Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)
 

        Приведенные данные таблицы 2.10 свидетельствуют о том, что расходы УЖКХ покрываются собственными доходами только на 5,31%. Это связано со спецификой предоставляемых услуг. Так, расходы на благоустройство и текущее содержание города практически полностью финансируются за счет средств бюджета. Собственные доходы в расходах предприятий жилищного хозяйства ПТЖХ-1 и ПТЖХ-2 составляют соответственно 30,57% и 14,38%.

       Наиболее  благополучное положение складывается на предприятии городского транспорта ПАТП, где расходы покрываются  собственными доходами на 77,02%. Это достаточно высокий показатель, если учитывать то, что большая часть населения пользуется льготами на проезд в пассажирском транспорте.

       Таким образом, в целях сохранения и  дальнейшего развития предприятий  местного хозяйства в бюджете  города предусматриваются расходы по их содержанию. Состав, объем, направления и структура расходов на народное хозяйство определяется в процессе бюджетного планирования.

       Важнейшим этапом оценки использования бюджетных  ассигнований является сопоставление  запланированного объема доходов с прогнозируемым объемом расходов. Приведу, чтобы не быть голословной, пример:

       По  предприятию ПТЖХ-2 убытки составляют следующие суммы:

    • минимальному стандарту - 6492 тыс.руб;
    • среднему стандарту - 7718 тыс.руб.;
    • рациональному стандарту - 9299 тыс.руб.

       Кроме того, в хозяйственно-финансовом плане  отдельно производятся расчеты расходов по капитальному ремонту жилого фонда  по группам капитальности, а также  недоборам по отоплению, которые  составили по минимальному стандарту  соответственно 4003 тыс.руб. и 186 тыс.руб.

       Отдельно  составляется финансово-хозяйственный  план по вновь принимаемому жилищному  фонду.

       Таким образом, на практике расчет дотаций  предприятиями жилищного хозяйства  производится в следующем порядке:

       во-первых: планируются доходы;

       во-вторых: прогнозируются расходы;

       в-третьих: сопоставляются показатели по доходам  и расходам, то есть определяется прибыль  или убыток;

       в-четвертых: производятся расчеты расходов по капитальному ремонту и недоборам по отоплению;

       в-пятых: определяется размер необходимой дотации.

       Согласно  расчетам, произведенным предприятием ПТЖХ-2, требуются ассигнования из бюджета  на 1999 год в следующих размерах:

    • минимальному стандарту - 11488 тыс.руб;
    • среднему стандарту - 14648 тыс.руб.;
    • рациональному стандарту - 17777 тыс.руб.

       Правильность расчета хозяйственно-финансового плана и его соответствие установленным стандартам проверяется, а затем и утверждается заместителем главы администрации Зеленодольского рай она и города Зеленодольска, начальником УЖКХ администрации. Согласованный хозяйственно-финансовый план предоставляется в городской финансовый отдел, где производится повторная проверка показателей плана и утверждается сумма бюджетных ассигнований, рассчитанная по минимальному стандарту, с учетом доходной базы бюджета и применения коэффициента 0,7.

       Итак, предприятия местного хозяйства, содержание которых финансируется из городского и республиканского бюджетов, производят расчет необходимых сумм бюджетных  ассигнований по социальным стандартам: минимальному, среднему и рациональному. Расчеты проверяются специалистами УЖКХ администрации, подписываются заместителем главы администрации по ЖКХ и предоставляются в городской финансовый отдел для утверждения. На сессии Совета народных депутатов утверждается сумма бюджетных ассигнований на народное хозяйство с учетом доходной базы бюджета города. Городской финансовый отдел перераспределяет суммы дотаций между предприятиями местного хозяйства и доводит до них сведения об утвержденных объемах финансирования. В свою очередь предприятия производят корректировки в расчетах.

 

       

3. Пути повышения  эффективности использования  бюджетных ассигнований.

3.1 Совершенствование  системы финансирования  отраслей народного  хозяйства.

       На  основе данных анализа организации  бюджетных ассигнований, в качестве рекомендаций с целью улучшения финансирования можно выделить определяющие моменты системы финансирования и предложить некоторые рекомендации.

       Ключевым  элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который  связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг. Финансирование отраслей народного хозяйства, осуществляемое за счет средств бюджета, требует особого подхода. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества. Так, приоритетными  направлениями бюджетного финансирования отраслей на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную промышленность и нефтяную, а также на конверсию оборонной промышленности (например, дотации предприятиям, ранее связанным с производством химического оружия). Предусматриваются государственные инвестиции: на жилищное строительство (например, жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностям), на поддержку федеральной целевой программы «Свой дом» и т.д. В федеральном бюджете на 1999 год Правительству РФ разрешено производить финансирование эффективных инвестиционных проектов в угольную промышленность на конкурсной основе на условиях возвратности в пределах сумм ассигнований, утвержденных бюджетом.

       В сельском хозяйстве за счет средств  федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ, используемые при выращивании овощей и т.п.)

       Из  бюджетов субъектов Федерации, как  правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.

       На  муниципальном уровне значительны  расходы бюджета на содержание жилищно-коммунального  хозяйства. Удельный вес в общих  расходах бюджета составляет около 30%.

       Таким образом, участие государства в  финансировании отраслей народного  хозяйства осуществляется на федеральном  уровне, на уровне субъектов Федерации  и муниципальных образований.

       В связи с проблемой нехватки собственных  средств и снижением роли бюджета в финансировании предприятий народного хозяйства возникла необходимость изыскания эффективных методов финансирования, характерных для рыночной экономики.

       Несмотря  на огромное разнообразие применяемых  на практике форм привлечения денежных средств, можно выделить две элементарных и преобладающих в условиях рыночной экономики стратегии - это эмиссия простых акций (для акционерных обществ) и облигационное заимствование.

       Эмиссия обыкновенных акций не предполагает постоянных финансовых выплат, в отличие от выпуска долговых обязательств. Акции не имеют фиксированной даты погашения, то есть - это постоянный капитал, который не подлежит «возврату». Иногда бывает легче эмитировать обыкновенные акции, чем получить кредит.

       Данный  способ финансирования, в силу сложившихся обстоятельств, является не совсем эффективным в силу большого недоверия инвесторов к корпоративным ценным бумагам (за исключением крупнейших акционерных обществ России).

       Такой же недостаток характерен и такому инструменту финансирования предприятий, как выпуск долгосрочных долговых ценных бумаг.

       Однако, следует отметить, что у данного  метода финансирования также существуют свои преимущества. В частности, долговой процент не зависит от прибыли  эмитента (но этот аргумент имеет и  противоположный смысл - в случае снижения прибыли элементу все равно придется выплачивать проценты владельцам облигаций: такая ситуация не закончится банкротством). Следующим преимуществом является то, что собственником предприятия не приходится уступать арендаторам свои права на управление предприятием. Но вместе с тем следует отметить, что обычно долговые обязательства имеют фиксированный срок погашения. Следовательно, предприятие обязано в будущем вернуть основную сумму дога в некоторый момент времени. Кроме того, размер средств, который можно взять в долг под «разумные» проценты имеет свой предел. Так как, когда долг возрастает, то процентная ставка новых займов неограниченно растет.

       Долгосрочные  финансовые решения предприятия  зависят от текущего и прогнозируемого уровня процентной ставки, современного и перспективного финансового положения предприятия, а также от степени пригодности для предоставления кредиторам в качестве залога имущества.

       В условия российской экономики эмиссия  облигаций не особо поощряется. В какой-то степени это справедливо: эмиссия облигаций инвестиционного качества в настоящее время под силу немногим эффективно и устойчиво работающим корпорациям. Нестабильность инфляционного режима и непредсказуемая динамика рыночных процентных ставок усугубляет неудобства долгового финансирования даже для них.

       В качестве дополнительного источника  финансирования предприятий можно  рассматривать финансовую аренду (или  лизинг). Преимущество лизинга заключается  в том, что лизингополучатель  получает экономию средств. Однако недостатком этого средства кредитования является то, что лизинг предусматривает предоставление предприятию в кредит в основном только оборудования.

       Другим  источником финансирования может быть ипотечное кредитование - ссуда под  залог недвижимого имущества. Ипотечное кредитование выгодно для предприятия тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с длительным сроком кредитования успевает возвратить заемные средства уже из полученной прибыли.

       В зарубежной практике часто применяется так называемое гибридное финансирование. Главные преимущества, с точки зрения эмитента, таковы:

    1. в противовес облигациям, обязательство выплаты дивидендов по привилегированным акциям не является по своей природе договорным и неуплата дивидендов не может повлечь за собой банкротство фирмы;
    2. поскольку привилегированные акции чаще всего являются бессрочными, то эмиссии этих акций не приводит к существенному уменьшению потока денежных средств, как это происходит при заемном финансировании в случае выплат в счет погашения основного долга.

       Что касается недостатков, то основным из них является то, что дивиденды  по привилегированным акциям являются в полном смысле слова фиксированными платежами и использование данного  источника как заемного капитала увеличивает финансовый риск предприятия.

       Таким образом, затраты предприятий отраслей народного хозяйства можно обеспечить путем самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

       Субсидии  из средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  представляются предприятием, нуждающимся в первоочередном финансировании.  Предполагается следующая методика определения предприятий для приоритетного финансирования по ряду факторов: определение признаков тяжелого финансового положения, анализ финансово-экономического состояния, анализ показателей работы в прогнозируемом и отчетном периоде, формирование перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке в виде безвозмездных субсидий, установление порядка распределения финансовых средств в зависимости от эффективности инвестиционных проектов, потребности в финансовых средствах, срока окупаемости и возврата средств, определения значимости  функционирования предприятия по критериям принадлежности к приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.

       При отборе предприятий для государственной  поддержки учитываются направления  их деятельности и приоритетность, а также финансовые и социальные критерии.

       По  принадлежности к приоритету на помощь в первую очередь могут рассчитывать предприятия, изготавливающие лекарственные средства; обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, в том числе производства, к которым предъявляются высокие требования по технике безопасности и экологии (ядерное вооружение); предприятия, функционирование которых регулируется, в том числе лицензируется государством, работающие по регулируемым ценам.

       По  критерию, характеризующему направление  деятельности, помощь может оказываться  перспективным предприятиям, способным  активизировать свою деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь - в производственной инфраструктуре, необходимой для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы, современных транспортных систем и т.д.)

       При отборе предприятий для оказания финансовой поддержки в виде субсидий необходима оценка социальных последствий отдельных производств. Это особенно важно для районов, характеризующихся высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства.

       Итак, государственное финансирование предполагает рассмотренный выше порядок отбора предприятий.

       В настоящее время, особенно актуальной является проблема финансирования жилищно-коммунального  хозяйства. Проведение реформы ЖКХ обусловлено целым рядом причин.

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны