Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

       В сельском хозяйстве за счет средств  федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть  затрат, связанных с удорожанием  промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.)

       Из  бюджетов субъектов Федерации как  правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.

       В бюджете по агропромышленному комплексу  Республики Татарстан предусмотрены : расходы на возмещение 50 % разницы  в ценах на минеральные удобрения; компенсации на приобретение комбикормов;   расходы на поддержку племенного дела, искусственного осеменения и элитного семеноводства; расходы на формирование уставного фонда лизинговых компаний и на капитальные вложения; дотации на животноводческую продукцию и прочие расходы.

       Расходы на народное хозяйство в консолидированном бюджете РТ занимают значительное место.

       С началом реформы практически  сразу и значительно сократилось  бюджетное финансирование агропромышленного  комплекса, который на протяжении многих десятилетий советского периода  был одним из важнейших  "потребителей" бюджетных ассигнований ( их доля достигала 21 – 23 процентов расходной части бюджета и 17 – 18 процентов объема национального дохода бывшего СССР). В 1999 году из принятых на федеральном уровне 12 целевых программ по развитию АПК финансировались, да и то частично, лишь две: индустрии детского питания и повышения плодородия почв. За эти годы изменились не только объемы и статьи дотаций и компенсаций аграрному сектору, но и сам подход к субсидированию сельскохозяйственных производителей : были отменены продовольственные субсидии на федеральном уровне, основная доля выделяемых селу дотаций стала направляться на поддержку животноводства.

        За последние годы значительно  уменьшена государственная поддержка  транспорта , дорожного хозяйства, связи  и информационного обеспечения.

         Так, с 1991 по 1999 г.г. поступление  средств из бюджета                          железнодорожному транспорту сократилось  почти в 12 раз. В то же  время средства, перечисляемые в  бюджет железными дорогами, за  этот период увеличились в  три раза. При поддержке федерального бюджета финансируется строительство отдельных объектов железнодорожного транспорта общегосударственного значения, а также приобретение подвижного состава для перевозок пассажиров в дальнем сообщении. При поддержке местных органов осуществляется финансирование строительства местного значения и приобретения подвижного состава для пригородного сообщения.

       В федеральном бюджете предусмотрены  расходы на покрытие убытков речного  транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного характера, - на срок до одного года, которые финансируются на условиях возвратности в пределах утвержденных ассигнований.

       В бюджетах муниципальных образований  значительны объемы  расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия  и организации ЖКХ являются главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в результате «выпадающих доходов».

       Итак, в условиях рыночных отношений, в  силу перераспределений властных полномочий от центра к регионам увеличивается  роль местных бюджетов в осуществлении  финансирования отраслей народного  хозяйства, но вместе с тем сохраняется  необходимость участия государственного сектора в развитии народного хозяйства. Несмотря на существенное снижение доли бюджетных ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней власти, расходы на народное хозяйство имеют важное значение.

       Следует отметить здесь еще одну положительную черту. Теперь каждый конкретный регион, обладая большими полномочиями, нежели ранее, может распоряжаться значительной долей налоговых поступлений в собственный, местный бюджет, а следовательно – может сам аккумулировать финансовые средства для решения своих насущных проблем, сам определять приоритеты в финансировании отраслей народного хозяйства и, следовательно, может определять пути собственного социально-экономического развития.

 

2. Оценка эффективности  использования бюджетных  ассигнований в отраслях народного хозяйства. 

2.1 Уровень социально-экономического  развития города  Зеленодольска.

       По  данным статистического управления г. Зеленодольска за 1999 г. объем промышленного  производства составил 1135 млн. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции составил  в 1999г. к уровню 1998г. 164.8%. Объем промышленного производства по Зеленодольскому району составил 246.5 млн. рублей.

       Промышленность  города продолжает оставаться основой  экономики региона – в объеме Валового регионального продукта на нее приходится в городе более 74%.

       В 1999 г. в городской бюджет  поступило  от налогов и сборов 126.9 млн. рублей, то есть 118% к плану.

       Успешному сбору налогов и сокращению недоимки способствовало заключение соглашений о взаимном сотрудничестве на 1999г. «с основными предприятиями города и района».

       Выполнение  соглашений позволило компенсировать 60% собственных доходов в денежной и зачетной форме.

       Удалось полностью рассчитаться с работниками  бюджетной сферы по заработной плате  и профинансировать защищенные статьи в городе на 104%.

       Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования  является главной задачей, стоящей  перед местными органами власти. Принята  программа социально-экономического развития города Зеленодольска на 2001 год. (см. Приложение 1).

       Местное самоуправление есть власть, но власть хозяйственная, так как не менее  половины вопросов, отнесенных к предметам  ведения местного самоуправления, является обязанностями его осуществлять или организовывать хозяйственную деятельность, а еще одна часть вопросов связана с регулированием хозяйственной деятельности на территории муниципального образования.

       Так, к предметам ведения, согласно закона РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 №154-ФЗ, в числе прочих указываются следующие:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации;
  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи.

       В этих условиях перед органами местного самоуправления стоит задача научиться  рационально разрабатывать и  реализовывать свою финансовую и экономическую политику. Местные органы власти, для реализации возложенных на них функций, наделяются соответствующими финансовыми ресурсами, которые  сконцентрированы в местном бюджете.

       На  муниципальном уровне значительную долю в бюджете занимают расходы на финансирование жилищно-коммунального комплекса, который включает предприятия:

  • жилищно-эксплуатационные;
  • коммунальные;
  • городского благоустройства;

       В состав жилищного хозяйства входят жилищное строительство, эксплуатация жилого фонда и нежилых помещений, сдаваемых в аренду.

       К коммунальным предприятиям относятся  предприятия коммунальной энергетики, санитарно- технические предприятия  и сооружения (водопровод, канализация), санитарно-гигиенические предприятия  и сооружения (бани, прачечные. Парикмахерские, конторы очистки, утилизаводы), гостиницы, внутригородской пассажирский транспорт.

       Благоустройство городов включает дорожно-мостовое хозяйство, земельные насаждения, ограждения, архитектурные строения и памятники.

       В жилищно-коммунальный комплекс города Зеленодольска входят как предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе хозяйственного расчета, так и за счет средств бюджета. Большая часть этих предприятий находится в муниципальной собственности, которая является основой воспроизводства городской социально-экономической системы, а другая часть предприятий находится в совместном ведении городской администрации и органов власти субъекта Федерации, то есть Республики Татарстан (например: ЭПУ «Зеленодольскгоргаз»).

       Расходы бюджета на благоустройство города являются постоянными или изменяются незначительно.

       В настоящее время наблюдается  тенденция снижения расходов бюджета  на жилищно-коммунальное хозяйство. В 1999 году согласно утвержденному бюджету  их удельный вес составляет 23,87%, что  на 6,16% ниже уровня предшествующего года. Это снижение обусловлено проводимой реформой в жилищно-коммунальном хозяйстве.

       В расходах местного бюджета отдельной  строкой предусматривается финансирование городского транспорта. Государственное  унитарное предприятие «Зеленодольское ПАТП» входит в ассоциацию «Татавтотранс», основная сфера его деятельности - осуществление пассажирских перевозок (городских, пригородных, заказных). Кроме того, ПАТП оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и диагностике автотранспорта; создан и успешно работает центр по ремонту автобусов «Кароса».

       Анализ  финансово - хозяйственной деятельности предприятия за 1998 год показывает, что доходы от перевозки пассажиров по городским маршрутам составили  сумму 8677.2 тыс. рублей; налоги, относящиеся на себестоимость - 491,2 тыс. рублей. Получен убыток в сумме 1862,8 тыс. рублей.

       По  плану финансирования на покрытие убытков  по внутригородским пассажирским перевозкам в местном бюджете были предусмотрены  средства в сумме 1900 тыс. рублей. Удельный вес доходов в расходах составил 79%.

       Основной  причиной убыточности предприятия  ПАТП является высокий процент пассажиров, пользующихся льготами. Количество граждан, пользующихся правом бесплатного проезда  из года в год растет (рисунок 1).

 

       Рис.1. Динамика льготных пассажиров (чел.)

       Согласно  данных Горсобеса в 1999 году правом бесплатного  проезда по городу пользуются 33141 человек, по пригороду 32112 человек.

       По  результатам обследования пассажиропотока  в 1998г. на данного бесплатного пассажира приходится в месяц 35 поездок. Следовательно, выпадающие доходы в год составляют сумму 13919 тыс. рублей:

33141 человек  *  35 поездок  * 1рубль *  12 месяцев

       При условии учета выпадающих доходов  внутригородские пассажирские перевозки дали бы прибыль в сумме 12056 тыс.рублей (выпадающие доходы 13919 тыс. рублей минус убытки 1863 тыс. рублей).

       Вышеприведенные показатели свидетельствуют, что при  сложившейся себестоимости проезда 1 рубль, предприятие может работать прибыльно. 
 

2.2. Состав и структура бюджетных ассигнований местного бюджета на народное хозяйство. 

       Рассмотрим  сначала категории муниципальных  предприятий.

       Все муниципальные предприятия можно  условно разделить на две категории:

  1. Предприятия, имеющие возможность осуществлять частичный хозяйственный расчет (предприятия, оказывающие обязательные услуги населению, но имеющие возможность получения самостоятельных доходов).Такая возможность появляется в случаях, когда:
  • услуги частично оплачиваются потребителем;

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны