Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.
Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
На основании проведенного
АВС-анализа можно сделать
Согласно АВС-анализу необходимо увеличить количество выпуска продукции группы. Однако анализ, проведенный в главе 2.3. показывает что увеличение объемов производства по выпуску ДСП лапинированных невозможно, так как мощности используются полностью и даже сверх возможного за счет работы в выходные дни и сокращения времени на плановые ремонты. Также полностью используются полностью производственные мощности по производству продукции ДСП, смол, деталей, щита мебельного.
3.1.2. БКГ анализ
Кроме этого, предприятию следует произвести некоторые изменения в ассортиментной политике пиломатериалов и тары, так они занимают наименьший удельный вес в общем объеме реализации. Для этого на предприятии может быть использована матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ).Матрица БКГ считается первой успешной попыткой применения стратегического подхода к анализу и формированию продуктовой и конкурентной стратегии предприятия. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Она строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль [4].
К достоинствам матрицы БКГ с точки зрения использования ее как инструмента стратегического анализа на предприятии можно отнести следующее:
1) заостряет внимание
на потребителе, ключевых
2) дает возможность наглядно
представить и детально
3) показывает на возможные
приоритеты при выборе
4) дает определенную обобщающую
картину о спросе и
5) помогает обосновать
различные варианты
6) представляет собой
простой, доступный для
Матрица БКГ состоит из четырех квадрантов, которые называются ”Дойные коровы“, ”Звезды“, ”Собаки“ и ”Дикие кошки“ [17].
Рисунок 3.3 – Пример матрицы БКГ
Примечание – Источник: [12]
”Звезды“– продукты, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли.
”Дойные коровы“– продукты, занимающие лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относи-тельно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот продукт приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке.
”Собаки“– продукты с ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим продуктам не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям, иначе говоря, они не производят и не нуждаются в значительных объемах финансовых средств.
”Дикие кошки“– это товары, которые могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, однако, они требуют значительных средств для поддержания роста [12].
Первоначальным этапом построения матрицы БКГ является выбор показателей, характеризующих портфель плана продаж предприятия.
Для характеристики портфеля продаж стеновых материалов ОАО «Ивацевичдрев» используются два основных показателя: объем реализации и доля рынка анализируемого предприятия и конкурента (табл. 3.3).
Таблица 3.3 – Характеристика портфеля плана продаж стеновых материалов ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
Ассортимент продукции |
Объем реализации, тыс. руб. |
Доля рынка в 2011 год ,% | ||
2010 год |
2011 год |
фирмы |
конкурента | |
Пиломатериалы |
593524 |
793741 |
5 |
95 |
Смолы |
5010050 |
6204217 |
15 |
75 |
ДСП |
5770964 |
6694021 |
20 |
80 |
ДСП ламин. |
54483856 |
121607897 |
30 |
70 |
Детали мебельные |
2602065 |
4339838 |
10 |
90 |
Щит мебельный |
3503583 |
6297543 |
10 |
90 |
Тара деревянная |
158665 |
106766 |
5 |
95 |
Примечание – Источник: собственная разработка по материалам бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
В качестве критериев для построения двухмерной матрицы рассматриваются: темпы роста рынка (объем продаж), относительная доля рынка и расчет доли (%) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия.
1. Темны роста рынка (РР) характеризуют движение продукции на нем, т.е. изменение объемов реализации. Они могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа роста за последний рассматриваемый период (например, год). Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализованной продукции в текущем году к объему ее реализации в предыдущем году и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
Индекс темпов роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за текущий год к объему реализации за предыдущий год и выражается в процентах или коэффициентах роста.
Темпы роста соответствующей продукции рассчитаны на основании данных таблицы 3.3 и равны:
РР пиломатериалов = 1,34
РР смол =1,24
РР ДСП =1,16
РР ДСП ламин. = 2,23
РР деталей мебельных = 1,67
РР щита мебельного = 1,80
Рртары деревянной = 0,67
2. Относительная доля
рынка (ОДР) определяется
Относительные доли рынка определенных изделий рассчитаны на основании данных таблицы 3.3 и равны:
ОДР пиломатериалов = 5 / 95 =0,05;
ОДР смол = 15 / 75 = 0,2;
ОДР ДСП = 20 / 80 = 0,25.
ОДР ДСП ламин. = 35 / 65 = 0,54
ОДР деталей мебельных = 10 / 90 = 0,11
ОДР щита мебельного = 10 / 90 = 0,11
ОДР тары деревянной = 5 / 95 = 0,05
3. Расчет доли (%) каждого вида продукции (ДП) в общем объеме реализации предприятия за анализируемый период.
Доли каждого вида продукции, рассчитанные на основании данных таблицы 3.1, равны:
ДП пиломатериалов = 0,54%;
ДП смол = 4,25 %;
ДП ДСП = 4,58%
ДП ДСП ламин. = 83,27%
ДП деталей = 2,97%
ДП щита мебельного = 4,31%
ДП тары деревянной = 0,07%.
ДП тары деревянной = 0,07%
Исходные данные для построения матрицы БКГ сгруппированы в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Исходные данные для построения матрицы БКГ на ОАО ”Ивацевичдрев“
Показатель |
Изделия | ||||||
Пиломате- риалы |
Смолы |
ДСП |
ДСП ламин. |
Детали мебельные |
Щит мебельный |
Тара деревянная | |
Темпы роста рынка (РР) |
1,34 |
1,24 |
1,16 |
2,23 |
1,67 |
1,8 |
0,67 |
Относительная доля рынка (ОДР) |
0,05 |
0,2 |
0,25 |
0,54 |
0,11 |
0,11 |
0,05 |
Доля продукции в общем объеме реализации фирмы, % |
0,54 |
4,25 |
4,58 |
83,27 |
2,97 |
4,31 |
0,07 |
Примечание – Источник: собственная разработка по материалам бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год
Построить матрицу БКГ, для чего определить положение ее номинальных (центральных) линий. Для построения матрицы БКГ, на основании данных таблицы 3.4, необходимо также рассчитать:
- средний индекс темпов роста рынка (РР), равный среднему значению показателей темпов роста рынка по материалам:
(1,34+1,24+1,16+2,23+1,67+1,8+
- относительную долю рынка, равную:
(0,05 + 0,2 + 0,25+0,54+0,11+0,11+0,05) / 7 = 0,19.
Матрица БКГ по группе стеновых материалов имеет вид, представленный на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Матрица БКГ по группе стеновых материалов на ОАО ”Ивацевичдрев“
Примечание – Источник: собственная разработка
Таким образом, поле матрицы оказывается разбитым на четыре квадранта с уникальными характеристиками.
Все продукты размещаются в поле матрицы в соответствии с их координатами. Диаметр круга, проведенный вокруг точки с соответствующими продукту координатами, выбирается пропорционально доле объема продукта в общем объеме реализации предприятия.
Исходя из полученной матрицы
можно сделать вывод о том,
что для оптимизации
1. По возможности избавляться от категории ”собаки“, если нет причин, чтобы их сохранять. Так как это товары, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение.В данной категории находятся две группы продукции: пиломатериалы и тара деревянная.
2. Для категории ”дойных коров“ необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня.В данной категории находятся два вида продукции: смолы и ДСП.
3. Специально изучать ”диких кошек“, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в ”звезд“. В данной категории находятся два вида продукции: детали и щит мебельный.
4. Категорию ”звезды“ в матрице БКГ оберегать и укреплять, так как этопродукты, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегически важно их оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста. В категории ”Звезды“ находится одна группа продукции – ДСП ламинированные.
На основании вышеизложенного,
можно сделать вывод о том,
что для оптимизации
Как отмечалось ранее, ABC анализ и БКГ анализы – наиболее распространенные методы исследования, способствующиеоптимизации и управлению ассортиментом продукции предприятия. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия ”залеживающихся товаров“ и товаров, затраты на которые не окупаются.
Проведенный анализ деятельности ОАО ”Ивацевичдрев“показал, что предприятие успешно развивается, обладает высоким техническим потенциалом, занимает довольно большую долю на рынке, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий.
В процессе АВС-анализа вся мягкая мебель была разделена на группы:
По итогам проведения АВС-анализа
за анализируемый период достигнута
цель распределения всего