Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
28.Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия дейст-му законодат-ву | по уровню конкуренции | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
- рынок
сырья;- рынок материалов;- рынок драгоценностей;-
рынок средств производ-ва;- рынок недвижимости;-
рынок потребительских товаров и услуг;-
рынок информационного и интеллектуального
(духовного) продукта;- рынок инноваций;-
рынок капитала;- рынок валюты;- рынок ценных
бумаг;
- рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
-мировой рынок-зональный рынок- региональный рынок- национальный рынок- внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) | - легальный
(официальный) рынок- |
- рынок совершенной
конкуренции ( |
|
Структуру рынка можно рассматривать по разному (см. рис. 3), так, например, можно выделить виды рынков по экономическому назначению рыночных объектов: товарный рынок, финансовый рынок и рынок труда. С точки зрения географического положения говорят о местном (локальном) рынке, региональном внутри страны, национальном, региональном по группе стран, мировом рынках.
Потребительский рынок включает: рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.
Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых. Одним из эффективных средств становления рынка средств производства является товарная биржа.
В условиях все большего вовлечения в производственный процесс научно-технических достижений, растущей интернациолизации производства неизмеримо возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие: рынок инноваций, изобретений; рынок интеллектуального продукта (сфера информационных услуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.). Рынок научно-технических разработок представляет собой взаимодействие малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений. Необходимость более полного изучения и ускоренной обработки накапливающихся с каждым годом объемов научно-технической информации привела к созданию национальных и международных специализированных международных банков. Одним из факторов динамичного экономического развития некоторых стран явилось успешное использование закупаемых лицензий, ноу-хау.
Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций (вложение капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу), которые обусловливают общий рост экономики. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие на другие рынки, прежде всего на потребительский. Вместе с тем общество всегда оказывается перед выбором: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства ("в будущее"), то ли в выпуск товаров потребительского спроса ("в настоящее"). На каждом временном отрезке данная проблема решается с учетом ряда конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств.
Кредитный рынок. Если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут предлагаться различные платежные средства (деньги, ценные бумаги). Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок.
Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - это, как правило, кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. Основной вид ценных бумаг - акции и облигации, все остальные - производные от них.
Система отношений, связанных с куплей-продажей иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам, выражается понятием валютно-денежный рынок. Посредством конвертируемых валют производятся международные денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, движением капиталов, туризмом и др. По своему режиму валютные ринки под яются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями.
Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.
Формирование
данного рынка предполагает в
качестве предпосылок реализацию ряда
условий. Во-первых, должны быть созданы
необходимые условия для
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную ценупродукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Тем не менее, модель совершенной конкуренции:
-позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
-проясняет условия максимизации прибыли;
41. 41.Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции:-наличие множества фирм, как правило, мелких, при этом крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими фирмами;-выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара (отметим, что под разными товарами подразумеваются продукты: с разными потребительскими свойствами; кажущиеся почему-либо разными потребителю; продаваемые в различных условиях, а также по-разному рекламируемые);-вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны — многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);-фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.Роль маркетинговых стратегий цен на рынке монополистической конкуренции значительна. Фирма может, оценивая платежеспособность покупателя, торгуясь с ним, устанавливать на свой товар разные цены и получать положительную экономическую прибыль в коротком периоде. Снижая цены, фирма может увеличивать объемы реализации. В связи с тем, что на рынке много похожих товаров, а значит, много конкурентов, маркетинговые стратегии конкурентов оказывают влияние на отдельную фирму, но это влияние слабее, чем на олигополистическом рынке. К рынку монополистической конкуренции можно отнести, например, рынок одежды, обуви.
31Ограниченность ресурсов (экономика)
Ограниченность
ресурсов — экономическое понят
В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы,[1] при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.[2]
[править]Проблема оптимального выбора
Кривая производственных возможностей.
Так как человек
не может удовлетворить все свои
потребности имеющимися в наличии ресурсами —
ему приходится выбирать, какие потребности
удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для
их получения ресурсами (утилитари
При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей (сокращённо КПВ). Альтернативная стоимость растет в результате убывания производительностей ресурсов. КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом альтернативных издержек. Если точки лежат на кривой, то это эффективное производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства. КПВ может изменить свое положение если:1улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров;2если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.