Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 286.31 Кб (Скачать документ)

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и  повышением качества человеческого  капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной  экономики, как индустриальной, так  инновационной является высококачественный человеческий капитал[3].

Непрекращающийся рост возможен только за счет непрекращающегося снижения реальных затрат на уровне отдельных фирм (эквивалентное понятие — роста общей производительности факторов). Такие факторы, как технический прогресс, накопление физического и человеческого капитала, создание инфраструктуры и экономических институтов, в очень долгосрочной перспективе способствуют экономическому росту ровно в той степени, в которой они помогают отдельной фирме снижать реальные затраты на производство.

Типы экономического роста

Различают экстенсивный и интенсивный  типы экономического роста. В первом случае рост достигается путем увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором - за счет интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных  достижений науки и техники интенсивные  факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и  интенсивный типы экономического роста  в чистом виде не существуют. Имеет  место их переплетение и взаимодействие.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

В России с 2000 по 2008 год наблюдался относительно равномерный рост экономики.

46. Цель  и факторы роста национальной  экономики.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение  материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

 

1. Увеличение среднедушевых  доходов населения. Достижение  этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения.

 

2. Увеличение свободного  времени. Досуг является одним  из жизненных благ, но не находит  отражения в показателях реального  ВНП или НД страны. Поэтому  при оценке степени достижения  данной цели необходимо принимать  во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих и служащих.

 

3. Улучшение распределения  НД среди различных слоев населения.  Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло бы остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.

 

4. Улучшение качества  и рост разнообразия выпускаемых  товаров и услуг. Эта составляющая  не находит прямого отражения  в показателе реального НД. В  то же время вполне допустимо  предположить, что более высокое  качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного НД.

 Факторы экономического  роста — это причины, рождающие  экономический рост.

 

Под факторами экономического роста в экономической теории понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности  увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

 По способу воздействия  на экономический рост различают  прямые и косвенные факторы.  Прямыми называются те, которые  непосредственно определяют физическую  способность к экономическому  росту. Косвенные факторы влияют  на возможность превращения этой  способности в действительность. Они могут способствовать реализации  потенциала, заложенного в прямых  факторах, или ограничивать его.

К прямым относятся пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного производства и предложения:

- увеличение численности  и повышение качества трудовых  ресурсов;

- рост объема и улучшение  качественного состава основного  капитала;

- совершенствование технологии  и организации производства;

- повышение количества  и качества вовлекаемых в хозяйственный  оборот природных ресурсов;

- рост предпринимательских  способностей в обществе 27, 109].

В состав косвенных входят факторы как предложения, так и спроса и распределения.

Косвенными факторами  предложения являются:

- снижение степени монополизации  рынков,

- уменьшение цен на  производственные ресурсы;

- снижение налогов на  прибыль;

- расширение возможности  получения кредитов [27,111].

Если изменения косвенных  факторов происходят в обратном направлении (увеличивается степень монополизации  рынков, растут налоги и пр.), то экономический  рост будет сдерживаться.

 

47. Экономическая  политика государства: понятие,  основные направ- 
ления.

 

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической  политики могут быть:

  1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
  2. Поддержание эффективного размера занятости;
  3. Стабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией;
  4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Существуют различные подходы  и критерии классификации в сфере  экономической политики. При подходе  на основе отраслевых, институциональных  критериев принято выделять следующие  направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое  и другие. Основываясь на функционально  ориентированном подходе, можно  выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления  экономической политики[4].

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

  • Денежно-кредитная политика;
  • Бюджетная политика;
  • Налоговая (фискальная) политика;
  • Инвестиционная политика;
  • Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
  • Внешнеэкономическая политика;
  • Другие разновидности направлений экономической политики.

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики могут выступать[6]:

  • Государство, включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

 
48. Экономические и правовые меры  по стимулированию хозяйствен- 
ного прогресс

Экономические меры

К экономическим мерам относят  действия государства, которые с  помощью экономических рычагов  в отличие от принудительных мер  воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;
  • денежно-кредитную (монетарную) политику;
  • экономическое программирование и планирование;
  • прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

 

49. основные задачи  модернизации российской экономики.

Существует несколько  ключевых моментов, по которым Правительству  и частному бизнесу придется принимать  компромиссные решения.

Первое - вопрос промышленной политики.Большой риск - сделать ставки не на те отрасли промышленности. Необходимость проведения промышленной политики государством определяется тем, что именно государство на сегодняшний день является основным потребителем наукоемких технологий и техники, либо участником по продвижению российской научной продукции на западные и восточные рынки, либо собственником наукоемкого производства.

Другая проблема - это своеобразность сегодняшнего перетока капитала в развитие нашей промышленности. Постепенно крупные торговые фирмы, крупные производственные предприятия, либо финансовые структуры начинают организовывать сначала вертикальные и горизонтальные холдинги, после чего эти же холдинги начинают превращаться в чеболи корейского образца.

Следующая позиция - тарифы на товары и услуги естественных монополистов. Необходимо сразу отметить, что в силу климатических и географических условий достижение тарифов мирового уровня на товары и услуги естественных монополий приведет к неконкурентоспособности всю продукцию российской промышленности. И именно эту позицию необходимо отстаивать на переговорах по вступлению в ВТО.

Соотношение уровня развития среднего и малого бизнеса, а также структур крупного олигархического  бизнеса - еще один вопрос. Зависимость бюджета всех уровней от отдельных экспортно-ориентированных предприятий вызывают нестабильное положение и угрозу нестабильности экономики всей страны в целом. Зависимость бюджета России от предприятий, которые по сути образуют на сегодняшний день олигархическую структуру России, является довольно ущербной. Именно средний и малый бизнес чаще всего создают стабильность в стране и создают налоговые потоки, в гораздо меньшей степени зависимые от состояния и уровня всей мировой экономики. Большое значение приобретает дальнейшая валютная политика, включая проблему выплаты долгов России. За резким укреплением рубля последует приостановление экономического роста, падение обрабатывающей и укрепление экспортно-сырьевой промышленностей.

Так же определенной проблемой  станет проблема обеспечения модернизации необходимыми кадровыми ресурсами. Демографическая ситуация в стране и депопуляция населения ставят под вопрос возможность реализации многих глобальных проектов. Без миграции в целях увеличения численности населения Россия не обойдется, поэтому новый закон о гражданстве только затруднит необходимые и управляемые миграционные потоки.

Структура и система  образования в России также нуждается  в реформировании. Резкое увеличение количества людей, получающих высшее образование, избыточность которых для экономики России совершенно понятна, превращает Россию в источник бесплатной поставки высококвалифицированной рабочей силы для развитых стран. По ряду специальностей миграция выпускников отдельных ВУЗов составляет до 80%.

Особое значение приобретает реформирование государственных структур и государственной службы. Парадоксально, но факт, что эта наиболее важная для России реформа разрабатывается практически в узком кругу, без участия корпоративных общественных организаций. Пока же вместо реформирования наблюдаются отдельные попытки спасти действующую систему государственных структур, многие из которых полностью разложились и не могут осуществлять государственные функции.

Сегодня не существует готовой  модели модернизации. Более, того, экономическая, как и политическая ситуации в  разных государствах, даже в пространстве бывшего Советского Союза, настолько  различаются, что трудно представить саму возможность существования такой единой универсальной модели модернизации экономики и общества.

 

50. Равновесие  и неустойчивость национальной  экономики.

Экономическое равновесие – это понятие анализа, которое характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок с планами продавцов относительно объемов продаж.

Информация о работе Шпаргалка по экономике