Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, по предприятию ПТЖХ-2 предусматривается  доходов, согласно их расчету, в сумме 1541,6 тыс.рублей.

       Расходы рассчитываются предприятием по трем социальным стандартам:

    • минимальному (8034 тыс.руб);
    • среднему (9260 тыс.руб.);
    • рациональному (10841 тыс.руб.)

       Социальные  стандарты и социальные натуральные  нормы распространяются на систему предприятий ЖКХ в Республике Татарстан, содержание которых финансируется из местного и республиканского бюджетов. Социальные стандарты и социальные нормы предназначены для использования в качестве нормативной базы для расчета бюджетной потребности территорий, для системы бюджетного регулирования, а также формирования в качестве расчета финансовых планов, специфицированной потребности в используемых ресурсах предприятий, учреждений, организаций.

       Применение  социальных стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных ассигнованиях. Социальные стандарты являются едиными и действуют на всей территории РТ.

       Так, в бюджете города по предприятию  ПТЖХ-2 в 1999 году дотация на покрытие убытков утверждена в сумме 5700 тыс.руб., что составляет 49,62% от минимального стандарта.

       Финансы коммунальных предприятий зависят  от структуры потребления услуг, уровня тарифов на услуги и т.д. Их деятельность осуществляется на принципах  хозрасчета. В бюджете города Зеленодольска  предусмотрены дотации следующим коммунальным предприятиям: Зеленодольскому предприятию тепловых сетей (ЗПТС), жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) в части компенсации за коммунальные услуги, а также предприятиям банного хозяйства.

       Предприятия банного хозяйства ежегодно составляют сметы затрат, которые предоставляют в УЖКХ администрации для проверки и утверждения. Сметы затрат служат основой для составления сводного проекта плана доходов и расходов по банному хозяйству, который представлен в таблице 2.3.

       Таблица 2.3

Сводный проект плана доходов и расходов

по  банному хозяйству  на 1999 год.

       тыс.руб.

Коли-чество помывок в год

т.п.

Коли-чество льготни-ков

т.п.

Дейст-вующий тариф

в руб.

Доходы без  НДС в тыс.руб. Средний тариф

 в  руб.

Расходы

тыс.руб.

Планово-расчет-ный  тариф

 в руб.

Убытки

 в  тыс.руб.

201 20 5 905 4,5 3289 16,36 2384
Капитальный ремонт 818
Итого: 3202
 

       Сводный проект доходов и расходов по банному  хозяйству используется для составления  местного бюджета.

       Из  городского бюджета жилищно-строительным кооперативам возмещаются расходы на вывоз твердых бытовых отходов, водоснабжение и лифт. Прочие расходы по ЖКХ покрываются полностью за счет средств его членов. В УЖКХ администрации предоставляется расчет для проверки и утверждения по следующей форме (таблица 2.4).

       Таблица 2.4

       Расчет  дотаций по ЖКХ  г. Зеленодольска  на 1999 год.

Наименование  коопреатива Количество  человек / льготников (льготников ТБО  человек) Вывоз ТБО

руб

Водоснабже-ние

руб.

Водоотведе-ние

руб.

Лифт

руб.

ЖСК-6 742/139 (11) 10816 4125 3781 41860
Всего по ЖСК-6   75342 28529 24476 94871
Итого по ЖСК 223218        
 

Механизм  расчета дотаций  по ЖСК. 

    1. Вывоз твердых бытовых  отходов (ТБО):

а) 742 * 1,1 = 816,2 - объем ТБО по дому в год, где

    742 - количество  жильцов

    1,1 м3 - норма вывоза ТБО на 1 человека в год

816,2 * 24,08 = 19654,09 руб. - стоимость вывоза ТБО  за год (расходы), где 

       24,08 - стоимость 1 м3 ТБО.

б) 731 * 1 * 12 = 8772 руб. - доходы, где

       731 - количество жильцов;

       1 руб - тариф;

       12 - количество месяцев в году.

в) 11 * 0,5 * 12 = 66 руб., где

       11 - количество льготников

Всего:  8838 руб. (8322 + 66) - сумма, собираемая с  жильцов дома за год.

Разница: 19654,09 - 8838 = 10816 руб. - сумма, подлежащая возмещению из бюджета. 

    1. Водоснабжение:

8,82 * 12 * 603 * 0,24 = 16317,1 руб., где 

    8,82 - норма водоснабжения на 1 человека;

    603 - количество  жильцов;

       12 - количество месяцев в году;

    0,24 - тариф 

8,82 * 12 * 139 * 0,12 = 1765,4 руб., где 

    139 - количество  льготников;

    0,12 - льготный тариф 

Всего: 17082,5 руб. (15317,1 + 1765,4)

6,69 * 12 * 603 * 0,24 = 11618,1 руб.

6,69 * 12 * 139 * 0,12 = 1339,0 руб., где

       6,69 - действующая на муниципальном  уровне норма водоснабжения на 1 человека

Всего: 12957 руб.

Разница: 17082,5 - 12957,1 = 4125,3 руб. - сумма подлежащая возмещению.

    1. Водоотведение

8,82 * 12 * 603 * 0,22 = 14040,7 руб.

8,82 * 12 * 139 * 0,11 = 1618,28 руб.

Всего: 15658,9 руб.

6,69 * 12 * 603 * 0,22 = 10649,9 руб.

6,69 * 12 * 139 * 0,11 = 1227,4 руб.

Всего: 11877,3 руб.

Разница: 3781 руб. (15658,9 - 11877,3)

       Расчетная потребность дотации ЖСК на возмещение разницы в цене за коммунальные услуги составляет 223218 руб. В бюджете утверждена дотация в размере 212000 руб.

       Из  местного бюджета полностью финансируются  расходы по благоустройству и  текущему содержанию города.

       УЖКХ  администрации ежегодно составляет план мероприятий по благоустройству и текущему содержанию, который выносится на рассмотрение сессии объединенного Совета народных депутатов, после чего утверждается заместителем главы администрации по коммунальному хозяйству. В план 1999 года включены мероприятия по капитальному ремонту: реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог, тротуаров; строительство контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов; устройство ограждений газонов, а также мероприятия по текущему содержанию: техническое обслуживание устройств уличного освещения; санитарная очистка и содержание города; содержание кладбищ; дорожно-мостовое хозяйство; озеленение улиц и внутриквартальных территорий и прочие.

       Работы  по капитальному ремонту дорог проводятся в соответствии с проектно-сметной документацией, которая оформляется в соответствии с едиными районными расценками на строительные работы с применением местных материалов для промышленного и гражданского строительства на территории РТ и СНиП 14-5-82. Правильность составления проектно-сметной документации проверяется специалистами УЖКХ администрации.

       Объемы  расходов по техническому обслуживанию устройств уличного освещения рассчитываются исходя из стоимости технического обслуживания (61,8 руб. / 1000 час), количества ламп (2843 штук) и часов их горения (3860 час / год):

61,8 * 3860 * 2843 = 678192 руб.

       Система санитарной очистки и содержания города включает следующие мероприятия:

    • Механизированная уборка городских территорий

    Расчет  затрат производится на летний и зимний период:

    а) в летний период ( с 1.04. по 31.10):

974,9 тыс.м2 * 34,0 руб. * 150 дн. * 0,8 = 3977894 руб.

    б) в  зимний период (с 1.01 по 31.03 и с 1.11 по 31.12):

1104,9 тыс.м2 * 30,9 руб. * 102 дн. * 0,8 = 2784174 руб.

    • Ручная уборка:

    а) в  летний период:

34148 тыс.м2 * 11,3 руб. = 385616 руб.

    б) в  зимний период:

34148 тыс.м2 * 14,4 руб. = 491731 руб.

    • Ливневая канализация:

    открытая  система лотков - 4293 п/м

    4283 п/м  * 51,8 = 222374 руб.

    • Вывоз твердых бытовых отходов с частного сектора:

      Проживает - 8000 человек

      Количество ТБО:

      0,75 м3 * 8000 чел. = 6000 м3

      6000 м3 * 24,08 руб. = 144480 руб. - расходы

      8000 чел. * 0,75 руб. * 12 мес. = 72000 руб. - доходы

      144480 - 72000 = 72480 руб. - затраты.

       Вышеперечисленные мероприятия включаются в смету  расходов. Смета расходов, составленная на основе плана мероприятий по благоустройству и текущему содержанию, направляется в городской финансовый отдел, где проверяется и окончательно утверждается на сессии Совета народных депутатов. Утвержденная смета возвращается в УЖКХ администрации на доработку, которая заключается в изменении предусмотренных объемов до уровня утвержденных сумм финансирования.

       На  благоустройство города выделяются дотации и из Республиканского бюджета. Для определения необходимой  суммы ассигнований УЖКХ администрации  ежегодно производит расчет потребности средств на благоустройство города Зеленодольска согласно норм Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

       Из-за недостаточности средств в бюджете  сумма дотации утверждается по минимальному стандарту с применением поправочного коэффициента 0,7 в 1999 г.

       В соответствии с утвержденными сметами  и выделенными дотациями УЖКХ администрации заключает договора с предприятиями и организациями  на выполнение работ  по благоустройству  и содержанию города.

       Бюджетные средства городскому транспорту выделяются на покрытие убытков, которые возникают  в связи с предоставлением  льгот некоторым категориям граждан, имеющим право на бесплатный проезд, а также выделяются дотации на «выпадающие доходы» по льготным проездным билетам.

       Доходы  по государственному предприятию «Зеленодольское  пассажирское автотранспортное предприятие» (далее ЗПАТП) рассчитываются исходя из тарифа одного проезда и платных  пассажирских километров.

       Расчетный тариф и размер устанавливаемой  на его основе дотации предусматривается в качестве одного из условий договора местной администрации с транспортным предприятием ПАТП. Принятый уровень расчетного тарифа по мере необходимости индексируется с учетом изменения оптовых цен и заработной платы в порядке, определяемом в договоре.

       Определение размера расчетного тарифа производится транспортным предприятием исходя из данных за последний отчетный период о доходах и расходах на пассажирские перевозки в городском и пригородном  сообщении.

       Сумма расходов на предстоящий период определяется исходя из фактических расходов отчетного периода на единицу транспортной работы (пассажиро-километр и т.д.) и объема этой работы на предстоящий период, предусмотренного в договоре транспортного предприятия с местной администрацией.

       Расчетный тариф определяется путем деления  полученных доходов на намечаемый в  предстоящем периоде объем пассажирских перевозок в городском, пригородном  сообщении.

       Согласно  Приложения в Письму Минфина РТ от 20.05.95 г. № 04-49 «Рекомендации по определению расчетных тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях и порядок расчетов по ним с предприятиями всех видов транспорта» размер дотации транспортным предприятиям определяется исходя из намечаемого объема перевозок и разницы между доходами по расчетному тарифу и доходами от применения действующих тарифов на перевозки пассажиров. При этом на предприятиях транспорта необходимо раздельное ведение учета доходов и расходов по дотируемому виду деятельности.

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны