Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

       В условиях рыночного хозяйства одной  из форм привлечения предприятием средств для финансирования капитальных вложений служит выпуск долговых ценных бумаг (облигаций ).

       Специфической формой финансирования капитальных  вложений, альтернативной банковскому  кредитованию становится лизинг. Его  целью является содействие научно-техническому развитию через сдачу в аренду на длительный срок оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, зданий и другого имущества. Банки или специальные лизинговые компании осуществляют лизинговые операции путем предоставления предприятиям ссуды в виде средств труда, сданных в аренду за соответствующую плату. Такая форма «кредитований» весьма эффективна, поскольку расширяет возможности предприятий быстрее повышать свой технический потенциал, избегать потерь в связи с моральным старением машин и оборудования. При этом экономия средств при лизинге составляет 10 процентов от стоимости оборудования за весь срок по сравнению с обычным кредитом.

       Другой  формой кредитования является ипотека. Ипотечный кредит – ссуда под  залог недвижимого имущества. При его применении риск кредитора меньше, чем внутренний предпринимательский риск, поскольку имеются материальные гарантии возврата капитала. Ипотечное кредитование выгодно как для предприятия, так и для кредитора. Для предприятия выгодно тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с длительным сроком кредитования успевает, наладив свою работу, возвратить заемные средства уже из полученной прибыли. Для кредитора – тем, что он получает долговременную прибыль в виде процентов и имеет дополнительные гарантии по возврату кредита (42;с.83).

       В условиях командно-административной системы  управления экономикой бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в  общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость  в финансировании крупных целевых программ ( природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и других программ ).

       На  предприятиях за счет прибыли формируется  фонд развития социальной сферы, средства которого направляются на капитальные  вложения объектов непроизводственной сферы, находящихся на балансе данных предприятий. Кроме того, на эти цели могут быть направлены средства спонсоров, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, обязательная плата населения за некоторые виды услуг (32;с.157).

Таким образом, рассмотренный материал данного параграфа свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики существуют разнообразные формы и методы финансирования расходов на народное хозяйство. При этом участие государства в финансировании стратегически важных отраслей народного хозяйства сохраняется и является достаточно значимым в их развитии. Изменяются лишь направления ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.  

1.2.   Участие государства  в финансировании  отраслей

народного хозяйства.

       Размеры государственного сектора в хозяйстве России всегда были весьма значительны, особенно к концу 19 – началу 20 века. О масштабах участия госсектора в экономике страны можно судить по параметрам его отдельных структурных элементов. В начале 20 века оно было представлено :

    • в промышленности – военными, горными, спирто-водочными и лесопильными заводами. Самую крупную группу казенных предприятий составляли военные заводы. К ним примыкали горные заводы , также выпускавшие военную продукцию. Затем шли спирто-водочные заводы, поскольку государство являлось крупным производителем водки;
    • в инфраструктурных отраслях – железными дорогами, речными судами, предприятиями связи ( казне принадлежала основная, так называемая правительственная, почтово-телеграфная и телефонная сеть );
    • в лесном хозяйстве – лесничествами, производившими заготовку и продажу леса;
    • в сфере обслуживания сельского хозяйства – казенными конезаводами, элеваторами и зернохранилищами, агрономическими участками, прокатными и зерноочистительными пунктами, опытными станциями и прочими.

       Правительство несмотря на сопротивление промышленных кругов, сознательно проводило политику расширения государственного сектора. В то же время дальнейшее развитие получают государственные заказы, которые  предоставлялись как казенным так и частным предприятиям. Однако казенные заводы получали менее выгодные заказы, чем частные предприятия, в целях финансовой поддержки последних. Такое распределение заказов привело к появлению излишнего количества частных предприятий, использующих казенные заказы.

       Этому периоду также свойственно стремление государства поддерживать малорентабельные, но необходимые ( в том числе новые ) отрасли народного хозяйства. Это  отчасти касается развития в России железнодорожного транспорта.

       В начале 20 века доминирующее положение стала занимать сеть казенных железных дорог (39;с.71).

       Эксплуатация  железных дорог осуществлялась следующим  образом. Управлениям железных дорог  из казны выделялись средства на эксплуатационные расходы, которые покрывались поступлениями от оплаты грузо – и пассажиро- перевозок. Оплата определялась тарифами, разрабатываемыми Тарифным комитетом Министерства финансов с участием представителей от железных дорог, с одной стороны, представителей от производителей, потребителей и торговцев (бирж) – с другой.

       При разработке тарифов упор делался  на принцип прибыльности железных дорог, хотя нередко на первый план выдвигалось  государственное регулирование  грузопотоков в целях развития отдельных  регионов или производств. Пассажирские перевозки, как и в других странах, были убыточны. Тем не менее по предложению министра финансов С. Витте в 1894 году в России были установлены самые низкие цены на билеты при наибольших удобствах для пассажиров. После снижения цен выручка от пассажирских перевозок резко возросла, убытки казны сократились вдвое – с 0.4 копеек на одну пассажиро-версту до 0.18 – 0.2 копеек.

       Как свидетельствуют данные за 1892 – 1900 годы, поступления за все перевозки  превышали текущие эксплуатационные расходы. Но эксплуатационные расходы  не отражали всех затрат на железные дороги. Казенные железные дороги имели даже чистый доход. Прибыль объяснялась промышленным подъемом в стране, урожайными годами и увеличением перевозок по железным дорогам.

       Следующим важнейшим направлением было участие  государства в развитии казенных промышленных предприятий. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы. Государство стремилось перевести их на « коммерческие основания». Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости «назначать» до 15 процентов на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10 процентов ее предназначалось на премирование администрации. «Коммерческие основания» представляли собой определенное приспособление госпредприятий к рынку, хотя, конечно, это еще не был рыночный режим хозяйствования. На практике даже урезанные «коммерческие основания» полностью реализовать не удавалось. Для решения определенных общегосударственных задач приходилось отдавать предпочтение нерыночным методам хозяйствования. На казенные предприятия возлагались некоторые функции социальной помощи населению (например, отпуск продукции на льготных условиях ).

       Горнопромышленные предприятия под объем производства в соответствии с утвержденной правительством сметой доходов и расходов получали из казны средства в виде «операционного кредита», которые возвращали из поступлений от производства продукции и услуг. Специальным целевым назначением выделялись средства на реконструкцию заводов, капитальный ремонт, приобретение оборудования, а также на уплату промыслового налога и сборов с имущества. Финансирование горных заводов осуществлялось так же, как и железных дорог.

       На  «коммерческие основания» переводились и военно- промышленные предприятия (38;с.101).

       Таким образом, государство было крупнейшим собственником, в силу чего оно несло  расходы по организации производства.

       Исторически можно выделить следующие основные причины возникновения государственных  предприятий :

       1. Экономические причины 

       С развитием общественного производства и торговли возникает потребность в средствах сообщения и отдельных отраслях, а размеры индивидуальных накоплений не позволяют частным предпринимателям организовать производство и обслуживание в необходимых масштабах. Поскольку их отсутствие сдерживает развитие и других отраслей, государство берет на себя строительство таких объектов;

       2. Политические причины.

       По  политическим причинам государство  развивает предприятия военного назначения, телеграф, телефон и  почтовую связь. Эти отрасли в свою очередь дают толчок развитию ряда смежных отраслей ;

    1. Фискальные причины.

       Ряд отраслей ( добыча соли, золота ) государство  развивает в силу ограниченности ресурсов или высокой доходности. Пользуясь своими правами, государство  объявляет эти отрасли своей монополией.

       Рассматривая  развитие государственных расходов на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию  к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для  проникновения частного капитала, последний  вытесняет государственный сектор. В случае ухудшения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов. В силу объективных причин государство не может отказаться от финансирования народного хозяйства. Так, основным мотивом расширения участия государства в создании предприятий в 15-17 веках можно считать стремление укрепить единое централизованное государство, его экономическое положение, обороноспособность, стабилизировать государственный строй. На пороге 21 века потребность в государственном финансировании отраслей народного хозяйства обусловлена такими факторами, как :

    • государственная безопасность ;
    • безопасность функционирования отдельных объектов государственного значения ;
    • необходимость экологического равновесия ;
    • удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах, производство которых убыточно ;
    • добыча и хозяйственное использование нерентабельных ресурсов;
    • решение крупных научно-технических, экономических, социальных, экологических и других задач государственного масштаба.

       К настоящему времени в большинстве стран сложилась система государственных предприятий двух типов – принадлежащих центральному правительству (или правительствам субъектов Федерации) и местным органам власти. Во втором случае эта собственность называется муниципальной.

       Муниципальная собственность с позиции права  представляет достояние населения  соответствующей территории . Пункт  первый статьи 215 Гражданского Кодекса  РФ определяет объект муниципальной  собственности как имущество, принадлежащее  на праве собственности городским и сельскохозяйственным поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

       Для имущества, входящего в муниципальную  собственность. Гражданским Кодексом предусмотрено два типа реализации правомочий собственности :

       1. Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, во владении, пользовании или распоряжении на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления;

       2. Охватывает средства местного  бюджета и иное муниципальное  имущество, которые не закреплены  за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляя казну соответствующего муниципального образования.

       Целью реализации права муниципальной  собственности является удовлетворение интересов собственников. Оно достигается  тем, что муниципальная собственность составляет финансово-экономическую базу, фундамент местного самоуправления.

       В соответствии с Гражданским Кодексом РФ муниципальные предприятия создаются  только в форме унитарных предприятий, то есть коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними органами местного самоуправления имущество.

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны