Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 286.31 Кб (Скачать документ)

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

60. Социальное расслоения населения по уровню жизни. Коэфицент Джини.

Неравенство населения в  потреблении материальных благ и  услуг в значительной степени  обусловлено неравенством в получаемых доходах. В связи с этим в основе измерения экономической дифференциации населения лежит анализ неравенства  в распределении доходов между  отдельными группами населения. Для  оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие  показатели:

· распределение населения  по уровню среднедушевых денежных доходов;

· коэффициенты дифференциации доходов населения;

· распределение общего объема денежных доходов по различным группам  населения;

· коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

· численность населения  с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Ряды распределения населения  по размеру среднедушевого денежного  дохода являются статистической формой выражения дифференциации населения  по уровню материального благосостояния. Для построения рядов используются методы имитационного моделирования. Суть их состоит в преобразовании эмпирического ряда распределения  населения по уровню доходов, полученного  на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в теоретический  ряд распределения. В целом задача сводится к выбору функции распределения, наиболее адекватно отражающей закономерность распределения доходов, установлению по эмпирическим данным параметров кривой распределения и расчету по найденному уравнению теоретических частот для заданных значений среднедушевого дохода.

Анализ данных бюджетных  обследований за многие годы показывает, что в качестве математической модели для описания распределения доходов  населения лучше всего подходит логарифмически нормальный закон распределения. Используемая методика построения ряда распределения опирается на следующие  основные положения:

коэффициента  Джини – коэффициент концентрации богатства. Чем он выше – тем выше и неравенство. Более полное определение – мера неравенства распределения доходов. Еще более полное определение – коэффициент девиации экономики от абсолютного равенства в распределении доходов.

Коэффициент выводится из кривой Лоренца и представляет собой  отношение площади между этой кривой и линией абсолютного равенства  к общей площади под линией абсолютного равенства. Линия абсолютного  равенства – биссектриса между  осями "доля домохозяйств" и "доля доходов". Коэффициент может быть рассчитан и по точной формуле.

Максимальное значение коэффициента равно единице и это – абсолютное неравенство. Минимальное равно  нулю и это абсолютное равенство.

В силу социально-политической значимости получаемых на основе коэффициента оценок, он активно рассчитывается, дискутируется и используется для  разного уровня выводов. Одна из наиболее активных сфер использования – сравнительный  межстрановой и временной анализ. Например, коэффициент Джини для  России в 1991 году был равен 0,24, в 2008 году 0,42. В так называемых "образцовых" европейских и особенно североевропейских  странах он находится в диапазоне  от 0,2 до 0,3.

Но вряд ли уместны прямые заключения из сравнения коэффициента по странам и по времени. У него есть ограничения, переходящие в  недостатки, что объясняется двумя  обстоятельствами. Во-первых, относительным  характером этого показателя. Во-вторых, его диапазонной асимметричностью: одно распределение может быть более равным, чем другое в одном диапазоне, и менее равным в другом при одном том же значении коэффициента для обоих распределений. Поэтому прямые выводы из сравнения коэффициента в разных странах и во временной динамике могут привести к ошибочным оценкам.

Также коэффициент Джини  можно рассчитать по формуле Джини: G = Σ(Σ|y{i}-y{j}|)/(2*(n^2)*||y||), где y{k} - доля дохода домохозяйства в общем доходе, ||y|| - среднее арифметическое долей  дохода домохозяйств. Первый знак суммирования ведет суммирование по индексу i от i = 1 до i = n, второй (в скобках) - по индексу j от j = 1 до j = n, где n - число домохозяйств, как и в формуле Брауна.

61. Значение развития  сферы услуг в решении социальных  проблем современного общественного  развития.

В настоящее время ведутся  активные поиски способов преодо-ления кризиса, повышения эффективности социально-экономических преобра-зований, осуществляемых реформ со-циальной сферы, защиты и адаптации населения к условиям переходного периода.

Социальная политика государства  направлена на решение социальных проблем. Основными направлениями социальной политики являются:

- гарантирование членам  общества минимального дохода;

- поддержание и развитие  способностей членов общества  и прежде всего способности  к труду;

- обеспечение членов  общества приемлемым уровнем  социальных услуг.

В настоящее время провозглашены  следующие принципы реализации социальной политики государства в России:

- четкое разграничение  ответственности между федеральными  и местными органами за реализацию  социальной политики;

- учет социальных нормативов  при формировании бюджетов разного  уровня;

- устранение монополизма  в предоставлении социальных  услуг;

- привлечение на лицензионной  основе негосударственного сектора  к предоставлению бесплатных  и субсидируемых социальных услуг;

- разгосударствление организаций  и учреждений социальных услуг;

- корректировка сроков  и масштабов мер с учетом  конкретной складывающейся экономической  ситуации, итогов социальной экспертизы  проводимых мероприятий.

Целевая ориентация системы  управления социально-экономическими процессами и учреждениями соци-альной сферы в регионе должна предполагать соединение интересов государственных, общественных и индивидуаль-ных  потребителей социальных услуг с  федеральной и нацио-нально-территориальной  компонентами социального стан-дарта.

Создание и развитие системы  управления социально-экономическими процессами связаны не только с необходимостью удовлетворения растущих потребностей населе-ния, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функ-ционированием соответствующих учреждений и организационно-правовых структур.

Действенное управление социально-экономическими процессами может быть реализовано  на основе единого социального пространства, в рамках которого воз-можно использование критериев оценки социальной услуги, ее эффективного потребления.

В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная социальная сфера - важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую  входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

В настоящее время социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом  функциониро-вания которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных по-требностей. При этом объем и качество потребляемых соци-ально-культурных услуг и оценка состояния соответствую-щих отраслей рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни насе-ления, а такие показатели, как состояние здоровья, общеоб-разовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных ин-дикаторов, характеризующих степень развитости общества.

62. Характерные черты  мирового хозяйства.

Прежде всего необходимо отметить, что мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной связи в той мере, которая обеспечивает выгодность участия страны в мировом хозяйстве. Результатом функционирования мирового хозяйства является повышение эффективности использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире. Мировое хозяйство представляет собой глобальный экономический организм, состоящий практически из всех стран и народов планеты. Мировое хозяйство развивается по законам рынка. Это преимущественно рыночная система. Однако она пока еще ^представляет собой однородного единства. В систему мировой экономики входят государства с различными укладами хозяйства.

Мировое хозяйство характеризуется  наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов; а также мировая валютная и финансовая системы.

В настоящее время четко  просматривается следующая структура  мирового хозяйства:

1)  мировой рынок товаров  и услуг;

2)  мировой рынок капиталов;

3)  мировой рынок рабочей  силы;

4)  международная валютная  система;

5)  международная кредитно-финансовая  система.

Кроме того, интернационализация  интенсивно развивается в сфере  информации, НИОКР, культуры. Формируется  единое научно-информационное пространство.

Основными субъектами мирового хозяйства являются:

•  государства с их народно-хозяйственными комплексами;

•  транснациональные  корпорации;

•  международные организации  и институты;

•  фирмы всех секторов хозяйства, вышедшие за национальные границы.

Мировое хозяйство характеризуется  неравномерностью развития. Экономические  различия между частями заключаются  в степени развития рынков товаров, труда, капиталов и информации, глубине  разделения труда внутри стран и характере их включенности в мировой рынок, уровне и формах социальной защиты населения.

Разнообразие сочетаний  показателей экономического развития различных стран не позволяет  оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки  зрения. Для этого используются несколько  основных показателей и критериев:

•  абсолютный и относительный  ВВП (ВНП);

•   НД и доход на душу населения;

•  отраслевая структура  национальной экономики;

•  структура экспорта и импорта страны;

•  уровень и качество жизни населения и некоторые другие.

63. Основные тенденции  развития мировой экономики.

Анализ современной мировой  экономики и происходящих в ней  интеграционных процессов позволяет  выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

Современная мировая экономика  характеризуется существенными  качественными преобразованиями, благодаря  которым мировое хозяйство приобрело  новые черты. Заметным становится его  участие:

- в целенаправленном регулировании  мирового хозяйства;

- в создании всемирной  экономической инфраструктуры;

- в регулировании международного  обмена товарами и услугами;

- в создании наднациональных  международных органов обеспечения  государств экономическими ресурсами,  в том числе капиталом и  информационными технологиями;

- в ускорении процесса  создания и расширения экономических,  валютных и политических международных  союзов;

- в развитии и усилении  роли в мировом хозяйстве международных  корпораций;

- в массовом переходе  экономик стран мира на общемировую  систему статистического и бухгалтерского  учета.

Организационно-экономической  основой всех новых явлений в  мировой экономике, решающим фактором современных международных отношений  служит постоянно развивающийся  и углубляющийся процесс международной  интеграции.

Информация о работе Шпаргалка по экономике