Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 722.50 Кб (Скачать документ)

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится  к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут  изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".

Перекрестная  эластичность спроса по цене применяется  при осуществлении антимонопольной  политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Концепция эластичности спроса по доходу позволяет  измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное  тем или иным процентным изменением доходов потребителей: &&&&&&&&&

 

Для большинства  товаров коэффициент эластичности по доходу бкдет иметь положительное значение. Продукты, приобретение которых расширяется по мере роста доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому. Например, эластичность по доходу спроса на автомобили оценивается примерно в +3,00, тогда как для большинства продуктов сельского хозяйства она колеблется около +0,20. Отрицательное значение коэффициента элатсичности по доходу указывает на то, что речь идет о товаре низшей категории. Маргарин, капуста, картофель, автобусные билеты, подержанные товары и дешевые крепленые вина являются наиболее вероятными претендентами на попадание в эту категорию. Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода по мере роста своих доходов.

Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание  и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост  будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения произаодства в отрасли. Например, упомянутая высокая эластичнсть спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.

16.Изокванта  - кривая, демонстрирующая различные  варианты комбинаций факторов  производства, которые могут быть  использованы для выпуска данного  объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.

Наклон изокванты  выражает зависимость одного фактора  от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора  и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависимость изображена на рис. 21.1.

Рис. 21.1. Изокванта

Положительный наклон изокванты означает, что увеличение применения одного фактора потребует  увеличения применения другого фактора, чтобы не сократить выпуск продукции. Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора (при определенном объеме производства) всегда будет вызывать увеличение другого фактора.

Изокванты выпуклы  в направлении начала координат, поскольку хотя факторы могут быть заменяемы один другим, однако они не являются абсолютными заменителями.

Кривизна изокванты  иллюстрирует эластичность замещения  факторов при выпуске заданного  объема продукта и отражает то, насколько  легко один фактор может быть заменен  другим. В том случае, когда изокванта похожа на прямой угол, вероятность замещения одного фактора другим крайне невелика. Если же изокванта имеет вид прямой линии с наклоном вниз, то вероятность замены одного фактора другим значительна.

Изокванты схожи  с кривыми безразличия с той лишь разницей, что кривые безразличия выражают положение в сфере потребления, а изокванты - в сфере производства. Другими словами, кривые безразличия характеризуют замену одного блага другим (MRS), а изокванты - замену одного фактора другим (MRTS).

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска  она представляет. Крутизна наклона  изокванты выражает предельную норму  технического замещения (MRTS), которая  измеряется соотношением изменения  объема выпуска продукции. Предельная норма технического замещения трудом капитала (MRTSLK) определяется величиной капитала, которую может заменить каждая единица труда, не вызывая изменения объема выпуска продукции. Предельная норма технического замещения в любой точке изокванты равна наклону касательной в этой точке, умноженному на -1:

MRTSLK dK/dL | Q = const.

Изокванты могут  иметь различную конфигурацию: линейную, жесткой дополняемости, непрерывной  замещаемости, ломаной изокванты. Здесь  выделим две первые.

Линейная изокванта - изокванта, выражающая совершенную замещаемость факторов производства (MRTSLK = const) (рис. 21.2).

Жесткая дополняемость  факторов производства представляет такую  ситуацию, при которой труд и капитал  сочетаются в единственно возможном  соотношении, когда предельная норма технического замещения равна нулю (MRTSLK = 0), так называемая изокванта леонтьевского типа (рис. 21.3).

Рис. 21.3. Жесткая  изокванта

Карта изоквант представляет собой набор изоквант, каждая из которых иллюстрирует максимально  допустимый объем производства продукции при любом данном наборе факторов производства. Карта изоквант является альтернативным способом изображения производственной функции.

Смысл карты  изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей. Карта  изоквант схожа с контурной картой горы: все большие высоты показаны посредством кривых (рис. 21.4).

Карта изоквант может быть использована для того, чтобы показать возможности выбора среди множества вариантов организации  производства в рамках короткого  периода, когда, например, капитал является постоянным фактором, а труд - переменным фактором.

Рис. 21.4. Карта  изоквант

3Кривые  безразличия

Кривые  безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологиейкардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия  отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и  предпочтениями и не зависит от доходов  или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные  аксиомы анализа

Построение  и анализ этих кривых основывается на следующих  допущениях, или аксиомах:

  1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
  2. Аксиома непрерывности 
    Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
  3. Аксиома возможности выбора 
    Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
  4. Аксиома транзитивности 
    Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
    То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
  5. Аксиома ненасыщенности 
    Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Свойства  кривых безразличия  стандартного вида

Выполнение выше названных ограничений обуславливает  следующие свойства стандартных  кривых безразличия:

  • Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
  • Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.
  • Кривые безразличия описывающие поведение одного потребителя никогда не пересекаются. 
    Докажем это. Предположим, что две кривые безразличия с разными уровнями полезности имеют одну общую точку C. Отметим на графике еще две произвольные (A и K). Потребительские наборы A и C лежат на одной кривой безразличия и приносят одинаковое удовлетворение потребителю. Отсюда следует, что в соответствие с аксиомой транзитивности A = C и C = K, т.е. A = K, что противоречит положению точек на графике.

  • Кривые  безразличия не имеют участков возрастания 
    Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого товара (яблоки), так и второго товара (конфеты), то есть в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия. 
    Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.

Кривые  безразличия нестандартного вида

Форма кривых безразличия  и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями.

Для отдельных  товаров в силу их специфических  характеристик кривые безразличия  могут иметь вид, отличный от стандартного.

Товары  — совершенные  заменители

К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель  готов заменить один на другой в  постоянном соотношении, то есть MRS=const (например: отдельные группы товаров  конкурирующих производителей)

Проанализируем  наиболее простую ситуацию, когда  товары замещаются в пропорции один к одному (MRS=1). 
Например, выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид прямой линии с тангенсом угла наклона равным -1.

 
при  ,   
или 

Кривые безразличия  более высокого порядка будут  располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет  прежней.

Товары — совершенные дополнители

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки: левая и правая.

Если потребитель  выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой Y и  одной левой перчатки X, то прибавление к ней любого количества только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1:2) (1:3) или (2:1) (3:1) будут находится на одной кривой безразличия с потребительским набором (1:1), а сама кривая будет иметь вид буквы L.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"