Роль бюджета в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:19, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является оценка эффективности использования бюджетных ассигнований.
В процессе работы над дипломным проектом были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
оценить степень участия государства в процессе финансирования отраслей народного хозяйства;
отразить роль бюджета в социально-экономическом развитии конкретного региона страны;
При написании дипломной работы были использованы законодательные и инструктивные материалы, публикации в периодической печати и материалы финансового отдела администрации города Зеленодольска.

Содержание

Введение 3
1. Бюджет и его значение для социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
1.1 Состав и содержание расходов на народное хозяйство и источники их финансирования 5
1.2 Участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства 12
1.3 Роль бюджета в социально-экономическом развитии 23
2. Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований в отраслях народного хозяйства
2.1 Уровень социально-экономического развития города Зеленодольска 29
2.2 Состав и структура расходов местного бюджета на народное хозяйство 34
2.3 Оценка использования бюджетных ассигнований 50
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства 60
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований 69
Выводы и предложения 75
Список литературы 83

Работа состоит из  1 файл

Дипл по бюджету.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

       Во-первых, расходы на ЖКХ составляют примерно одну треть бюджета муниципального уровня. Таким образом, правильное проведение реформы ЖКХ может дать наиболее существенную экономию бюджетных средств, по сравнению с любым остальных направлений расходов.

       Во-вторых, бедой российской экономики было и остается расточительное отношение  к крайне ограниченным природным  ресурсам. Это характерно и для  производственного сектора, и для  непроизводственного. Потери тепла, воды в 2,5 - 3 раза превосходят мировой уровень. Учитывая то, что в сфере ЖКХ расходуется до трети энергетических ресурсов, экономия даст колоссальный эффект.

       В-третьих, существующая система финансирования не позволяет должным образом  производить обслуживание объектов ЖКХ, износ основных фондов которого составляет 40-60%. Предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования.

       В-четвертых, действующий в отрасли хозяйственный  механизм не стимулирует снижения затрат. При формировании тарифа учитываются все непроизводственные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потери воды и тепла при их транспортировке, которые перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации. Необходимо учитывать и тот факт, что договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщикам ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

       По  большому счету перед реформой ЖКХ  поставлены следующие основные задачи:

    • снизить расходы бюджетной системы;
    • осуществить переход к самофинансированию ЖКХ за счет повышения доли платежей населения;
    • стимулировать энергосбережение;
    • исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг.

       При реализации реформы следует помнить, что бюджетная система в РФ делится на три самостоятельных  уровня - федеральный, региональный и  местный.

       Федеральный уровень не несет непосредственных расходов по содержанию ЖКХ. Однако в его ведении находятся важнейшие рычаги по контролю ценообразования в данной сфере. В первую очередь, это касается организации системы регулирования цен и размеров издержек естественных монополий, от РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» до МПС России. Только центр может стимулировать эти мощнейшие структуры к внедрению ресурсосбережения и снижению необоснованных тарифов. Одновременно Федерация косвенно оплачивает расходы на ЖКХ, выделяя регионам средства финансовой поддержки.

       Несколько иной характер носят задачи субъектов  РФ. К их компетенции относится  работа в региональных энергетических комиссиях, определение социальных норм, финансовая поддержка органов  местного самоуправления и т.п. Результатом  деятельности региональных властей должно стать максимальное снижение тарифов, что должно благоприятно сказаться на сокращении потребности по финансированию ЖКХ за счет бюджетных средств. Одновременно должна функционировать действенная система социальной защиты, чтобы исключить негативные последствия реформы для населения.

       Наконец основной объем работы приходится на местные органы власти, поскольку  львиная доля финансирования сферы  ЖКХ приходится на них.

       Именно  на местном уровне можно принять  решение, какая доля затрат должна приходиться на население, какая - на бюджет, поскольку только в муниципалитетах есть достаточная информация по базовым вопросам: что дешевле - осуществлять платежи за счет населения и выдавать субсидии или продолжать оплачивать из бюджета (если 99% населения должны будут получать субсидии); где выгоднее ставить теплосчетчики - на выходе котельных или в каждой квартире и т.д.

       Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не решил проблем  предприятий местного хозяйства, так  как необходимыми средствами ни предприятия, ни бюджет не располагают. Как показывает практика, возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат предприятий ЖКХ,  снизились. Так, расходы городского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство составили в 1996г. - 27,69%, в 1997г. - 30,16%, в 1998 г. - 30,03%, в 1999г. - 23,87% в общей сумме расходов. Уровень финансирования в целом по отрасли составляет в 1996г. - 61,30%, в 1997г. - 76,54%, в 1998г. - 76,49%, в 1999г. – 87,6% от утвержденного бюджетом, из них 92% средств проводится взаимозачетами и бартером. Применение неденежных форм расчетов оказывает отрицательное влияние на состояние предприятий местного хозяйства, вызывая увеличение непроизводительных расходов. Так, организациям, в силу объективных причин, приходится брать товар не всегда нужный на данный период и изыскивать возможность его использования в повторных взаимозачетах. Постоянное недофинансирование предприятий муниципального хозяйства, дотируемых из местного бюджета, приводит к тому, что запланированные работы фактически не выполняются в полных объемах; занижается качество предоставляемых услуг; ухудшается техническое состояние основных фондов, так как текущий и профилактический ремонт, предусмотренный нормативами не осуществляется; увеличивается задолженность предприятий по обязательным платежам в бюджет. Необходимо отметить, что по своей природе бюджетное дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства делает экономически нецелесообразным уплату предприятиям значительной части налогов и приводит к финансовым потерям. Для исключения перераспределительных финансовых потоков представляется целесообразным освободить отрасль от ряда налогов. В финансовый отдел администрации г.Зеленодольска поступило предложение освободить эти предприятия от уплаты налога на землю.

 

3.2 Применение ресурсосберегающих  технологий и пересмотр  государственной  политики льгот  как инструменты  повышения  эффективности  использования бюджетных  ассигнований.

3.2.1 Снижение дотаций  на энергоносители.

       Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным потребителем топливно-энергетических  и других материальных ресурсов. Выбор поставщиков ресурсов только на конкурсной основе, как показывает опыт, позволяет обеспечить их экономию на 20-30%. Другое направление ресурсосбережения - оплата услуг в зависимости от их реального потребления. В противном случае ни один из субъектов жилищно-коммунальных отношений не заинтересован в ресурсосбережении. Для производителя услуг сокращение их потребления означает сокращение поступления платежей за них, необходимость осуществления дополнительных затрат на снижение потерь в сетях. Население, оплачивая услуги по усредненным нормативам, также не имеет стимулов к экономии, так как самоограничение в их расходовании никак не сказывается на размере платежей. Поэтому плата за реально потребляемые  услуги стимулирует экономию у потребителя и снижение потерь у производителя.

       Становление рынка  жилищно-коммунальных услуг, являющегося фактором ресурсосбережения, в условиях существования естественных монополий затруднено и требует как усиления антимонопольного законодательства, так и активной поддержки конкурирующих предприятий со стороны  органов власти. В этом заинтересовано не только население, но и городская администрация, так как даже при стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением непомерный рост платежей будет повышать потребность в бюджетных средствах для компенсации малоимущим группам населения.

       Реализация  программы ресурсосбережения предусматривает  участие в ней населения, органов власти, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественных организаций.

       Во  исполнение Постановления Кабинета Министров РТ № 482 от 16.06.97г. «О концепции  реформы жилищно-коммунального хозяйства  РТ», Постановления Правительства  РТ « 832 от 08.07.97г. «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» и Постановления КМ РТ № 653 от 13.08.97г. «О мерах по развитию энергосбережения в РТ» администрацией Зеленодольского района и города Зеленодольска совместно с Республиканским центром энергосберегающих технологий в рамках Генерального соглашения разработан проект «Программа энергосбережения города Зеленодольска».

       Реализация  Программы позволит в сложившихся  экономических условиях продолжить работу по оздоровлению бюджета города за счет снижения дотаций на энергоносители, повысить эффективность транспортировки, распределения и потребления тепла, повысить надежность работы системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). Согласно расчетов реализация программы позволит ежегодно экономить треть тепловой энергии, вырабатываемой городскими котельными.

       Разработанная программа энергосбережения г.Зеленодольска  предполагает в 2004 году перейти к  полному возмещению затрат на теплоснабжение населением.

       Основными источниками финансирования проекта  в 1999г. были:

    • средства республиканского бюджета (средства, выделяемые на реализацию целевой Республиканской программы энергосбережения);
    • средства городского бюджета.

       В бюджете на финансирование программы энергосбережения предусмотрено 475 тыс.руб. Проблема состоит в финансировании этой программы.

       «Программа  энергосбережения» включает следующие  виды проектов:

    • проект по котельным;
    • проект по тепловым сетям;
    • энергосбережение в бюджетной сфере;
    • энергосбережение в муниципальной сфере.

       Следует отметить, что до начала разработки Программы в 1996 году Управлением  жилищно-коммунального хозяйства  городской администрации (УЖКХ) были проведены практические работы по обследованию объектов бюджетной сферы на предмет рационального использования воды, тепловой, электрической энергии и соответствия фактически предъявленной сумме к оплате, согласно заключенных договоров на основании расчетов, фактическому потреблению.

       С этой целью на трех объектах городского отдела образования были оборудованы водомерные узлы в соответствии с проектом и строительными нормами и правилами и установлены приборы учета.

       Проведенные исследования показали, что при установке  приборов учета даже без проведения соответствующих мероприятий происходит сокращение затрат бюджетных средств за указанные коммунальные услуги: по воде - на 30%, по теплу - на 20%.

       Учитывая  сложившуюся обстановку в экономике  муниципалитета, главная роль в переводе инфраструктуры ЖКХ на энергосберегающие  технологии не может не принадлежать бюджету. Это обусловлено отсутствием свободных средств у населения.

       В целях сокращения задолженности  по квартирной плате и коммунальным услугам ведется определенная работа:

    • с работающей части населения платежи удерживаются с заработной платы и проводятся взаимозачетами;
    • с неработающих жильцов - удерживают через Фонд занятости;
    • на злостных неплательщиков оформляют исполнительные листы, заверенные государственным нотариусом, для взыскания соответствующих платежей с заработной платы по месту работы или направляет дела в суд на взыскание задолженности. Систематически высылаются письма-напоминания по адресу должников.
 

3.2.2 Льготы, предоставляемые  населению по оплате  жилищно-коммунальных  услуг.

       Наличие у большинства населения льгот  как по оплате жилищно-коммунальных услуг, так и по бесплатному пользованию общественным транспортом требует пересмотра государственной политики по этому вопросу. Необходимо упорядочить перечень категорий населения, имеющих право на данные льготы, а также доработать механизм предоставления льгот. По каждой льготе должен быть четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств.

 

       3.2.3 Новые формы расчетов за проезд для пассажиров-льготников.

       Согласно  данных только Горсобеса в 1999 году правом бесплатного проезда по городу пользуются 33141 человек, по пригороду 32112 человек. Выпадающие доходы в год по транспортному  предприятию ПАТП составляют сумму 13919 тыс.руб. При условии учета выпадающих доходов деятельность предприятия была бы прибыльной.

       Для решения данной проблемы предлагается провести переучет всех льготников, а  также ввести в обращение жетоны, которые будут использоваться в  качестве оплаты за проезд льготными пассажирами.

В целях  упорядочения механизма сбора платежей с населения за найм жилья и  коммунальные услуги, улучшение собираемости квартплаты, освобождения подрядных  организаций от несвойственных им регистрационно-учетных  функций, паспортно-учетной работы, оформления льгот и субсидий в городе была создана муниципальная служба коммунальных платежей.

 

3.2.4 Диспетчеризация  лифтового хозяйства  города.

Информация о работе Роль бюджета в экономике страны