Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.

Содержание

Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50

Работа состоит из  1 файл

Диплом Маркевич переделка на республику.docx

— 309.15 Кб (Скачать документ)

На основании проведенного АВС-анализа можно сделать вывод: для оптимизации производственной программы на ОАО ”Ивацевичдрев“ необходимо отказаться от производства пиломатериалов, тары. Кроме того, при внедрении данного мероприятия ОАО ”Ивацевичдрев“сможет получить дополнительную прибыль. В целом предприятие использует рациональную маркетинговую стратегию, постепенно исключая продукты группы С из производства и реализации, что подтверждается проведенным выше анализом.

Согласно АВС-анализу  необходимо увеличить количество выпуска  продукции группы. Однако анализ, проведенный  в главе 2.3. показывает что увеличение объемов производства по выпуску  ДСП лапинированных невозможно, так  как мощности используются полностью  и даже сверх возможного за счет работы в выходные дни и сокращения времени на плановые ремонты. Также полностью используются полностью производственные мощности по производству продукции ДСП, смол, деталей, щита мебельного.

 

3.1.2. БКГ анализ

 

Кроме этого, предприятию  следует произвести некоторые изменения  в ассортиментной политике пиломатериалов и тары, так они занимают наименьший удельный вес в общем объеме реализации. Для этого на предприятии может  быть использована матрица Бостонской консультативной группы (матрица  БКГ).Матрица БКГ считается первой успешной попыткой применения стратегического подхода к анализу и формированию продуктовой и конкурентной стратегии предприятия. Используя матрицу БКГ, предприятие может определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами, а также как должно развиваться ее производство в данное время и как будут расти или сокращаться в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров. Она строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль [4].

К достоинствам матрицы БКГ  с точки зрения использования ее как инструмента стратегического анализа на предприятии можно отнести следующее:

1) заостряет внимание  на потребителе, ключевых конечных  результатах работы предприятия  – продукте (продуктовой корзине  предприятия), объемах его производства  и продаж и его доходности, отталкиваясь от которых можно  проанализировать все предпринимаемые  для этого шаги внутри организации;

2) дает возможность наглядно  представить и детально проанализировать  результаты использования принятых  маркетинговых стратегий предприятия,  положение на рынке и  вклад  каждого продукта (вида деятельности) в общие результаты  деятельности  предприятия;

3) показывает на возможные  приоритеты при выборе вариантов  марке-тинговых, производственных и  финансовых решений по различным  видам деятельности, стратегиям  конкуренции, формированию делового  портфеля предприятия;

4) дает определенную обобщающую  картину о спросе и конкурентоспособности  продукции предприятия;

5) помогает обосновать  различные варианты маркетинговых  стратегий;

6) представляет собой  простой, доступный для понимания  и использования подход к стратегическому  анализу продуктовой корзины  предприятия [12].

Матрица БКГ состоит из четырех  квадрантов, которые называются ”Дойные  коровы“, ”Звезды“, ”Собаки“ и ”Дикие кошки“ [17].

 

Рисунок 3.3 – Пример матрицы БКГ

Примечание – Источник: [12]

 

”Звезды“– продукты, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли.

”Дойные коровы“– продукты, занимающие лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относи-тельно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот продукт приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке.

”Собаки“– продукты с ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим продуктам не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям, иначе говоря, они не производят и не нуждаются в значительных объемах финансовых средств.

”Дикие кошки“– это товары, которые могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, однако, они требуют значительных средств для поддержания роста [12].

Первоначальным этапом построения матрицы БКГ является выбор показателей, характеризующих портфель плана  продаж предприятия.

Для характеристики портфеля продаж стеновых материалов ОАО «Ивацевичдрев» используются два основных показателя: объем реализации и доля рынка  анализируемого предприятия и конкурента (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3 – Характеристика портфеля плана продаж стеновых материалов ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год

Ассортимент продукции

Объем реализации, тыс. руб.

Доля рынка в 2011 год ,%

2010 год

2011 год

фирмы

конкурента

Пиломатериалы

593524

793741

5

95

Смолы

5010050

6204217

15

75

ДСП

5770964

6694021

20

80

ДСП ламин.

54483856

121607897

30

70

Детали мебельные

2602065

4339838

10

90

Щит мебельный

3503583

6297543

10

90

Тара деревянная

158665

106766

5

95


Примечание – Источник: собственная разработка по материалам бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год

 

В качестве критериев для  построения двухмерной матрицы рассматриваются: темпы роста рынка (объем продаж), относительная доля рынка и расчет доли (%) каждого вида продукции в  общем объеме реализации предприятия.

1. Темны роста рынка (РР) характеризуют движение продукции на нем, т.е. изменение объемов реализации. Они могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа роста за последний рассматриваемый период (например, год). Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализованной продукции в текущем году к объему ее реализации в предыдущем году и выражается в процентах или в коэффициентах роста.

Индекс темпов роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за текущий год к  объему реализации за предыдущий год  и выражается в процентах или  коэффициентах роста.

Темпы роста соответствующей  продукции рассчитаны на основании  данных таблицы 3.3 и равны:

 

РР пиломатериалов = 1,34

РР смол =1,24

РР ДСП =1,16

РР ДСП ламин. = 2,23

РР деталей мебельных = 1,67

РР щита мебельного = 1,80

Рртары деревянной = 0,67

 

2. Относительная доля  рынка (ОДР) определяется отношением  доли фирмы на рынке к доле  ведущей конкурирующей фирмы. 

Относительные доли рынка  определенных изделий рассчитаны на основании данных таблицы 3.3 и равны:

 

ОДР пиломатериалов = 5 / 95 =0,05;

ОДР смол = 15 / 75 = 0,2;

ОДР ДСП = 20 / 80 = 0,25.

ОДР ДСП ламин. = 35 / 65 = 0,54

ОДР деталей мебельных = 10 / 90 = 0,11

ОДР щита мебельного = 10 / 90 = 0,11

ОДР тары деревянной = 5 / 95 = 0,05

 

3. Расчет доли (%) каждого  вида продукции (ДП) в общем  объеме реализации предприятия  за анализируемый период.

Доли каждого вида продукции, рассчитанные на основании данных таблицы 3.1, равны:

 

ДП пиломатериалов =  0,54%;

ДП смол = 4,25 %;

ДП ДСП = 4,58%

ДП ДСП ламин. = 83,27%

ДП деталей = 2,97%

ДП щита мебельного = 4,31%

ДП тары деревянной  = 0,07%.

ДП тары деревянной = 0,07%

 

Исходные данные для построения матрицы БКГ сгруппированы в  таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 – Исходные данные для построения матрицы БКГ на ОАО ”Ивацевичдрев“

Показатель

Изделия

Пиломате-

риалы

Смолы

ДСП

ДСП ламин.

Детали мебельные

Щит мебельный

Тара деревянная

Темпы роста рынка (РР)

1,34

1,24

1,16

2,23

1,67

1,8

0,67

Относительная доля рынка (ОДР)

0,05

0,2

0,25

0,54

0,11

0,11

0,05

Доля продукции в общем  объеме реализации фирмы, %

0,54

4,25

4,58

83,27

2,97

4,31

0,07


Примечание – Источник: собственная разработка по материалам бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2011 год

 

Построить матрицу БКГ, для чего определить положение ее номинальных (центральных) линий. Для построения матрицы БКГ, на основании данных таблицы 3.4, необходимо также рассчитать:

- средний индекс темпов  роста рынка (РР), равный среднему  значению показателей темпов  роста рынка по материалам:

 

(1,34+1,24+1,16+2,23+1,67+1,8+0,67) / 7 = 1,44;

 

- относительную долю рынка,  равную:

 

(0,05 + 0,2 + 0,25+0,54+0,11+0,11+0,05) / 7 = 0,19.

 

Матрица БКГ по группе стеновых материалов имеет вид, представленный на рисунке 3.4.

 

Рисунок 3.4 – Матрица БКГ по группе стеновых материалов на ОАО ”Ивацевичдрев“

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Таким образом, поле матрицы оказывается разбитым на четыре квадранта с уникальными характеристиками.

Все продукты размещаются в поле матрицы в  соответствии с их координатами. Диаметр  круга, проведенный вокруг точки  с соответствующими продукту координатами, выбирается пропорционально доле объема продукта в общем объеме реализации предприятия.

Исходя из полученной матрицы  можно сделать вывод о том, что для оптимизации выпускаемых  изделий ОАО ”Ивацевичдрев“необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. По возможности избавляться  от категории ”собаки“, если нет причин, чтобы их сохранять. Так как это товары, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение.В данной категории находятся две группы продукции: пиломатериалы и тара деревянная.

2. Для категории ”дойных коров“ необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня.В данной категории находятся два вида продукции: смолы и ДСП.

3. Специально изучать ”диких кошек“, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в ”звезд“. В данной категории находятся два вида продукции: детали и щит мебельный.

4. Категорию ”звезды“ в матрице БКГ оберегать и укреплять, так как этопродукты, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегически важно их оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста. В категории ”Звезды“ находится одна группа продукции – ДСП ламинированные.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“, руководству предприятия необходимо отказаться от производства и реализации пиломатериалов и тары, также стоит отказаться от производства смол и ДСП и за счет этого увеличить объем выпуска деталей и щита мебельного.

Как отмечалось ранее, ABC анализ и БКГ анализы – наиболее распространенные методы исследования, способствующиеоптимизации и управлению ассортиментом продукции предприятия. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия ”залеживающихся товаров“ и товаров, затраты на которые не окупаются.

Проведенный анализ деятельности ОАО ”Ивацевичдрев“показал, что предприятие успешно развивается, обладает высоким техническим потенциалом, занимает довольно большую долю на рынке, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий.

В процессе АВС-анализа вся  мягкая мебель была разделена на группы:

  • ДСП
  • ДСП ламинированные;
  • Смолы
  • Детали мебельные
  • Щит;
  • Пиломатериалы
  • Тара деревянная.

По итогам проведения АВС-анализа  за анализируемый период достигнута цель распределения всего ассортимента продукции предприятия на несколько  однородных групп:

Информация о работе Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях