Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 722.50 Кб (Скачать документ)

В более  узком смысле прибыль — это  вознаграждение за предпринимательскую деятельность, своего рода плата за риск и неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Существует также определение прибыли как дохода, порождаемого существованием монополий.

Количественно прибыль определяется как разность между выручкой (доходом) фирмы и  ее издержками.

Общий доход (TR), получаемый фирмой, равен  цене продукта (Р), умноженной на количество реализованной продукции

TR = Р  х Q.

Виды  факторных доходов

Доходы  от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических  ресурсов) получают следующие виды доходов:от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);от трудовых ресурсов - заработную плату;от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;от знаний -доход от интеллектуальной собственности.В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

Понятие издержек и прибыли.Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками - налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называетсяприбылью (чистым доходом).

Данное  определение прибыли - в широком  значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются  преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,

Прибыль в узком значении - это доход  от такого фактора производства, как реальный капитал

Прибыль фирмы.Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание.

Так, экономисты тщательно анализируют уровень  прибыли (так называемую норму прибыли) фирмы. Стремясь к ее максимизации (см. 8.2), фирма одновременно оценивает, каков  минимально допустимый для нее уровень  прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек.

Та часть  прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальнойприбыли.

Теории  прибыли.Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории (концепции, гипотезы), объясняющие природу прибыли или ее составных частей.Теория прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства) была описана выше. Ее разделяют большинство экономистов. Остальные теории скорее дополняют ее.Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный рутинный труд по управлению предприятием и платы за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Первая часть прибыли совпадает с тем, что называется нормальной прибылью. Вторая часть прибыли возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его прозорливость. Ее объясняют также тем, что, когда предприниматель вводит технологические, организационные и другие новшества (инновации), он получает за них компенсацию.Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии.

29.Неценовые детерминанты спроса

Факторы, оказывающие  воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения  потребителей.

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

2. Доходы потребителей.

Для подавляющей  группы нормальных качественных товаров  рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей.При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4. Цены на другие  товары.Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Различают условно три группы "других" товаров:

-нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

-заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

-дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие  и товары-заменители будет оказывать  существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет  к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его  возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

5. Экономические ожидания  потребителей.Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

К неценовым факторам влияющим на спрос  относят:

-Изменения в  денежным доходах населения

-Изменения в  структуре и количестве населения

-Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

-Экономическая  политика государства

-Изменение потребительских  предпочтений, под воздействием  рекламы, моды.

Исследование  неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

-С одно стороны,  рост цен сокращает реальный  доход потребителя при неизменной  величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

-С другой  стороны, этот же рост цен  делает более привлекательными  для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший  товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует  в следующих случаях:

-Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)

-Когда  цена является  показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

-Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

-Эффект  ожидаемой динамики  цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

-Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

 

11.Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.3. Рыночное равновесие и структура рынка.4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"