Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"
Качества современных денег:
Фиатные (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие) деньги — деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.
На сегодня
основной формой фиатных денег являются банкнот
С распространением платежных карт и электронных денег, банкноты постепенно вытесняются из обращения.
Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования.
Примеры кредитных денег: вексель, чек.
ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги; показатели структуры денежной массы. В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), М3 (наличные деньги, чеки, любые вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).
Денежные агрегаты (от лат. aggregatus —присоединенный) — части современных денежных средств, которые применяются для обращения и платежа. Они объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности. Эти части последовательно включают все менее ликвидные компоненты, которые во все большей мере служат средством сохранения ценности.
В разных странах вся денежная масса делится на разные виды агрегатов, что во многом зависит от уровня развития кредитных отношений и денежного рынка. Наиболее распространены три денежных агрегата, которые именуются Ml, М2 и МЗ. В Ml входят деньги в узком смысле, обладающие наибольшей ликвидностью (наличные деньги — банкноты и монеты, безналичные чековые вклады, вклады населения в сбербанках до востребования и т.п.). В М2 и МЗ включаются, как говорится, «почти деньги» — финансовые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности (вклады населения и предприятий на длительный срок в сберкассах, облигации государственных займов и др.).
За последние 50 лет очень заметны серьезные изменения структуры денежных агрегатов. В западных странах резко уменьшилась доля наличных денег у населения (но в России удельный вес наличных денег у населения в составе М2 с начала 1990-х гг. до 2003 г. неизменно держится на уровне 38—39%). В то же время в странах с развитой новой экономикой повысился удельный вес безналичных денежных вкладов и финансовых средств, сданных банкам на сохранение. Все большее распространение информационных технологий в кредитно-денежной системе в последнее время породило два вида денежных средств:
Пластиковые деньги — это платежные карточки, с помощью которых производят безналичные расчеты за товары и услуги, а также получают наличные деньги (через банкоматы — электронные банковские аппараты самообслуживания для выдачи денег). Пластиковые карточки различаются по назначению: для снижения цены в пользу покупателя, расчетов за автомобильное топливо, приобретения по безналичному расчету в кредит товаров и услуг и др.
Под электронными деньгами подразумеваются электронные денежные расчеты, которые производятся между гражданами и банками, предприятиями торговли и услуг. Речь идет о применении компьютерных сетей, систем связи со средствами кодирования информации (применении условных обозначений и названий), ее автоматической обработки. Применение электронной цифровой подписи облегчает заключение договоров имущественного характера. С помощью инфомрационных технологий налажена электронная почта: передаются платежные документы, информация о ценах, совершаются сделки купли-продажи товаров и услуг.
28.Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Не всегда
на рынке возможна совершенная
конкуренция: монополистическая
конкуренция, олигополия и моно
Признаками
несовершенной конкуренции
Потери от несовершенной конкуренции:
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка
с монополистической
Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию монополии,
поскольку отдельные фирмы
Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли , что приводит к неэффективности распределения ресурсов , когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).