Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"
Роль государства в рыночной экономике
— основная проблема экономической теории,
которая порождена постоянными изменениями
в экономике, требующими соответствующих
модификаций масштабов и инструментов
государственного регулирования. Задача
здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную
меру и наиболее эффективные формы вмешательства
в экономическую систему.
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:
Правовая
функция представляет собой своеобразный
институт общественной жизни, призванный
регулировать наиболее важные отношения
между субъектами хозяйствования, которые
требуют государственной охраны. Речь
идет об оформлении статуса экономического
агента, установлении норм и правил хозяйствования,
формировании организационной структуры
управления, регламентации отношений
собственности, конкретизации правил
создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-
Стабилизационная функция представляет
собой деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две неблагоприятные
ситуации: безработица и инфляция. Для
достижения полной занятости государству
следует увеличить совокупные расходы.
Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения. В случае
же инфляционной экономики у правительства
возникает диаметрально противоположная
цель — уменьшение расходов. Достигается
это путем сокращения государственных
закупок и увеличения налогов на частный
сектор.
Прогностическая функция. Она определяет
приоритетные ориентиры экономического
развития, которые вырабатываются на основе
прогнозирования развития экономики;
выявления тенденций и направлений движения,
формирования механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения занятости населения и регулирования
безработицы. В ходе реализации указанной
функции государство выполняет координирующую
роль, что предполагает налаживание гибкой
системы взаимодействия Центра с экономическими
и административно-хозяйственными структурами
общества.
Регулирующая функция представляет
самую обширную и разностороннюю деятельность
государства. При этом правительство преследует
такие цели:
Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке,также совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают.
Функционирование
товарных рынков обеспечивается развитием
сети оптовой и розничной торговли,
товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного
и складского хозяйства, средств
транспорта, правовыми нормами, регулирующими
торговые сделки, государственными органами
контроля качества и сертификации,
неправительственными организациями
защиты прав потребителей и др. Рынки
факторов производства (капиталов, труда
и земли) обслуживаются соответственно
фондовыми биржами, банковскими
и страховыми учреждениями, биржами
труда или центрами занятости, осуществляющими
трудоустройство и
На современном
этапе научно-технической
1. Настоящий Федеральный закон
определяет организационные и
правовые основы защиты
1) монополистической
2) недопущения, ограничения,
2. Целями настоящего
Виды недобросовестной конкуренции.
Наряду с общим определением недобросовестной
конкуренции законодательство России
содержит примерный перечень запрещенных
действий, именуемых формами
В частности, подлежат запрету:
а) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;
б) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;
в) указания или утверждения,
использование которых при
Российское законодательство содержит запреты на совершение следующих основных видов недобросовестной конкуренции:
1) смешение между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование);
2) дискредитация конкурента и его деятельности (товаров, работ, услуг);
3) дезорганизация деятельности конкурента;
4) введение покупателей
(потребителей) в заблуждение в
отношении предлагаемых им
5) демпинг.
Смешение между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование). К данному виду недобросовестных конкурентных действий относится продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг (абз.5 п.1 ст.10 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Основной целью таких
действий является получение неправомерных
преимуществ в конкурентной борьбе
за счет паразитирования на деловой
репутации известного потребителям
(или конкурентам) субъекта предпринимательства.
Это достигается в результате
смешения в сознании предпринимателей
и потребителей между деятельностью
(товарами, работами, услугами) подлинного
носителя деловой репутации (добросовестного
конкурента) и ложного имитатора
(недобросовестного конкурента)
Законодательное определение данного правонарушения предусматривает следующий его состав:
а) незаконное использование правонарушителем результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации конкурента;
б) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров, работ, услуг, осуществляемые на основе указанного неправомерного использования.
К результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг) относятся следующие объекты права промышленной собственности: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, наименование места происхождения товара, изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение и т.д. (ч.1 ст.138 ГК РФ).
33. Система эк-их интересов общества.
Интерес общественный –реальная причина соц-ых действий, событий, которая стоит ха непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями людей.
Э.И.О.- объективные мотивы, побудительные причины, определяющие поведение субъектов экономики в системе эк-их отношений.
Э.И.О. основаны на имущественных отношениях
Формы Э.И.О.:
Гос-во занимается согласованием противоречивых э.и. субъектов экономики или членов общества.
Цели согласования гос-ом э.и.:
Основные направления взаимодействия гос-ва и экономики:
прямые методы – гос. Законы/гос. планирование; косвенные методы – осуществляется через гос. бджет/центр.банкк (финансово-денежная сфера);
4)Гос. участие в эк-ой деятельности в разных формах :
34.Виды
доходов участников хоз-ой
Виды факторных доходов:
Доходы от экономических ресурсов (факторов
производства) называют факторными
доходами. Собственники факторов производства
(экономических ресурсов) получают следующие
виды доходов:
В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.