Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Необходимость сочетания нескольких видов ресурсов для производства
Традиционно выделяют три вида ресурсов:
1труд — рабочая сила2«земля» — сырьё: пашни, н
Вместе составляющие производит
42Рынок чистой конкуренции
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:
-имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;-товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;-все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;-отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;-все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;-ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма может контролировать только свои объемы производства и свои затраты, но не цену. Главная задача фирмы - удешевление продукции. Реакции со стороны конкурентов на изменение объема производства фирмой нет. Рыночная цена задается рынком, она не зависит от объема выпуска конкретной фирмы. Уровень текущей рыночной цены единицы продукции складывается под воздействием спроса и предложения в отрасли.Рыночная цена в отрасли является ориентиром для каждой отдельной фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат). В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.
44Олигополистический рынок
Олигополистический
рынок, который является самым распространенным
рынком в современной экономике, характеризуется
следующими чертами:-на рынке действует
небольшое число крупных фирм (формально
считается: четыре крупные фирмы, производящие
более половины всей выпускаемой продукции),
но могут присутствовать и мелкие фирмы;-продукты
могут быть стандартизированными (цемент,
газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);-фирмы-
Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства, должен учитывать реакцию, как потребителей, так и конкурентов. Олигополист, снижая цены, не уверен в долговременном результате. Если олигополист повысит цены, конкуренты могут оставить свои цены неизменными. Как видим, роль маркетинговых стратегий цен на олигополистичсском рынке велика. Кроме того, олигополисты ведут борьбу между собой за покупателей путем улучшения качества продукции, дифференциации продукции, рекламы.
На выбор фирмой ценовой стратегии влияет размер фирмы. Бесспорными ценовыми лидерами являются крупные фирмы. Малые предприятия ввиду ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии часто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции по качеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Цена является более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем для фирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны, разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в области цен зависит от степени прямого или кос¬венного вмешательства государства, профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степени взаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.
Роль цены в
обеспечении рыночного успеха зависит
от того, в какой рыночной ситуации
реализуется та или иная ценовая
стратегия. Любая фирма находится
и действует в конкретных рыночных
ситуациях, среди которых можно назвать
четыре наиболее важные.
Первая ситуация. Фирма должна установить
цену на товар впервые. Это случается тогда,
когда фирма или вводит свой новый товар
впервые на внутренний рынок, или вводит
традиционный товар на внешний рынок,
или использует новый канал распределения
или новый сегмент рынка.
Вторая ситуация.
Конкурент изменяет цену своего товара.
Эта ситуация вынуждает фирму
отреагировать на такой шаг конкурента
и принять соответствующее
21.Издержки производства в краткосрочном периоде
В краткосрочном
периоде различают постоянные и переменные
издержки.
Постоянные издержки ( TFC) – это денежные
затраты, которые не зависят от объема
выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию
оборудования, зданий, сооружений, процент
по кредиту, рентные платежи, страховые
взносы, заработная плата управленцам,
охрана и т.д.)
Постоянные издержки являются обязательными
и сохраняются даже если фирма ничего
не производит, поэтому на графике постоянные
издержки выражаются прямой, параллельной
оси абсцисс.
Переменные издержки ( TVC) – это денежные
затраты, изменяющиеся вместе с объемом
выпуска продукта. Это расходы на сырье,
вспомогательные материалы, труд и т.д.
Переменные издержки изменяются пропорционально
выпуску продукции, поэтому на графике
кривая переменных издержек – восходящая
линия.
Общие издержки ( T С ) – это совокупность
всех затрат предприятия на производство
и реализацию продукции:
TC = TFC
+ TVC
Производителя часто интересует величина
средних издержек, то есть издержек, пересчитанных
на единицу продукции.
Средние переменные издержки – это отношение переменных издержек к объему выпуска продукции:
AVC = TVC
/ Q
График средних переменных издержек имеет
U -образную форму в соответствии с законом
убывающей отдачи. Когда отдача от данного
переменного фактора производства в стадии
возрастания, всё меньше количества дополнительных
переменных ресурсов требуется для производства
дополнительных единиц продукции. Следовательно,
в расчете на эту единицу сокращаются
переменные издержки. Этим объясняется
отрицательная ветвь. На стадии убывающей
отдачи картина противоположная – средние
переменные издержки возрастают.
Средние общие издержки можно вычислять
по формулам:
ATC = TC
/ Q , ATC = AFC + AVC.Кривая средних общих издержек
является суммой кривых средних постоянных
и средних переменных издержек и имеет
U -образную форму.
Дополнительные издержки, связанные с
увеличением производства продукции на
единицу, называются предельными издержками:MC
= ΔTC / ΔQ = (ΔTVC / ΔQ) + (ΔTFC /
ΔQ)
Поскольку TFC = const , то взаимосвязи между постоянными и предельными издержками нет. Поэтому предельные издержки можно выразить формулой:
MC =
ΔTVC / ΔQ
График предельных издержек пересекает
кривые средних переменных и средних общих
издержек в точках минимума последних.
Если предельные издержки больше средних
издержек, то производство дополнительной
единицы продукции вызовет увеличение
средних издержек. И наоборот: если MC <
AC , то при увеличении объемов производства
средние издержки уменьшаются.
Всё это справедливо и для соотношения
AVC и MC .
Пока MC < ATC и MC < AVC , последние убывают.
Если MC > ATC и MC > AVC , последние возрастают.
Если MC = AC , то переменные издержки достигают
минимума.
В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. При этом каждая фирма стремится получить возможно большую прибыль от своей деятельности. Для этого у каждой фирмы есть два пути: постараться продать свой товар по возможно более высокой цене или попробовать сократить свои затраты на производство продукции, т.е. издержки производства.
В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают краткосрочные и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.
Краткосрочный – это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме, т.е. количество постоянных затрат, осуществляемых этой фирмой. На протяжении краткосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут проистекать исключительно от изменения объемов переменных затрат. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей.
В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы – количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива.
В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные.
Это связанно с тем, что обеспечение постоянных затрат определяют постоянные издержки.Постоянные издержки.Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства.Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтернативные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностями, приобретенными фирмой, они являют собой имплицитные издержки. На графике постоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельно оси абсцисс (рис. 1).
Рис. 1. Постоянные издержки
К постоянным
издержкам относят: 1) затраты на
оплату труда управленческого
Переменные издержки.Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты (рис. 2.). Переменные затраты могут быстро подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие – переменными.
Рис 2. Переменные затраты
26.Рассмотрим доходы фирмы.
Прибыль — важнейшая категория рыночной экономики.
К. Маркс
определял прибыль как форму
существования прибавочной
Современная экономическая теория вкладывает в этот термин другой смысл. Иногда прибылью называется доход от использования основных факторов производства — труда, земли, капитала, т. е. то, что на самом деле представляет собой заработную плату, ренту и процент.