Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 286.31 Кб (Скачать документ)

Продавцы и покупатели на всех рынках являются экономически независимыми, суверенными субъектами, поэтому в реальной жизни их планы  могут совпасть лишь случайным образом.

При несовпадении планов наступает  ситуация неравновесия, выход из которой связан с корректировкой планов продавцов и покупателей, стремящихся к улучшению своего экономического положения.

Если все макроэкономические рынки конкурентны, а цены на товары и ресурсы обладают высокой гибкостью, то процесс корректировки планов покупателей и продавцов при  сохранении неизменных экономических  условий завершается установлением  экономического равновесия.

На рынке конечных продуктов  и услуг равновесие будет означать, что производители максимизируют  доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции.

Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельный доход собственников  ресурсов, формирующий спрос, равен  предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение.

Идея макроэкономического  равновесия уходит своими корнями к  работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в  условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для  всех.

51. Цикличность  экономическогол роста. Основные  фазы.

Экономический цикл – это  повторяющиеся в длительном периоде  подъемы и спады в хозяйственной  деятельности людей, имеющие общую  тенденцию к экономическому росту.

Виды экономических  циклов

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);

среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

ритмы Кузнеца (характерный  период — 15-20 лет);

длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

Фазы

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко  различимые фазы: пик, спад, дно (или  «низшая точка») и подъём; но в  наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра

 

 Бизнес-циклы в экономике

Подъём

Подъём наступает после  достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций  в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик

Пик, или вершина цикла  деловой активности, является «высшей  точкой» экономического подъема. В  этой фазе безработица обычно достигает  самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к  ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все  имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и  не всегда, во время пиков усиливается  инфляция. Постепенное насыщение  рынков усиливает конкуренцию, что  снижает норму прибыли и увеличивает  средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад

Спад (рецессия) характеризуется  сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается  рост безработицы. Официально фазой  экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история  знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).

 

Особенности современных  экономических циклов

1. Ускорение развития  НТП обусловливает необходимость  и делает возможным более частое  обновление основного капитала, вследствие чего повторяемость  кризисов учащается.

2. Интернационализация производства, углубление научно-технического  сотрудничества, глобализация экономики  и развитие НТП обусловливают  синхронизацию экономических циклов  в разных странах и регионах  мира.

3. Государственное антициклическое  регулирование направлено на  недопущение перегрева в экономике,  что, как правило, делает кризисы  менее глубокими и необязательными  для цикла прохождение всех  фаз.

4. Перепроизводство сопровождается  не только ростом безработицы,  но и ростом цен и инфляции, что порождает новое явление в экономике — стагфляцию.Такие кризисы сопровождаются неравномерным ростом цен в различных отраслях экономики, вследствие чего инвестиции направляются туда, где имеет место более высокий уровень цен, а следовательно, и темп инфляции.

Из вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

Типичный кризис, спотанно возникающий и разрешаемый путем  саморегуляции рыночного механизма, характеризуется тем, что падение  цен в условиях кризиса перепроизводства сопровождается удешевлением кредита. Кредит становится более доступным, что, в свою очередь, оживляет инвестиционный процесс, выводя экономику из состояния "застоя".

Кризис, сопровождающийся инфляцией, деформирует причинно-следственные связи в экономике, что свидетельствует  о чрезмерном вмешательстве государства  в циклическое развитие. Такое  вмешательство оценивается как  положительное в краткосрочном  периоде, но порождает негативные последствия  в долгосрочном, что требует значительного  времени для их разрешения.

52. Особенности современного экономического и финансового кризисов.

Для того, что бы понять причины  кризиса, для начала давайте попробуем  разобраться в его особенностях. Нынешний кризис не уникален и имеет  множество сходств с кризисами прошлых лет, однако у него все же есть своя специфика.

Начнем с геополитической особенности кризиса. Этот момент и является основным отличием нынешнего кризиса от всех предыдущих. В нынешней ситуации источником его зарождения стали как раз таки страны развитые, такие как США, а, следовательно, и бежать к мировому капиталу не куда (как это было в 1997 году). Сегодняшний кризис охватил практически все страны мира и вряд ли, какой то стране удастся его обойти. Из-за описанной выше специфики выход из нынешнего кризиса может занять длительный промежуток времени, а последствия сегодняшнего кризиса могут оказаться гораздо более плачевными, чем это было в 1997 году.

Вторым обстоятельством, отличающим кризис 2008 от его предшественников, является то, что финансовый пузырь надулся в одной из наиболее старых и консервативных отраслей в сфере жилищного строительства.

Кризис, который произошел  сегодня далеко не единственный в  истории человечества и уже давно  известно, что сегодняшняя экономика  развивается благодаря надуванию  и взрыву финансовых пузырей, причем последнее иногда может иметь  довольно неприятные последствия. Именно этим неприятным последствием является кризис 2008 года. Но в то же время каждый взрыв финансового пузыря имеет  свои положительные моменты. Благодаря  надуванию такого пузыря становится возможной концентрация большого количества финансов в определенной сфере, благодаря  чему развитие данной отрасли ускоряется.

Сущность же кризиса 2008 года совсем ином, поскольку пузырь был раздут в сфере жилищного строительства, которая является фундаментальной стороной жизни и не несет в себе ничего нового. Жилищный рынок в большинстве стран мира и без того уже был достаточно сформирован и хорошо функционировал, поэтому раздутие этого рынка до еще больших размеров весьма непродуктивно. Поэтому в отличие от массовых вложений денежных средств в сферу Хай-тека как это было во время кризиса дот-комов 2000-х годов, вложения в ипотечный рынок представляют собой не шаг вперед, а напротив шаг назад. Современный человек отличается своей территориальной мобильностью, легко перемещается по миру, поэтому вложение денежных средств в недвижимость, которая в своем роде является скорее грузом, чем удачным активом не соответствует современности. Исходя из сказанного, раздутый жилищный пузырь 2008 года и его схлопывание можно считать явлением деструктивным.

53. Меры государства  и бизнеса по проведению политики  занятости.

В соответствии с Федеральным  Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» в целях  содействия полной, продуктивной и  свободно избранной занятости населения  государство предусматривает:

осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения гарантий.

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует  общую политику занятости. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

 Государство осуществляет  нормативно-правовое обеспечение  трудовых отношений и отношений  занятости.

 Работодатели как второй  субъект управления занятостью  осуществляют меры по сохранению  и повышению уровня и качества  занятости на предприятиях и  в организациях через формирование  спроса на рабочую силу посредством  создания и предложения рабочих  мест на рынке труда, а также  решают другие проблемы занятости  в рамках управления персоналом.

 Служба занятости,  действуя в установленных законом  рамках, осуществляет комплексное  регулирование занятости населения.

 Органы занятости совместно  с органами государственной власти  РФ, органами местного самоуправления  разрабатывают и осуществляют  государственную политику занятости  населения, проводят всю необходимую  работу по ее реализации.

 Министерство труда  и социального развития отвечает  за общее руководство, выработку  политики занятости и управление  национальной системой служб  занятости.

 Программа содействия  занятости населения нацелена  на защиту граждан от безработицы  и охватывает прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Служба занятости  информирует обращающихся граждан  о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей - о состоянии  конъюктуры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность  широкого выбора различных видов  и форм занятости, подбирает квалифицированных  работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих  профессий и специалистов. Содействие и обеспечение занятости - это  подбор подходящей работы, в т.ч. работа временного характера, соответствующей  профессиональной пригодности работника  с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности  рабочего места. Это также информирование и консультирование о возможностях службы занятости содействовать  временному трудоустройству, профессиональному  обучению, самозанятости, переезду к  новому месту жительства и работы, организация и проведение временных  общественных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы.

 Меры активной политики  занятости. Служба занятости населения  организует профессиональную ориентацию  населения,

 приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессию. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

 Социальные меры, проекты  и программы обеспечения занятости  и адаптации к рынку труда.  Служба занятости разрабатывает  мероприятия по социальной защите  различных групп населения. Обеспечивает  квотирование рабочих мест для  женщин, имеющих малолетних детей,  инвалидов, неквалифицированной  молодежи, создание рабочих мест  для трудоустройства социально  не защищенных граждан, временное  трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений.

Информация о работе Шпаргалка по экономике