Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.

Содержание

Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50

Работа состоит из  1 файл

Диплом Маркевич переделка на республику.docx

— 309.15 Кб (Скачать документ)

Для оценки конкурентоспособности отдельных  видов бизнеса в матрице БКГ  используются два критерия: темп роста  отраслевого рынка; относительная  доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу  роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более  рассматриваются как высокие. Относительная  доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса  на долю рынка крупнейшего конкурента.

Можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетнымстратегическим целями финансовым потребностям:

  1. ”Дикие кошки“ (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
  2. ”Звезды“ (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
  3. ”Дойные коровы“ (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – ”сбор урожая“.
  4. ”Собаки“ (медленный рост/малая доля) – это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование[6].

1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях.

 

В общем, под методикой планирования понимают совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, программ и планов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки.

Под методом же планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей планов.

Промышленные  предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа, заказов потребителей, выявленного  в процессе изучения потребительского спроса.

Производственная  программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении, план производства в стоимостном выражении.

План  производства в натуральном выражении  содержит показатели выпуска продукции  определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих  разные потребительские свойства, применяются  условно-натуральные единицы измерения. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении  дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с  потребностями рынка, производственными  мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства.

Производственной мощностью предприятия называют максимально возможный годовой выпуск продукции в установленной планом номенклатуре при полном использовании оборудования, площадей, учете достижений технологии, организации производства и труда и обеспечении высокого качества изделий. Производительность оборудования зависит не только от технических его характеристик, но и в большей степени от социальных факторов, к которым прежде всего могут быть отнесены состав и квалификация работающих, отношение их к труду.

Для определения производственной мощности предприятия необходимо иметь следующие исходные данные: номенклатуру и ассортимент вырабатываемой продукции; сведения о наличных производственных площадях и имеющемся оборудовании; фонд времени полезной работы оборудования; трудоемкость каждого вида выпускаемой продукции по всем ведущим операциям; план ввода в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных мощностей; план мероприятий по улучшению использования имеющегося оборудования и производственных площадей; производительность каждого вида оборудования; выбытие оборудования и производственных мощностей вследствие износа.

Производственная мощность может быть исчислена в натуральном выражении и в условных единицах. Если предприятие вырабатывает один вид продукции, применяют первый показатель; если выпускает широкий ассортимент изделий – второй. Производственную мощность устанавливают как для всего предприятия, так и для отдельных его цехов, а в пределах последних – для каждого участка или потока и, наконец, для оборудования на каждом рабочем месте. Целесообразно исчислять ее в определенном порядке, ступенчато, начиная с низовых звеньев [7].

Эффективное использование  производственных мощностей является важнейшей задачей предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, повышение отдачи созданного производственного  потенциала, более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение  баланса оборудования, снижение себестоимости  продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Более полное использование  производственных мощностей приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых мощностей при  изменениях объемов производства, а, следовательно, к лучшему использованию  прибыли предприятия (увеличению доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направлению большей части фонда  накопления на механизацию и автома-тизацию  технологических процессов) и т.д.

Таким образом, повышение  эффективности использования производственных мощностей обеспечит более точное обоснование производства и реализации продукции имеющимися производственными  возможностями и по существу определит  объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование  ресурсов, уровень и изменение  действующих цен, а также другие макро- и микроэкономические факторы [8].

Непосредственно к планированию на предприятии существует два противоположных подхода. Первый основывается на использовании традиционно сложившейся ”ручной“ методологи ипланирования, в основе второго лежит использование экономико-математических методов для целей планирования. Остановимся подробнее на каждом из этих подходов.

Одним из наиболее распространенных методов планирования является балансовый метод. Он основан на сопоставлении всех имеющихся на предприятии трудовых, материальных и финансовых ресурсов с потребностями в них, в соизмерении затрат и результатов, согласовании и координации заданий и показателей плана, обеспечении единства и сбалансированности всех его частей и разделов. Его сущность заключается в построении балансов (материальных и других) в виде таблицы, состоящей из двух частей - наличия ресурсов и их распределения. Итоги обеих частей должны быть равными. Балансы разрабатывают в натуральном и стоимостном выражении.

Также в планировании широко использовался и нормативный метод. Его суть состоит в том, что ряд плановых расчетов выполняют с использованием научно обоснованных норм и нормативов: затрат сырья и материалов, топлива, энергии, трудовых и финансовых ресурсов на единицу продукции и работ, норм амортизации и т.д.

Также в планировании использовался и пофакторный метод, когда плановый показатель определяется по достигнутой его величине в отчетном периоде, скорректированный на изменение условий (факторов) в плановом периоде. На предприятиях лесной промышленности его применяют при планировании показателей производительности труда, использовании производственных фондов[9].

Однако, использование методов ”ручного“ планирования в современных условиях, по ряду причин может оказаться неэффективным. В первую очередь это связано с тем, изменяющиеся условия внешней среды заставляют руководство предприятия быстро принимать решения, осуществлять корректировку плановых показателей и т.п. Совершенно очевидно, что используя традиционные ”ручные“ методы осуществлять это практически невозможно. Вторым крупным недостатком ”ручного“ планирования, как уж было отмечено, является опасность возникновения разного рода ошибок, просчетов, несогласованностью показателей и т.п. И наконец, использование этих методов, вследствие привлечения большого числа конкретных исполнителей и использования громадного количества документов будет слишком затратным для крупных лесопромышленных предприятий. А как известно, планирование будет эффективным лишь в том случае, если затраты на его осуществление будут меньше чем обусловленные им результаты.

В практику планирования внедрялись и широко внедряются экономико-математические методы и модели, всемерное использование которых является главным направлением совершенствования всей системы планирования, позволяет точнее решать многие планово-экономические задачи, выбирать из многих вариантов наиболее оптимальный (отсюда оптимальное планирование)[10].

В последние  годы открылись перспективы для  широкого внедрения в практику планирования экономико-математических методов (ЭММ). ЭММ это способы решения задач экономики, организации и планирования производства с помощью математики и кибернетики. Их основой являются экономико-математические модели, то есть описание математическими средствами экономических процессов, явлений и задач для установления логических и количественных зависимостей между различными элементами изучаемых систем.

Экономико-математические методы являются одним из мощнейших  инструментов для совершенствования планирования. Особенную актуальность они приобретают в настоящее время, когда возможности ЭВМ значительно расширились.

Экономико-математические методы используются во многих отраслях народного хозяйства. В лесопромышленном комплексе они также нашли широкое применение. Направления ЭММ в практике планирования лесной и деревообрабатывающей промышленности включают самые разные задачи: по определению параметров строящихся предприятий, по обоснованию ассортиментной программы, по оптимальному использованию оборудования и механизмов, по рациональным перевозкам лесоматериалов, по распределению потребности в материальных ресурсах и т.д. [11].

Адекватность модели реальному  объекту требует значительного  усложнения модели. Но, с другой стороны, модель должна быть достаточно простой, отдельные частности не должны затушевывать основные закономерности развития объекта, которые предполагается изучить  на основе разработанной модели.

Таким образом, основными  требованиями при построении модели являются:

- адекватность модели  описываемому объекту;

- гибкость модели;

- возможность использовать  в экспериментальных расчетах  новой информации об объекте;

- простота построения  модели;

- возможность использования  при реализации модели ЭВМ;

На основании содержания данного раздела можно сделать  следующие выводы:

Планирование на предприятии - это неотъемлемая часть современного рынка, ни в коей мере не противоречащая принципам его функционирования и не являющаяся исключительной особенностью административно-командной экономики.

В современных  условиях планы должны быть гибкими (удобными для внесения корректив), наглядными, удобными в работе, сбалансированными, внутренне согласованными.

Важнейшим в системе планов, разрабатываемых  на любом предприятии, являются планы по производству и реализации продукции. Они призваны помочь давать ответ на один из важнейших вопросов экономической теории: как наилучшим образом использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы.

В настоящее время на ряде отечественных лесопромышленных предприятиях роль планирования занижена. Кроме того, лесопромышленное производство характеризуется рядом особенностей, осложняющих разработку плана по выпуску и реализации продукции.

  1. АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОАО ”ИВАЦЕВИЧДРЕВ“

 

    1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“

 

ОАО ”Ивацевичдрев“ является деревообрабатывающим предприятием и входит в состав белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ”Беллесбумпром“.

Начало деятельности предприятия  относится к 1922 году, когда был  введен в действие лесопильный цех.

После создания в 1971 году, Ивацевичское  производственное деревообрабатывающее объединение с 1 января 1992 г. преобразовано  в арендное предприятие, в августе 1993 года – акционировано и преобразовано  в закрытое акционерное общество ”Ивацевичдрев“, в декабре 1993 г. – в открытое акционерное общество.

Основная номенклатура выпускаемой  продукции: древесностружечные и ламинированные плиты, заготовки щитовые клееные из древесины, пиломатериалы и изделия деревообработки, синтетические смолы, облицовочные рулонные материалы.

Деятельность предприятия  ОАО ”Ивацевичдрев“ характеризуется показателями, которые представлены в таблице.2.1.

 

Таблица 2.1 - Характеристика основных экономических показателей работы ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009 – 2011 годы

Показатели

2009

2010

Темп роста (снижения) %

2011

Темп роста (снижения)%

Выручка от реализации продукции, млн р.

76235

99560

130,60

178697

179,49

Полная себестоимость  реализации продукции, млн р.

60650

82207

135,54

130849

159,17

Прибыль от реализации, млн р.

5058

5046

99,76

26408

523,35

Рентабельность производственной деятельности, %

8,34

6,14

73,62

20,18

328,70

Информация о работе Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях