс.руб., что соответствует 49,62% от запланированной предприятием потребности по минимальному социальному стандарту;
- В силу объективных причин, финансирование местного хозяйства производится в основном взаимозачетом (90-92% от общей суммы финансирования), что затрудняет финансово-хозяйственную деятельность предприятий, так как организации вынуждены производить бартерный обмен, что в известной степени уменьшает сумму финансирования (при бартерном обмене взимается налог).
В
целях решения
1. Определить источники финансирования.
В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут выступать средства: местного бюджета; внебюджетных фондов; органов местного самоуправления; немуниципальных фондов, образованных с участием органов местного самоуправления; независимых фондов, образованных без участия органов местного самоуправления; финансово-кредитных организаций; средства муниципальных предприятий (самофинансирование, взаимное финансирование); других юридических лиц; физических лиц.
Из бюджетных средств должны возмещаться расходы только в части заведомо убыточной деятельности предприятий.
Финансирование муниципальных предприятий из средств различных фондов возможно в тех случаях, когда цели деятельности соответствующих предприятий совпадают.
Финансово-кредитные
организации будут
Все другие организации и
2. В качестве механизма рационализации расходов можно предложить регулярную корректировку тарифов и цен в зависимости от эффективности деятельности предприятия и платежеспособного спроса населения. Нерегулируемый рост тарифов и цен на услуги, оказываемые населению, может привести к увеличению платежей. Так, просроченная задолженность населения г.Зеленодольска за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 1999 года составила 26% к месячному ее начислению.
В целях сокращения
3. Создать условия и стимулы для самостоятельного зарабатывания средств предприятиями для частичного, а в идеальном варианте полного самофинансирования;
4. Демонополизировать и развивать конкурентную среду посредством создания служб заказчика. В городе Зеленодольске в качестве заказчика выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которое заключает договора с подрядными организациями любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе;
5. Отказаться от применения в финансировании предприятий взаимозачетов;
6. В целях сокращения бюджетного финансирования перевести предприятия жилищно-коммунального хозяйства на энергосберегающие технологии и провести реформирование этой отрасли в целом;
Таким образом, в ходе проделанной работы можно сформировать четкие и понятные пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований в городе Зеленодольске. Тем более, что нынешние непростые экономические условия являются стимулом для проявления инициативы.
И надо сказать, что позитивные изменения в этом направлении уже есть. Как результат – программа повышения эффективности использования энергии в системе теплоснабжения г. Зеленодольска на 1998-2004 г., основные положения которой приведены мною в приложении 2.
Список литературы: