Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)
  • определенный объем услуг предоставляется бесплатно, сверх этого объема услуги предоставляются на платной основе;
  • услуги и товары могут продаваться на коммерческой основе, но их социальная значимость требует установления предельного уровня тарифов и цен в зависимости от платежеспособности населения.
  1. Предприятия, которые учреждаются в расчете на их коммерческий успех. При этом преследуются две цели: получение дополнительных доходов в местный бюджет и производство товаров и услуг, в которых нуждается население.

         Относительно рассматриваемой проблемы наибольший интерес представляют предприятия первой группы. Этим предприятиям из бюджетных средств возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг.

       Жилищное хозяйство - важнейшая отрасль местного хозяйства. Основой жилищного хозяйства г. Зеленодольска является муниципальный жилищный фонд, который содержится на балансе двух предприятий: коммунального предприятия  производственного  треста  жилищного  хозяйства №1 (КПТЖХ -1) и коммунального унитарного предприятия производственного треста жилищного хозяйства№2 ( КУП ПТЖХ - 2). Часть жилищного фонда находится в ведении жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) .

       КП  ПТЖХ-1 зарегистрировано в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ №125 от 28.02.1999г. как коммунальное предприятие, созданное на базе государственного треста жилищного хозяйства.

       КУП ПТЖХ-2 образован в связи с передачей  жилищного фонда от предприятий  военно-промышленного комплекса, зарегистрированного постановлением главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от 09.04.1997г. № 552.

       Структурными  подразделениями предприятий ПТЖХ-1 и ПТЖХ-2 являются жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ), которые функционируют  на отдельных участках города и непосредственно  занимаются обслуживанием и содержанием  жилищного фонда города.

       Управление  жилищным хозяйством ведется на началах хозяйственного расчета, который имеет свои особенности, обусловленные характером деятельности и уровнем доходной базы жилищного хозяйства. Однако, действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условий для образования источников финансирования для расширенного воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Поэтому за счет средств бюджета возмещаются убытки предприятиям жилищного хозяйства, хотя в последнее время наблюдается тенденция увеличения затрат, возмещаемых конечными потребителями- населением, предприятиями. Также из бюджета возмещается разница в тарифах для предприятий и населения, утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ.

       В доходных отраслях коммунального хозяйства  на полном хозрасчете находятся отдельные  крупные предприятия, комбинаты  и тресты (например, предприятия  коммунальной энергетики - горэлектросети, горгаза  и т.д.) Из местного бюджета возмещаются расходы коммунальному предприятию тепловых сетей, которое обеспечивает город теплом и горячей водой, в виде компенсации не покрываемых расходов в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию и суммах оплаты, вносимой квартиросъемщиками.

       При администрации Зеленодольского  района и города Зеленодольска имеется  Управление жилищно-коммунального  хозяйства (УЖКХ), которое является самостоятельным структурным подразделением администрации и выступает в роли единого заказчика, осуществляя технический надзор по строительству, реконструкции и ремонту объектов благоустройства, санитарной очистке, озеленению и освещению города на договорной основе с предприятиями, организациями и учреждениями. Выполненные работы финансируются за счет местного бюджета.

       Например, ремонт и строительство дорог  осуществляет ремонтно-строительный участок (РСУ) на договорной основе. После выполнения работ РСУ предоставляет акт  приемки по форме № 3 в УЖКХ администрации, который является основанием для оплаты.

       В последнее время из-за недостатка бюджетных средств, периодичность  проведения ремонта определяется крайней  его необходимостью.

       Оплата  за выполненные работы из-за отсутствия средств в денежной форме производится очень редко и в незначительных объемах. В основном применяются взаимозачеты и бартер, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятий. Организациям, в силу объективных причин, в целях погашения взаимной задолженности приходится брать товар не всегда нужный на данный период и изыскивать возможность его использования в повторных взаимозачетах.

       Таким образом, все работы по проведению ремонта, реконструкции сетей и коммуникаций, проведение работ по благоустройству  производятся согласовано с заинтересованными  предприятиями и находятся под контролем первого заместителя главы администрации.

       Рассмотрим  динамику расходов местного бюджета  на возмещение выпадающих доходов городскому унитарному предприятию ЗПАТП в  таблице 2.1. 
 
 

       Таблица 2.1

Расходы бюджета на городской  транспорт. 

  1996 1997 1998 1999
  Факт

тыс.руб.

деномин.

удельн. вес в общих расходах Факт

тыс.руб.

деномин.

Удельн. вес в общих расходах Факт

тыс.руб.

удельн. вес в общих расходах Факт

тыс.руб.

удельн. вес  в общих расходах
Транспорт 1457 1,23 1871 1,02 1826 1,11 1778 1,11
Расходы бюджета 118048 100 182850 100 164891 100 160587 100
 

       Приведенные показатели свидетельствуют о том, что дотации, выделяемые автотранспортному  предприятию занимают незначительную долю в общих расходах бюджета. На 1999 год утверждено дотации на возмещении потери доходов от перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, в размере 1778 тыс. рублей ( или 1,11%) из городского бюджета и по пригороду - 4600 тысяч рублей - из республиканского бюджета.

       Расходы по содержанию и эксплуатации жилищного фонда состоят из следующих статей:

    1. Административно-управленческие расходы;
    2. Содержание обслуживающего персонала;
    3. Содержание домохозяйства;
    4. Текущий ремонт жилого здания;

       5. Прочие расходы.

       Административно-управленческие расходы состоят из заработной платы работников аппарата управления и отчислений на социальные нужды.

       Расходы по содержанию обслуживающего персонала: заработная плата с начислениями дворникам, лифтерам, уборщикам, расходы  на приобретение спецодежды для этого  персонала, обеспечение охраны его труда и техники безопасности.

       Расходы по содержанию хозяйства: Затраты на вывоз и сжигание мусора, уборку снега, на содержание дворов, по уходу  за зелеными насаждениями и др.

       Прочие  расходы включают платежи за услуги сбербанка за сбор квартплаты, скидки льготникам и ряд других обязательных платежей (налог на пользователей автодорог, налог на землю, транспортный налог и др.).

       Предприятия ПТЖХ-1 и ПТЖХ-2 г.Зеленодольска производят расчет хозяйственно-финансового плана  по социальным стандартам (минимальному, среднему и рациональному), которые устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Расчет доходов по предприятию ПТЖХ-2 на 1999 год приведен в таблице 2.2.

       Таблица 2.2.

Смета доходов на 1999 год.

       тыс.руб.

Наименование  статей Проект
1 Оплата жилья, в том числе: 1453,6
1.1 за найм жилых  помещений 549,6
1.2 за техобслуживание, в том числе:
  • текущий, профилактический ремонт
  • уборка дворовых территорий
  • уборка внутридомовых мест общего пользования
620

206

290

124

1.3 за вывоз мусора 217
1.4 за пользование  недрами 67
2 Прочие доходы 88
  Итого доходов 1541,6

       Предприятие ПТЖХ-2 при расчете тарифов на оплату жилья использует Постановление  Кабинета Министров РТ № 611 «Об упорядочении системы оплаты жилья коммунальных услуг», в котором приведен порядок их расчета. Так действующий тариф за найм по тресту составляет 0,66 руб. С 1 кв.м. общей площади. При расчете доходов, которые предприятие планирует получить в предстоящем периоде, применяется пятидесятипроцентная ставка от действующего тарифа (0,33 руб.), так как другая часть тарифа, в размере 50%, отчисляется в государственный внебюджетный жилищный фонд.

       Оплата  за найм рассчитывается исходя из общей  площади (344,7 тыс.м2) за минусом площади приватизированных квартир (139,3 тыс.м2) и ветхого жилого фонда (25,2 тыс.м2) на действующий тариф за найм по тресту (0,33 руб.). Доходы предприятия уменьшаются на сумму предоставляемых льгот населению в части оплаты за найм жилья.

       Оплата  за найм:

(344,7 - 139,3 - 25,2) тыс.м2 * 0,33 руб. * 12 мес. = 713,6 тыс.руб.

       льготники:

5113 чел. * 16,2 тыс.м2  = 82,83 тыс.м2

82,83 тыс.м2 * 0,33 руб. * 12 мес. * 50% = 164 тыс.руб.

       713,6 - 164,0 = 549,6 тыс.руб.

       При расчете платы за техническое  обслуживание применяются тариф  в размере 0,15 руб. с 1 м2 общей площади и общая площадь жилого фонда:

344,7 тыс.м2 * 0,15 руб. * 12 мес. = 620 тыс.руб.

       в том числе:

    • на текущий профилактический ремонт:

344,7 тыс.м2 * 0,05 руб. * 12 мес. = 206 тыс.руб.

    • уборка дворовых территорий:

344,7 тыс.м2 * 0,07 руб. * 12 мес. = 290 тыс.руб.

    • уборка внутридомовых мест общего пользования:

344,7 тыс.м2 * 0,03 руб. * 12 мес. = 124 тыс.руб.

       Расчет  оплаты за вывоз мусора и пользование  лифтом производится с одного человека в месяц за минусом льготников.

       Оплата  за вывоз мусора:

20696 чел. * 1 руб. * 12 мес. = 248 тыс.руб.

       льготники:

5113 чел. * 1 руб. * 12 мес. * 50% = 31 тыс.руб.

       246 - 31 = 217 тыс.руб.  - общая сумма доходов  ПТЖХ-2 от оказания услуги по  вывозу мусора.

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны