Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа
Цель нашей работы заключается в подробном изучении особенностей государственного регулиролвания рынка труда.
В соответствии с поставленной целью выделим перечень решаемых в работе задач:
- раскрыть понятие рынка труда и рассмотреть его основное содержание;
- рассмотреть способы государственного регулирования рынка труда;
- проследить за современным состоянием безработицы в России;
- рассмотреть деятельность биржы труда и профсоюзов на рынке труда.
ВВЕДНИЕ 3
1. Экономическая сущность рынка труда 5
2. Субъекты рынка труда 14
3. Рынок труда в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
iПредставляется, iчто iситуация iпринципиально iможет iбыть iулучшена iтолько в iусловиях iэкономического iроста. iЕсли iпод iвоздействием iобщехозяйственного iподъема iспрос на iтруд iвозрастет, то iравновесная iточка iО iсместится iвыше — iв iсторону iболее iвысокой iзанятости и iзарплаты. iПереход iпредприятий к iрыночно iобоснованным iразмерам iнайма iрабочей iсилы iперестанет iтогда iавтоматически iвызывать iухудшение iположения iтрудящихся. iИменно в iэтом iнаправлении iразвивались iсобытия в i2000-2003 гг. iВ iэкономике iповысился iуровень iзанятости, iодновременно iувеличилась iреальная iзаработная iплата и iрадикально iснизилась iзадолженность iпо iвыплате iзарплаты.
iПри iсовременном iдепрессивном iсостоянии iотечественной iэкономики iсвоеобразным iамортизатором iнегативных iсоциальных iпоследствий iреформ iявляется iрезко iвозросшая iнеформальная iзанятость: iразовые iподработки и iособенно iдеятельность iмелких iторговцев (iвключая iторговцев с iрук, iпалаточников, «iчелноков»), iобщая iчисленность iкоторых, iпо iразличным iоценкам, iколеблется от i10 до i40 млн. iчеловек. iПо iданным iМинтруда iРоссии, в «iнеформальном» секторе iэкономики iстраны iуже iзанято i30% iтрудовых iресурсов15.
iОписанный iспособ iсмягчения iсоциальных iпроблем iимеет и iобратную iсторону. iВ «iтеневой» iэкономике iзанятость iнередко iсочетается с iнизкой iценой iтрудовых iуслуг и iплохими iусловиями iсамого iтруда iпри iполном iотсутствии iкаких-либо iсоциальных iгарантий. iКроме iтого, iнеформально iзанятые iлегко iвовлекаются в iкриминальные iсвязи.
iВсе iболее iнастоятельной iнеобходимость iдля iРоссии iявляется iцеленаправленное и iэффективное iгосударственное iрегулирование iрынка iтруда. iУповать и iнадеяться iлишь на iпозитивные iрезультаты iсаморегуляции iрынка iтрудовых iресурсов iни в iкоей iмере iнельзя. iВедь в iнашей iстране iшироко iраспространена iмонопсония, iсравнительно iслабы iпрофсоюзы, iотсутствуют iтрадиции iпоиска iкомпромиссов: iсоциального iпартнерства iмежду iтрудом и iкапиталом, iсловом, iкрайне iвелика iстепень iнесовершенства iрынка и, iследовательно, iкрайне iограничены iвозможности iавтоматического iустранения iсуществующих iдиспропорций. iВ iэтих iусловиях iгосударство iдолжно iбыть iгарантом iобеспечения iнормальной iжизнедеятельности iлиц iнаемного iтруда, iвыступать в iроли iглавного «iсоциального iконтролера»16.
iГосударственное iрегулирование iрынка iтруда — iэто iкомплекс iэкономических, iзаконодательных, iадминистративных и iорганизационных iмер, iнаправленных на:
1) iстимулирование iроста iзанятости;
2) iподготовку и iпереподготовку iработников;
3) iсодействие iнайму iрабочей iсилы;
4) iвведение iсистемы iсоциального iстрахования iбезработицы и iобязательного iпенсионного iобеспечения.
iВ iРоссии iформирование iконкретных iмеханизмов iэтого iрегулирования iидет в iнастоящее iвремя iпараллельно iсо iстановлением iсамого iрынка iтрудовых iресурсов. iОпределенные iшаги iздесь iуже iсделаны: iпринят iЗакон о iзанятости, iсоздана iгосударственная iслужба iзанятости, iразвертывается iсистема iпереподготовки iкадров, iофициально iустанавливаются iпрожиточный iминимум и iминимальная iзаработная iплата. iВпрочем, iпока iдва iпоследних iиндикатора iявляются в iРоссии (в iотличие от iвысокоразвитых iстран с iрыночной iэкономикой) iлишь iусловными iпоказателями. iМинимальная iзаработная iплата iустановлена на iстоль iнизком iуровне, iчто iлюбая — iдаже iоткровенно iграбительская iставка — iлегко iукладывается в iэтот iнорматив.
iИтак, iперечислим iосновные iчерты iроссийского iрынка iтруда, iсложившегося в iусловиях iпереходного iкризиса.
1. iЗанятость в iроссийской iэкономике iоказалась на iудивление iустойчивой и iне iслишком iчувствительной к iшокам iпереходного iпроцесса. iЗа iвесь iпореформенный iпериод ее iпадение iсоставило i12-14% и iбыло iявно iнепропорционально iмасштабам iсокращения iВВП, iкоторое, iпо iофициальным iоценкам, iдостигало i40% (в iнижней iточке iкризиса). iТаким iобразом, iколебания в iзанятости iбыли iслабо iсинхронизированы с iколебаниями в iобъемах iпроизводства. iВ iбольшинстве iстран iЦВЕ iкартина iбыла iиной: iмежду iтемпами iсокращения iзанятости и iтемпами iэкономического iспада iподдерживался iпримерный iпаритет. iЧисленность iзанятых iуменьшилась в iних на i20-25% iпри iсравнимой iили iдаже iменьшей iвеличине iпадения iВВП. iДругими iсловами, в iРоссии iзанятость iснижалась iне iстоль iактивно, iкак в iстранах iЦВЕ, - и iэто iпри том, iчто iпереходный iкризис iбыл в iней iнамного iглубже и iдлился iнамного iдольше17.