Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

       На  практике размер дотации по транспортному предприятию определяется как превышение расходов над доходами, с учетом выделения дополнительных средств в фонд экономического стимулирования. ПАТП составляет также смету расходов по социальным стандартам.

       Предложения по индексации расчетного тарифа подготавливаются ПАТП по мере изменения оптовых цен на горюче-смазочные и другие материалы, фонда оплаты труда и утверждается местной администрацией. Повышение фонда оплаты труда при индексации расчетного тарифа не может превышать уровня, предусмотренного в отраслевом тарифном соглашении.

       Размер  дотации транспортному предприятию  подлежит уточнению в соответствии с принятым решением об индексации расчетного тарифа, а также с учетом возможного изменения тарифов для  населения на пассажирские перевозки.

       Расчет  доходов и расходов, а также  необходимый размер дотации на 1999 год по ГП «Зеленодольское пассажирское автотранспортное предприятие» приведен в таблице 2.5.

       Таблица 2.5

Расчет  необходимой дотации

  по ГП «Зеленодольское  пассажирское АТП» на 1999 год.

       тыс.руб.

Показатели Проект  плана
    Доходы:  
платные пассажирские                   Тариф

          километры            *  1 погонного километра

(6900 * 1 руб.)

за минусом  льготных ученических билетов

 
 
6830
    Расходы - всего

    в том числе:

10884
- ФОТ

- отчисления  на социальные нужды

- горючее  и смазочные материалы

- ЭР  и ТО

- амортизационные  отчисления

- общехозяйственные  расходы

- налоги, относящиеся на себестоимость

3305

1322

1972

1837

247

1981

220

    Убытки - 4054
    Необходимая дотация

    в том числе:

4598
- на  эксплуатацию

- ФЭС

4054

544

       Исходя  из финансовых возможностей в бюджете  города Зеленодольска на 1999 год расходы  на ПАТП утверждены только в размере 1778 тыс.руб., что составляет 38,67% от проектных  назначений. 
 

       2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований. 

       В качестве оценки использования бюджетных  ассигнований приведу разрезы некоторых  наиболее важных статей расходов бюджета.

       Проведем  анализ динамики расходов бюджета города на жилищно-коммунальное хозяйство  за период с 1996 по 1999 годы, данные представлены в таблице 2.6   

       Таблица 2.6

Динамика  расходов бюджета 

на  жилищно-коммунальное хозяйство.

  1996 1997 1998 1999
 
 
Факт

деном.

Тыс.руб.

Удельн. вес  в общих расходах,% Факт

деном.

тыс.руб

Удельн. вес в общих расходах,% Факт 

тыс.руб

Удельн. вес в общих расходах,% План 

т.руб.

Удельн. вес  в общих расхо-дах,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ЖКХ

в том   числе:

32693 27,69 55149 30,16 49517 30,03 38332 23,87
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9
жилищное  хозяйство 24454 20,72 43998 24,06 21965 13,32 18262 11,37
коммунальное  хозяйство 1004 0,85 996 0,55 17815 10,8 10070 6,27
благоуст-ройство  города 7235 6,13 10155 5,55 9737 5,91 10000 6,23
Расходы бюджета 118048 100 182850 100 164891 100 160587 100
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2.7

Удельный  вес расходов

на  жилищно-коммунальное хозяйство в общих  расходах бюджета.  

 

       Приведенные показатели свидетельствуют о  возрастании  доли расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 1997 году по сравнению  с 1996 годом на 2,47%. Так, расходы бюджета  на жилищное хозяйство увеличились  на 3,34% за счет образования КУП ПТЖХ-2, на баланс которого был передан жилищный фонд от предприятий военно-промышленного комплекса. В связи с организацией КУП ПТЖХ-2 были произведены затраты на приобретение основных средств, малоценных материалов, счетно-вычислительной техники, что требовало дополнительных финансовых ресурсов. Однако, дополнительные расходы по организации имели временный характер и в 1998 году расходы по жилищному хозяйству снизились на 10,74% и составили в общих расходах бюджета 13,32%. В бюджете на 1999 год наблюдается тенденция дальнейшего снижения расходов на жилищное хозяйство до 11,37%.

       В 1999 году расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство практически остаются на прежнем уровне и составляют 30,03% в общих расходах бюджета. На фоне резкого снижения расходов на жилищное хозяйство увеличиваются размеры бюджетного финансирования предприятий коммунального хозяйства на 10,25% по сравнению с 1998 годом. Это связано с принятием постановления главы администрации города Зеленодольска и Зеленодольского района, согласно которому в целях улучшения финансового положения предприятию тепловых сетей (ЗГПТС) выделяются средства из местного бюджета. 

       Таблица 2.8

Данные  по возмещению разницы  в ценах по теплу

и горячему водоснабжению  по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства г.Зеленодольска на 1999 год

Наименование  предприятия Сумма дотации, согласно расчетов, тыс. руб. Предусмотрено по бюджету, тыс. руб. Процент к расчету
ЗГПТС 23228,4 9120 39,3
КП  ПТЖХ - 1 1595,6 1000 62,7
КУП ПТЖХ - 2 186 186 100
Всего: 25010 10306 41,2
 

       Однако, сумма дотаций по возмещению разницы  в ценах по теплу и горячему водоснабжению по предприятиям жилищно-коммунального  хозяйства, согласно произведенному расчету  в таблице 2.8, покрывает их расходы  только на 41,2%.

 

       

       Большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта оказывает своевременность и полнота выделения средств, предусмотренных на эти цели в бюджете. Проведем анализ показателей исполнения бюджета и выявим причины недофинансирования предусмотренных расходов.

         Таблица 2.9

Анализ  исполнения городского бюджета по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт.  

  1996 1997 1998
  план факт % испол

нения

план факт % испол

нения

план факт % испол

нения

  тыс. руб. деноминир.   тыс. руб. деноминир.   тыс. Руб. Деноминир.  
ЖКХ

в том  числе:

53332 32693 61,30 72051 55149 76,54 64732 49517 76,49
-жилищное  хозяйство 40584 24454 60,25 55211 43998 79,69 25750 21965 85,30
-коммунальное  хозяйство 1000 1004 100,40 1000 996 99,60 27526 17815 64,72
-благоустройство  города 11748 7235 61,58 15840 10155 64,11 11456 9737 84,99
*Городской  автотранспорт 1884 1457 77,33 1872 1871 99,95 1900 1826 96,10
 

       Данные  таблицы 2.9 показывают, что фактическое  поступление средств из года в  год в целом по жилищно-коммунальному  хозяйству не соответствует плановым показателям утвержденного бюджета. Так в 1996 году процент недофинансирования составил 38,7%, в 1997 году - 23,46%, а в 1998 году -23,51%.

       Достаточно  высокий процент недофинансирования объясняется недопоступлением в  местный бюджет запланированных  сумм доходов, так как рассматриваемый период характеризуется спадом производства и снижением деловой активности участников малого бизнеса. Однако за последние два года фактическое исполнение предусмотренных бюджетом расходов на ЖКХ возросло и составило в 1999 году 87,6%, что на 11% больше уровня 1998 года.

       Наиболее  благоприятная картина складывается в финансировании городского транспорта. Финансирование в 1999 году составило 100%, в отличие от 1996 года, где этот показатель составлял 77, 32%.

       Наибольший  удельный вес в общем объеме расходов городского бюджета занимают расходы на поддержку предприятий местного хозяйства (ЖКХ, транспорта). Однако, в условиях недостаточности бюджетных средств из года в год наблюдается тенденция снижения объемов дотаций местному хозяйству (рис 2.) 

 

       Рис.2. Динамика расходов бюджета  на поддержку местного хозяйства.

       Несмотря  на снижение объемов дотаций в  условиях рыночных отношений сохраняется  необходимость в расходах бюджета  на поддержку предприятий отраслей народного хозяйства, так как собственные доходы этих предприятий не покрывают производимые ими расходы.

         Таблица 2.10

Расшифровка собственных доходов  и расходов предприятий,

находящихся на дотации городского бюджета.

Дотационные предприятия Собственные доходы, тыс. руб Расходы, тыс.руб. Удельный вес  доходов в расходах,%
УЖКХ 530,8 10000 5,31
ПТЖХ-1 5729,0 18741 30,57
ПТЖХ-2 2197,0 15273 14,38
МППБиО 370 3165 11,69
ЗПТС 8121 38437,8 21,13
ПАТП 6880 8933 77,02

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны