Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 286.31 Кб (Скачать документ)

 
Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и  роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

  • правовая
  • воспроизводственно-технологическая
  • защита конкуренции
  • стабилизационная
  • прогностическая
  • регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. 
 
Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании. 
 
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор. 
 
Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества. 
 
Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

  • минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики
  • создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка
  • обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных целей правительство  использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

 

  1. Современная рыночная инфраструктура.

 

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке,также совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают.

 

Функционирование  товарных рынков обеспечивается развитием  сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного  и складского хозяйства, средств  транспорта, правовыми нормами, регулирующими  торговые сделки, государственными органами контроля качества и сертификации, неправительственными организациями  защиты прав потребителей и др. Рынки  факторов производства (капиталов, труда  и земли) обслуживаются соответственно фондовыми биржами, банковскими  и страховыми учреждениями, биржами  труда или центрами занятости, осуществляющими  трудоустройство и переподготовку работников, земельными аукционами и  тендерами, государственными органами земельного кадастра и др. В инфраструктуру финансового рынка входят фондовые и валютные биржи, банки, брокерские, дилерские и другие посреднические компании, институциональные инвесторы (фонды, инвестиционные компании), аудиторские  фирмы, рейтинговые агентства, региональные и международные финансовые институты  и др. На основе информационного  и справочного аппаратов рыночной инфраструктуры осуществляется информационное обеспечение функционирования рыночной экономики.

На современном  этапе научно-технической революции  происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный  с ее технологическим перевооружением  на базе высоких, в первую очередь  информационных, технологий. Модернизируются  фондовые биржи. Все большее число  их становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами  электронные коммуникационные и  внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные  компании, в особенности интернет-магазины. Интеграция и глобализация мировой  экономики стимулируют формирование союзов и альянсов бирж, в т. ч. региональных.

 

 

  1. Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации.

Правовые меры по защите конкуренции  в Российской Федерации регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" № 135-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон  определяет организационные и  правовые основы защиты конкуренции,  в том числе предупреждения  и пресечения:

1) монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения  конкуренции федеральными органами  исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, иными  осуществляющими функции указанных  органов органами или организациями,  а также государственными внебюджетными  фондами, Центральным банком Российской  Федерации.

2. Целями настоящего Федерального  закона являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров,  свободы экономической деятельности  в Российской Федерации, защита  конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования  товарных рынков.

 

 

Виды недобросовестной конкуренции. Наряду с общим определением недобросовестной конкуренции законодательство России содержит примерный перечень запрещенных  действий, именуемых формами недобросовестной конкуренции*(485). В зависимости от неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности (конкурентных преимуществ) недобросовестные конкурентные действия классифицируются на несколько видов. Основа классификации заложена в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей минимум правовой охраны в области пресечения недобросовестной конкуренции.

В частности, подлежат запрету:

а) все действия, способные  каким бы то ни было способом вызвать  смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;

б) ложные утверждения  при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или  торговую деятельность конкурента;

в) указания или утверждения, использование которых при осуществлении  коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или  количества товаров (п.3 ст.10-bis Парижской  конвенции).

Российское законодательство содержит запреты на совершение следующих  основных видов недобросовестной конкуренции:

1) смешение между деятельностью  (товарами, работами, услугами) конкурентов  (паразитирование);

2) дискредитация конкурента  и его деятельности (товаров, работ,  услуг);

3) дезорганизация деятельности  конкурента;

4) введение покупателей  (потребителей) в заблуждение в  отношении предлагаемых им товаров  (работ, услуг);

5) демпинг.

Смешение между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование). К данному виду недобросовестных конкурентных действий относится продажа, обмен или  иное введение в оборот товара с  незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг (абз.5 п.1 ст.10 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Основной целью таких  действий является получение неправомерных  преимуществ в конкурентной борьбе за счет паразитирования на деловой  репутации известного потребителям (или конкурентам) субъекта предпринимательства. Это достигается в результате смешения в сознании предпринимателей и потребителей между деятельностью (товарами, работами, услугами) подлинного носителя деловой репутации (добросовестного  конкурента) и ложного имитатора (недобросовестного конкурента).

Законодательное определение  данного правонарушения предусматривает  следующий его состав:

а) незаконное использование  правонарушителем результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним  средств индивидуализации конкурента;

б) продажа, обмен или  иное введение в оборот товаров, работ, услуг, осуществляемые на основе указанного неправомерного использования.

К результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним  средствам индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг) относятся следующие объекты  права промышленной собственности: товарный знак, знак обслуживания, фирменное  наименование, наименование места происхождения  товара, изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение и т.д. (ч.1 ст.138 ГК РФ).

 

 

33. Система эк-их интересов общества.

 

Интерес общественный –реальная причина соц-ых действий, событий, которая стоит ха непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями людей.

 

Э.И.О.- объективные мотивы, побудительные причины, определяющие поведение субъектов экономики в системе эк-их отношений.

 

Э.И.О. основаны на имущественных отношениях

 

Формы Э.И.О.:

  1. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ;
  2. ПРИУМНОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА;
  3. УВЕЛИЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ.

 

Гос-во занимается согласованием  противоречивых э.и. субъектов экономики  или членов общества.

 

Цели согласования гос-ом э.и.:

  1. создание условий для эффективного хозяйствования субъектов;
  2. рост благосостояния, увеличение уровня жизни/качества;
  3. увеличение конкурентоспособности;

 

Основные направления  взаимодействия гос-ва и экономики:

  1. разрабатывание стратегии развития национальной экономики;
  2. определение форм и содержания деятельности экономики;
  3. определение методов и форм управления экономикой:

прямые методы – гос. Законы/гос. планирование; косвенные методы –  осуществляется через гос. бджет/центр.банкк (финансово-денежная сфера);

      4)Гос. участие  в эк-ой деятельности в разных  формах :

    • распределение/перераспределение доходов через гос. бюджет;
    • участие в собственности акционерных компаний;
    • создание гос. предприятий(гос. сектор);
    • развитие гос. частного предприним-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Виды  доходов участников хоз-ой деятельности.

Виды факторных доходов: 
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными          доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: 

  • от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); 
  • от трудовых ресурсов - заработную плату;  
  • от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); 
  • от предпринимательских способностей - предпринимательский доход; 
  • от знаний -доход от интеллектуальной собственности. 

В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность  разграничивать эти виды факторных  доходов, тем более что они  часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

Информация о работе Шпаргалка по экономике