Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 722.50 Кб (Скачать документ)

Нежелательный товар

К нежелательным товарам относятся те товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись.

Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будет тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в этом случае будет иметь вид прямой с положительным углом наклона

Нейтральный товар

Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но дешевой нагрузкой.

В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния  на покупку основного товара, и  кривые безразличия будут иметь  вид вертикальных прямых, параллельных друг другу. Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Q1.

Явление насыщения

Теоретически  можно представить ситуацию, при  которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности потребителя, то есть находящийся в точке насыщения (например: доза лекарства, которую необходимо принять за день).

Уменьшение данной дозы не даст улучшения. Чем ближе  потребитель находится к точке  насыщения, тем выше полезность его  потребительского набора. Графически кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов.

9.ОПТИМАЛЬНЫЙ  ВЫБОР

Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор  был бы не возможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был  бы не нужен. Выбор становиться необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов

Иначе говоря, полное использование ресурсов – ситуация, когда рост одного результата может  идти только за счёт уменьшения другого  результата. А это превышает теряемую величину “другого результата”  в своего рода неизбежную плату за прирост первого результата. Кривая интересна тем, что она наглядно показывает эту обязательную плату в каждой точке. Такая плата, потеря получила название “альтернативная цена” (“альтернативная стоимость”).

Альтернативная  стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска  другого товара. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством  другого товара, от которого приходиться  отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Эта цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось обменять на более предпочтительную, цену потери.

Поэтому когда  экономика находиться на грани производственных возможностей, то выбор всякий раз  происходит между максимум объёма производства товара А и В.

Однако чаще производитель пребывает в точке  “Е”, тогда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов (и товара А и В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счёт абсолютной потери другого.

Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной “альтернативной цены”. Внутри же сферы производственных возможностей (точка “Е”) возникает ситуация:

А.)  имеется резерв ресурсов для расширения производства;

В.)   наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяет одновременно наращивать производство и А и В.

Это осложняет  выбор оптимального решения, однако, каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла – о потере, которой  могло не быть! Количество товаров, которое приходиться терять при максимизации  производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название “альтернативная затрата”.

Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И тем не менее уже выбраны: направление делает всевозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней – и упущенная выгода, - постоянно “кровоточит” в сердце производителя, заставляет его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.

Но, несмотря на это, без системы общественных ограничений  свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Увеличивая его, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающих хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Кривые  безразличия

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологиейкардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия  отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и  предпочтениями и не зависит от доходов  или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные  аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

  1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта
  2. Аксиома непрерывности 
    Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.
  3. Аксиома возможности выбора 
    Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).
  4. Аксиома транзитивности 
    Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. 
    То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.
  5. Аксиома ненасыщенности 
    Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Свойства  кривых безразличия  стандартного вида

Выполнение выше названных ограничений обуславливает  следующие свойства стандартных кривых безразличия:

  • Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.
  • Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.
  • Кривые безразличия описывающие поведение одного потребителя никогда не пересекаются. 
    Докажем это. Предположим, что две кривые безразличия с разными уровнями полезности имеют одну общую точку C. Отметим на графике еще две произвольные (A и K). Потребительские наборы A и C лежат на одной кривой безразличия и приносят одинаковое удовлетворение потребителю. Отсюда следует, что в соответствие с аксиомой транзитивности A = C и C = K, т.е. A = K, что противоречит положению точек на графике.

  • Кривые  безразличия не имеют участков возрастания 
    Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого товара (яблоки), так и второго товара (конфеты), то есть в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия. 
    Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.

Кривые  безразличия нестандартного вида

Форма кривых безразличия  и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями.

Для отдельных  товаров в силу их специфических характеристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного.

Товары  — совершенные  заменители

К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель  готов заменить один на другой в  постоянном соотношении, то есть MRS=const (например: отдельные группы товаров конкурирующих производителей)

Проанализируем  наиболее простую ситуацию, когда  товары замещаются в пропорции один к одному (MRS=1). 
Например, выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид прямой линии с тангенсом угла наклона равным -1.

 
при  ,   
или 

Кривые безразличия  более высокого порядка будут  располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет прежней.

Товары  — совершенные  дополнители

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки: левая и правая.

Если потребитель  выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой Y и одной левой перчатки X, то прибавление к ней любого количества только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1:2) (1:3) или (2:1) (3:1) будут находится на одной кривой безразличия с потребительским набором (1:1), а сама кривая будет иметь вид буквы L.

Нежелательный товар

К нежелательным товарам относятся те товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись.

Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будет тем выше, чем в меньших  количествах нежелательный товар  будет присутствовать в наборе. Кривая безразличия в этом случае будет  иметь вид прямой с положительным  углом наклона

Нейтральный товар

Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают  товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но дешевой  нагрузкой.

В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния  на покупку основного товара, и  кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу. Более высокому уровню удовлетворения соответствуют кривые, лежащие правее по оси Q1.

Явление насыщения

Теоретически  можно представить ситуацию, при  которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности потребителя, то есть находящийся в точке насыщения (например: доза лекарства, которую необходимо принять за день).

Уменьшение данной дозы не даст улучшения. Чем ближе  потребитель находится к точке  насыщения, тем выше полезность его потребительского набора. Графически кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"