Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 722.50 Кб (Скачать документ)

            Различают общественные, коллективные  и личные потребности. Последние  делятся на два вида: общие  и частные. Общие потребности  – это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги

потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.

В зависимости  от степени удовлетворения различают  реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости  от дефференциации ассортимента товаров  или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

            Макроспрос – это спрос на  укрупненные группы товаров, например  на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д.  Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:1периодичность возникновения спроса:повседневный/периодический.эпизодическийимпульсивный2.степень удовлетворения спроса-Действительный,Реализованный,Неудовлетворенный,3. степень подвижности спроса:Базовый,Мобильный,4. намерения покупателей:четко сформулированный спрос (твердо сформулированный),альтернативный спрос,5. характер спроса:первичный (начальный),на заменуДополнительный,6. степень интенсивности спроса:Формирующийся,интенсивный,стабилизировавшийся,угасающий,отрицательный,месторасположение предприятия:зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги,зона проявления повышенного микроспроса, зона проявления среднего микроспроса,зона проявления пониженного микроспроса.

2.В современной  экономической литературе и на  практике применяется также и  другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т.е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

 
 

38/Количество товара, которое предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня издержек (затрат) на его производство и цены, по которой товар будет продаваться на рынке. Из этого следует, что четкое определение издержек на производство и реализацию товара является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятия.Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.Они могут быть представлены в показателях себестоимости продукции (услуг), которая характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, необходимые для производства и реализации продукции (услуг).В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования.Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется складывающимся спросом и предложением на ресурсы. Поэтому для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой — качество их использования.Предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и с экономической точки зрения, и обеспечивали бы наименьшие издержки производства.В итоге экономические издержки — это плата поставщику, осуществляемая предприятием, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данным предприятием и для определенного варианта производства.Различают внешние и внутренние издержки. Внешние издержки — это оплата труда работников, топлива, комплектующих изделий. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.Владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые имел бы, положив деньги в банк. Но владелец данного предприятия получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Эта прибыль составляет элемент издержек. Принято выделять чистую, или экономическую прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли, бухгалтерская - равна общей выручке минус внешние издержки.Различные виды ресурсов по-разному переносят свою стоимость на готовую продукцию. В соответствии с этим в теории и на практике различают постоянные и переменные издержки производства.К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).

Под переменными издержками понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции (услуг). Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Из определения следует, что величины переменных издержек в конечном счете зависят не только от объемов производства, но и от экономии материальных и трудовых затрат в результате проводимой рационализации производства и труда. Воздействие последних приводит к тому, что переменные издержки с ростом объемов производства увеличиваются по-разному. На практике выделяют три возможных случая увеличения переменных издержек: пропорционально увеличению объемов производства, регрессивно, опережающими темпами в сравнении с ростом объемов производства.Таким образом, при управлении формированием издержек производства необходимо постоянно обращать внимание на характер их роста, для того чтобы своевременно принимать меры по их снижению.В условиях конкуренции важно не только знать величину переменных издержек, но и объем общих. Иногда их называют валовыми издержками, состоящими из постоянных и переменных издержек:

Ио = Ис + Иv,, где Ио — общие (валовые) издержки; Ис — постоянные издержки; Иv — переменные издержки.Знание общих (валовых) издержек позволяет судить о величине затрат, которые несет предприятие в результате осуществления своей деятельности.Предельные издержки — это дополнительные издержки (или прирост издержек) в результате увеличения реализации услуг и товаров на единицу. Предельные издержки отражают изменения в издержках, которые повлекут за собой увеличение или уменьшение объема производства.Таким образом, издержки производства в условиях рыночных отношений следует рассматривать не просто как произведенные затраты на приобретение всего необходимого для производства продукции, но и как установление лучшей возможности по их использованию, т.е. необходимо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат.

18.Взаимодействие  спроса и предложения

Взаимодействие  спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и  равновесный объем или рыночное равновесие.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют  факторы как для повышения, так  и для понижения цены до тех  пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Графическое изображение  взаимодействия спроса и предложения  показано на рис. 4.1.

На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на спрос, являются потребности.Факторы, влияющие на спрос (неценовые) 1. Изменение доходов потребителей2. Изменение вкусов и предпочтений3. Ценовые и дефицитные ожидания 4. Изменение расходов на рекламу5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары6. Изменение количества покупателей/Предложение - количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене, или физический объем поставок товаров на рынок при данной цене. Выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара.Факторы, влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства 2. Технология производства3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей 4. Размер налогов и субсидий5. Количество производителей

Взаимодействуя  спрос и предложение  определяют рыночную цену и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количеств предлагаемых и продаваемых товаров. Другими словами, рынок будет находиться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны производителей товара.

Цена  равновесия - цена, при которой спрос и предложение совпадают по своей величине. При этой цене покупается то количество продукции, которое поставляется на рынок.

Графически это  выглядит следующим образом.  Pr - цена равновесия.

Pr - цена равновесия.

 
 
 
 

37.Рынок чистой монополии

Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами;-наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);-товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;-отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;-наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;-покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;-фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.

Отметим, что  рынок чистой монополии в ее классическом понимании в реальности отсутствует. Всегда есть опасность потенциальной  конкуренции импортных товаров, существует конкуренция всех товаров за ограниченный бюджет потребителей.Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Она определяется монополистом одновременно с определением объема предложения товара, при этом учитываются издержки и спрос.Роль ценовых стратегий в условиях чистой монополии велика, хотя и не безгранична. Монополист имеет дело с совокупным спросом и осознает, что чем больше товара он произведет, тем меньше будет возможная цена реализации, и наоборот. Монополиста интересует общая прибыль, а не прибыль с единицы товара, поэтому для се максимизации он может заниматься ценовой дискриминацией.Ценовая дискриминация — это установление разных цен на один и тот же товар, при этом различия в ценах не связаны с затратами. Цель ценовой дискриминации — использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу товара. Ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.Для проведения монополистом ценовой дискриминации необходимы определенные условия. К ним относятся: возможность контролировать цены и разделить рынок на сегменты, отсутствие возможностей перемещения товара с разными ценами между отдельными сегментами рынка. Только в этом случае спрос на каждом сегменте рынка не будет зависеть от цен, которые установлены на другом рынке. Для проведения неновой дискриминации важно, сколько покупателей противостоит монополисту. Если их мало, то возможности для ценового диктата у монополиста ограничены. Проведение ценовой дискриминации связано со значительными издержками. Торговаться с каждым покупателем в отдельности, изучать платежеспособность покупателей, контролировать персонал, который лично назначает цены, — дело дорогое и не всегда оправданное.В зависимости от того, насколько реализуются перечисленные выше условия, фирма-монополист может проводить тот или иной тип ценовой дискриминации. Если монополист обладает высокой степенью контроля над рынком, то он имеет возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Такая ценовая дискриминация называется совершенной. В этом случае каждый покупатель платит за товар цену, рапную индивидуальной цене спроса. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, поэтому монополист может использовать другие типы дискриминации. К ним можно отнести ценовую дискриминацию второй степени, которая на практике проявляет себя в форме различных видов скидок с цен (например, разные цены с разных объемов покупок). Ценовая дискриминация третьей степени проводится, если имеются возможности деления рынка (покупателей) на сегменты, в основе которых лежит разная эластичность спроса по цене. Предполагается, что эти категории покупателей могут быть легко идентифицированы (например, наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т.д.). Ценовая дискриминация третьей степени в целом преобладает. Монополист при дискриминации третьей степени максимизирует свою общую прибыль путем выбора наилучшего сочетания цен и объемов продаж на каждом из сегментов, при этом он всегда устанавливает цену ниже на сегменте с более эластичным спросом и выше — на сегменте с менее эластичным спросом. Различная эластичность спроса является важнейшим условием проведения монополистом всякой ценовой дискриминации. Таким образом, роль ценовых стратегий на рынке чистой монополии велика.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"