Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.
Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
Площадь
участка в границах проектных
работ - 31,53 га, в том числе 4,31 га -
на перспективу дальнейшего
В течение 2012 года цех древесно-стружечных и ламинированных плит выйдет на проектную мощность. С завершением проекта ОАО ”Ивацевичдрев“ полностью закроет потребности страны в плитах древесно-стружечных плитах, улучшится экономика предприятия.
Рассчитаем
резерв увеличения прибыли за счет
полного использования
Т.к.
на предприятии загрузка
Р↑VРП пиломатериалы = 33795* 0,7% = 236, 565 (куб.м.)
Р↑VРП тара деревянная = 2074 *3,2% = 66,368 (куб.м.)
Р↑VРП смолы синтетические = 12405 * 4,6% = 570, 63 (тонн)
Производственные мощности по изготовлению
древесностружечных плит, ламинированных
плит и деталей мебельных
Определим фактическую прибыль от реализации 1 куб.м. пиломатериалов:
П1пиломатериалы = 614000000/33795=18168,368 (руб.)
Определим фактическую прибыль от реализации 1 куб.м. щитовой клееной заготовки из массивной древесины:
П1 тара деревянная = 3454000000/2074=1665380,906 (руб.)
Определим фактическую прибыль от реализации 1 тонны смол синтетических:
П1смолы синтетические =5010000000/12405=403869,407 (руб.)
Рассчитаем резерв прибыли за счет увеличения объема реализации продукции:
Р↑ПVРП = 236, 565 * 18168,368 + 66,368 * 1665380,906 + 570, 63 * 403869,407 =
= 345 285 999,66 (руб.)
На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что основные показатели производственной программы изделий ОАО ”Ивацевичдрев“ на протяжении анализируемого периода возрастают. Объем производства и реализации продукции также имеет тенденцию к увеличению. Предприятие работает достаточно ритмично, однако не полностью использует свои производственные мощности по отдельным видам продукции, поэтому необходимо совершенствовать производственную программу предприятия.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО ”ИВАЦЕВИЧДРЕВ“
3.1. Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции
Переход на маркетинговые
методы планирования ассортимента производимой
продукции продиктован
Ниже предложены современные методы планирования, основанные на маркетинговом подходе к формированию производственной программы.
Идея анализа ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.
По сути, ABC-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Метод АВС широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта.
Многие аналитики воспринимают ABC анализ как простой и наглядный метод изучения большой совокупности экономических данных. Аналитики реализует процедуру анализа с помощью подручных средств и получает классическое изображение кривой или таблицы, разделенной на три класса АВС.
Первым, ключевым этапом ABC анализа является определение цели анализа. Одно и то же множество объектов управления будет разделено на подмножества А, В и С по-разному, в зависимости от цели анализа.
Категория
А - наиболее ценная для предприятия
группа, которая требует постоянного
и скрупулезного учета и
Категория В - менее важная для предприятия группа, которая дает, примерно 11% реализации предприятия.
Категория С - малоценная для предприятия группа, экономическое воздействие на которую не должно быть столь решающим, как для категории А, так как она дает около 1% оборота всего предприятия.
Рисунок 3.1. – Доля АВС - групп в общем объеме реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах бизнес-плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
Исходя из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод о том, что реализация ДСП ламинированных занимает наибольший удельный вес в объеме продукции. Удельный вес объема реализации данного вида продукции составляет на 83,27%. Удельный вес объема реализации ДСП занимает второе место по объему реализации – 4,58%. Данные виды продукции являются наиболее значимыми для предприятия – они составляют группу А. Удельный вес объема реализации продукции смол синтетических составляет 4,25% от общего объема реализации или 6204217 тыс.руб., удельный вес щита мебельного составляет 4,31%, деталей - 2,97%. К группе С относятся пиломатериалы, тара деревянная. Данная группа занимает наименьший удельный вес в общем объеме реализации. Удельный вес объема реализации пиломатериалов составляет 0,54%, тары деревянной 0,07%.
Таблица 3.1 - АВС - анализ объема реализации продукции ОАО «Ивацевичдрев» за 2011 год
Изделие |
Группы |
Ед. измер. |
Объем реализованной продукции |
Объем реализованной продукции в стоимостном выражении, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме реализации, % |
Смолы синтетические |
В |
т. |
2457,04 |
6204217 |
4,25 |
Пиломатериалы |
С |
м3 |
2212,05 |
793741 |
0,54 |
Тара деревянная |
С |
м3 |
289,22 |
106766 |
0,07 |
ДСП |
А |
м3 |
8890,41 |
6694021 |
4,58 |
ДСП ламиниров. |
А |
м2 |
5289787,98 |
121607897 |
83,27 |
Детали |
В |
м2 |
140386,05 |
4339838 |
2,97 |
Щит мебельный |
В |
м3 |
2190,79 |
6297543 |
4,31 |
Итого: |
- |
146044023 |
100 |
Примечание – источник: собственная разработка на основании данных бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
По результатом АВС-анализа можно сделать вывод о том, что ОАО ”Ивацевичдрев“ наиболее выгодно выпускать ДСП и ДСП ламинированные, которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме продукции, и увеличить выпуск изделий группы В:смолы синтетические, детали, щит мебельный. Кроме этого, предприятию не следует увеличивать производство пиломатериалов, тары деревянной, а, наоборот, по возможности удалить их из портфеля основной продукции. Так как изделия группы С занимают наименьший удельный вес в общем объеме производства и реализации, то их удаление не принесет значительного убытка заводу [16].
Рассмотрим метод разделения множества объектов управления, упорядоченного по убыванию признака значимости объекта, с помощью касательной к кривой ABC анализа. Кривая ABC строится в прямоугольной системе координат. По оси ОХ откладываются объекты управления (позиции ассортимента), выстроенные в порядке убывания доли объекта в общем результате (доли в реализации), в процентах к общему количеству объектов управления. По оси OY откладывается доля вклада объекта (доля реализации по позиции) в общем результате (в общей реализации), исчисленная нарастающим итогом и выраженная в процентах (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 - Распределение исследуемого множества на группы А, В и С с помощью касательной к кривой АВС
Примечание – Источник: собственная разработка
Соединим теперь точку М с концом кривой — точкой D и проведем новую касательную к графику ABC, параллельную линии MD. Абсцисса точки касания (точка N) указывает границу между группами В и С, а ордината показывает суммарный вклад групп А и В в общий результат.
Предлагаемое решение определяет в качестве границ множеств А, В и С участки резкого изменения кривизны графика ABC.
На рис. 3.2 изображена возможная форма кривой ABC. Представим себе, что эта кривая является планом автомобильной трассы, по которой снизу (от точки 0) по направлению к повороту, не снижая максимально возможной на прямой дороге скорости, несется гоночный автомобиль. Место, где его выбросит с дороги, характеризуется резким возрастанием кривизны графика. В этой точке область резкого нарастания значения признака (группа А) сменяется областью плавного нарастания (группа В).
Направив мысленно автомобиль на полной скорости во встречном направлении (на рис. 3.2 от конца кривой в направлении точки 0), мы получим вторую точку сброса с дороги, которая указывает границу между группами В и С. Здесь плавное нарастание суммарного значения признака (группа В) сменяется крайне слабым нарастанием признака (группа С).
Реальные кривые ABC состоят из элементарных участков, каждый из которых характеризуется определенной кривизной. Центры кривизны элементарных участков, как правило, не совпадают друг с другом, однако в областях А, В и С находятся сравнительно недалеко друг от друга, образуя так называемые облака центров кривизны[17].
Таблица 3.2 - Алгоритм решения задачи
Наименование продукции |
A |
B |
C |
Реализация за период |
128301918 |
16841598 |
900507 |
Доля продукта в общей реализации |
88 |
11 |
1 |
Номер строки упорядоченного списка |
1 |
2 |
3 |
Количество строк нарастающим итогом в % к общему количеству строк |
1 |
12 |
100 |
Доля продукта нарастающим итогом |
88 |
99 |
100 |
Рабочий параметр |
0,03 |
0,70 |
1,56 |
Абсцисса конца нормали |
3,00 |
19,76 |
100,01 |
Ордината конца нормали |
1,97 |
18,35 |
99,00 |
Длина нормали |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Некоторую сложность представляет определение длины нормали к касательной. Как отмечалось выше, конец нормали должен лежать между облаками центров кривизны. Длина нормали задается в единицах шкалы ОХ и определяется путем нескольких итераций. Начать расчеты можно со значения 20, получив для этой длины нормали значения границ между группами. Затем следует последовательно, шаг за шагом, увеличивать длину нормали на 5—10 единиц. Вначале каждое приращение длины будет сопровождаться изменением значений границ (свидетельство того, что конец нормали при движении касательной пока находится в пределах срединного облака центров кривизны). В определенный момент, когда конец нормали выйдет из ”срединной облачности“, значения границ перестанут меняться с изменением длины нормали. Данные значения границ следует принять для дифференциации на группы А, В и С.Дальнейшее увеличение длины нормали, в конце концов, приведет к тому, что с каждой итерацией границы вновь начнут меняться. Происходит это в связи с погружением конца нормали в облака центров кривизны спрямленных участков начала и конца графика ABC, отстоящие относительно далеко от кривой. Иными словами, следует выбрать такую длину нормали к касательной, которая обеспечит относительную стабильность границ множеств А, В и С.