Шпаргалка по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Экономика"

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 286.31 Кб (Скачать документ)

 

Система - это множество закономерно связанных между собой элементов.

Экономическая система - упорядоченная сис-ма отношений между производителями и потребителями благ и услуг. 
Характер их зависит от формы собственности на ср-ва производства.

 

Эко. отношения:

1)Социально-экономические

  • отношения собственности
  • соц отношения в производстве
  • соц отношения в распределении

 

2)Организационно-экономические

  • кооперация и разделения труда
  • организация хоз-ва
  • управление экономикой

 

4 типа общественно  - экономических систем 

1)Традиционная - основывается на господстве частной собственности

характер деятельности - традиции, опыт, обычаи

2)Командная (плановая) - основывается на гос собственности. Деятельность определяется гос-вом - долгосрочное планирование.

3)Рыночная  - основ на частн собственности. Решения принимаются самостоятельно субъектами на основе рыночной конъюнктуры.

4)Смешанная - смешение рыночных и гос рычагов управления.

 

Переходная экономика - наличие старых, новых и смешанных элементов

 

 

 

 

 

  1. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности.

Собственность - право владеть, пользоваться, распоряжаться.
 Явл основополагающим соц-эко отношением, потому что собственность определяет сис-му управления в экономике и мотивацию деятельности субъектов, соц структуру общества, определяет положение соц групп.

 

Собственность - отношения присвоения.

 

Экономич отношения собственности складываются при решении 3х главных вопросов:

  • Кто обладает экономической властью? (т.е. кто писваивает факторы и рез-ы пр-ва)
  • Какие эко связи способствуют наилучшему использованию производственных ресурсов?
  • Кому достанутся доходы от хоз деятельности?

 

Присвоение - возможность использовать в процессе производства и потребления блага исключительно этим субъектом.

Отчуждение - лишение права пользования

  • Отношения присвоения и отчуждения.
  • Отношения хоз использования - собственник не всегда явл предпринимателем => передает собственность.
  • Реализация собственности в виде получения дохода.

 

Собственность охватывает весь производственный процесс и порождает  экономич интерес. Когда интересы приходят к противоречиям - приходит право.

 

Вопрос 10. Характерные  особенности отношений собственности  в современной России.

 

В результате проведения в начале 1990-х гг. приватизации в нашей стране сложились новые отношения собственности.

Очевидно, что наибольший удельный вес заняла частная собственность. Тем самым гражданам страны предоставлена  свобода заниматься хоз. деятельностью, в том числе быть предпринимателем.

В нашей стране в широких  масштабах проведена приватизация жилищного фонда.

Процесс приватизации государственных  и муниципальных предприятий, земли  и жилья — согласно принятому  законодательству — продолжается.

Однако не все лица стремятся  строго соблюдать общепринятые правила  поведения собственников. Они в корыстных инетерсах нарушают их, совершая криминальные действия.

 

11. Предприятие  как форма организации производства.

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие  характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и  социальным единством.

 

Производственно-техническое  единство определяется комплексом средств производства, обладающих техническим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

 

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационно структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы — объемом реализуемое продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия, и извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

 

Предприятие — это коллектив  людей различной квалификации, связанных  определенными социально-экономическими отношения и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей.

 

Предприятие — не только хозяйствующий объект экономики, но и юридическое лицо.

Организационно-правовая форма  предприятия есть просто форма юридической  регистрации предприятия, которая  создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия  можно разделить на: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без  образования юридического лица.

Из всех типов предприятий  в России наиболее распространены хозяйственные  товарищества и общества.

Первичным звеном в системе  общественного производства является предприятие.

 

Основные формы предприятий:

  1. Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.
  2. Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
  3. Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
  4. Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
  5. Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к 11 билету. Дополнительный материал.

 

 

 

 

 

12.Цели и социально-экономическая  эффективность объединения предприятий.

Понятие и сущность Объединения предприятий

Объединения предприятий создаются на договорной  основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии.  Предприятия  сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы  объединения  не  обладают  распорядительной  властью в  отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.   Решение о  вхождении в  объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля  государственного   или  муниципального имущества составляет более 50%,  принимется по согласованию с трудовым коллективом. Объединения предприятий создаются на основе   добровольного вхождения и выхода  субъектов на  условиях, определяемых уставом объединения предприятий; соблюдения антимонопольного законодательства; свободы выбора организационной формы объединения предприятий; организации отношений между предприятиями, входящими  в состав объединения предприятий,    на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. Объединения предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава.

Цели объединения предприятий

Цели  объединения состоят в обеспечении благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач. Для российских предпринимателей такие объединения в настоящее время особенно важны, т. к. способствуют вхождению в мировую экономическую систему, ускоренному достижению необходимого уровня конкурентоспособности.

Основными целями объединения предприятий  в корпорации являются:

-увеличение рыночной  доли

-повышение качества товаров

-снижение издержек по  сравнению с конкурентами

-расширение ассортимента  продуктов и повышение их привлекательности

-укрепление репутации  перед потребителями

-повышение качества обслуживания

-расширение применения  инноваций

-укрепление конкурентных  позиций на международном уровне

-рост доходов

-рост дивидендов

-увеличение доходов на  инвестируемый капитал

-повышение кредитного  и облигационного рейтингов

-рост потоков наличности

-повышение курсов акций

-улучшение и оптимизация  структуры источников доходов

 

 

 

13. Система целей  предприятий.

Цели – конечный результат, к которому стремится организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Высшей целью  предпринимательской деятельности является превышение результатов над  затратами, т. е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Цели предприятия:

1) общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека;

2) конкретные цели определяются сферой и характером бизнеса;

3) стратегические – определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации этих целей требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражаются сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества;

4) текущие – определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Стратегические  цели выражают качественные параметры  функционирования фирмы, текущие –  количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель.

Организации, имеющие несколько взаимосвязанных  целей, называют сложными организациями.

Целями, менее  приоритетными по отношению к  основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть названы следующие:

1) наращивание объемов выпуска продукции, работ, услуг;

2) использование достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого уровня производства и выпускаемой продукции (услуг);

3) маневренность и мобильность деятельности, т. е. способность в кратчайшие сроки перепрофилировать производство с одних изделий на другие или выпускать их параллельно в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка, конкуренции по уровню качества продукции;

4) гибкая ценовая политика;

5) рациональное использование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечение высокой эффективности производства;

6) полное использование отходов производства;

7) создание предпосылок и возможностей участия работников в управлении производством, оперативное разрешение трудовых конфликтов между администрацией предприятия и работниками;

8) обеспечение оптимальных условий труда и социального развития участников производства;

9) экологичность всех видов производственно-хозяйственной деятельности.

Каждая из перечисленных целей является средством  достижения основной цели производства.

Для достижения поставленных целей предприятия  должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

3) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции.

 

14. Виды издержек  производства.

Издержки – затраты, связанные  с производством и обращением товара.

Неявные – затраты, равные платежам, которые могут быть получены предприятием за самостоятельно используемые собственные экономические ресурсы. Явные – затраты, которые несет  предприятие, оплачивая ресурсы: зарплата, сырье и материалы амортизации. Явные + неявные = экономические издержки.

Информация о работе Шпаргалка по экономике