Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.
Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
Примечание – Источник: собственная разработка на основании отчета о прибылях и убытках ОАО ”Ивацевичдрев“ изделий за 2009- 2011 годы
Из таблицы 2.1 видно, что выручка от реализации продукции в 2010 году относительно 2009 года повысилась, так что темп роста сосавил 130,60%, к 2011 данный показатель вырос до уровня 178697 млн.р. что на 79,49% выше уровня 2010 года. Себестоимость реализованной продукции такую же тенденцию что и выручка. В 2010 году по сравнению с 2009 годом она выросла на 21557 млн.руб., а в 2011 по сравнению с 2010 годом увеличилась на 59,17%. Прибыль от реализации продукции носит вариационный характер. Темп роста с 2009 по 2010 год составляет 99,76%, а в 2011 году относительно 2010 – 523,35%. Рентабельность реализованной продукции в анализируемом периоде также имеет вариационный характер. К 2010 году она снизилась до уровня 6,14%, что на 2,2% ниже уровня 2010 года, а к 2011году показатель возрастает на 14,04% и составил 20,18%.
Таблица 2.2 – Динамика производства продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009 – 2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
Темп роста (снижения), % |
2011 |
Темп роста (снижения), % |
Объем производства продукции в фактических ценах, млн р.: |
68961 |
87533 |
126,93 |
161583 |
184,60 |
1.Сертифицированная продукция, |
58948 |
68350 |
115,95 |
139294 |
203,80 |
Удельный вес к общему объему, % |
85,48 |
79,28 |
92,75 |
86,21 |
108,74 |
2. Новая продукция, млн р. |
Х |
481 |
100,00 |
Х |
Х |
Удельный вес к общему объему, % |
Х |
0,55 |
100,00 |
Х |
Х |
3. Продукция, поставленная на экспорт, млн р. |
26353 |
33012 |
125,27 |
61256 |
185,56 |
Удельный вес к общему объему, % |
38,21 |
37,71 |
98,69 |
37,91 |
100,53 |
Примечание – Источник: собственная разработка на данных отчета о производстве промышленной продукции (работ, услуг) ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009- 2011 годы
Из таблицы 2.2 видно, что в анализируемом периоде наблюдается рост объема производства продукции, так в фактических ценах темп роста 2010/2011гг. составил 184,60 % а по сравнению с 2009 годом в 2010 году объем производства вырос на 26,93%. Удельный вес сертифицированной продукции из года в год растет и занимает около 80% от общего объема производства: так в 2011 году удельный вес сертифицированной продукции равен 86,21%, в 2009 – 85,48%, и к 2010 этот показатель вырос до уровня 92,75%. ОАО ”Ивацевичдрев“ поставляет свою продукцию за границу в достаточно высоком количестве. Однако, количество продукции, поставленной на экспорт с каждым годом снижается: так в 2009 году удельный вес продукции, поставленной на экспорт составлял 38,21%, к концу 2010 года этот показатель снизился до уровня 37,71%, а в 2011 составил 37,91%.
Анализ оценки и обоснования возможности достижения выбранной цели определил сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Сильные стороны:
- квалифицированная рабочая сила;
- широкий ассортимент изделий;
- собственные комплектующие
(производственный цикл
- безотходность производства (на производство ДСП используются отходы от лесопильного производства, имеются свои котельные, позволяющие утилизировать отходы, непригодные для производства, и получать дешевую теплоэнергию);
- долгосрочные рыночные
связи в странах ближнего
- налаженные контакты
с иностранными фирмами в
Слабые стороны:
- недостаток оборотного капитала;
- большая дебиторская и кредиторская задолженность;
- отставание качества
продукции от мировых
- зависимость от импортного сырья (КФК-85, бумага текстурная, меламин);
- ненадежное снабжение.
Анализ слабых и сильных
сторон показал необходимость ведения
более активной работы по продвижению
своей продукции на рынок путем
использования рекламы, совершенствования
форм работы с постоянными заказчиками,
а также налаживания прямых контактов
с потенциальными клиентами. Это
может позволить ОАО ”
Так как, экономическое обоснование производственной программы напрямую связано с анализом ее выполнения, проанализируем соответствующие показатели.
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Сам анализ производственной программы начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста.
Таблица 2.3 – Динамика выпуска и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009-2011годы
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение по годам, (+/-) |
Относительное отклонение по годам, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010-2009 |
2011-2010 |
2010/ 2009 |
2011/ 2010 | |
Объем производства продукции, млн. руб. |
68961 |
87533 |
161583 |
18572 |
74050 |
126,93 |
184,60 |
Объем реализации продукции, млн. руб. |
76235 |
99560 |
178697 |
23325 |
79137 |
130,60 |
179,49 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009-2011 год
Из таблицы 2.3 видно, что объем производства продукции в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 18572 млн.руб., что характеризует прирост показателя на 26,93%. Объем реализациипродукции также имеет тенденцию к увеличению в 2010 году. В 2010 году по сравнению с 2009 годом он вырос на 30,6% или 23325 млн. руб. В 2011 году в сравнении с 2010 годом наблюдается тенденция к повышению, так показатель объема производства продукции вырос на 74050 млн.руб. или 84,6%, а объем реализации продукции вырос на 79137 млн.руб. или 79,49%.
Что касается среднегодового темпа роста выпуска и реализации продукции, то его можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной [13].
Исчислим его по среднегеометрической взвешенной:
Твп = (2.1)
где Твп - темп роста объема выпуска продукции;
Трп - темп роста объема продаж;
Тпр - темп прироста;
n- число лет.
Тогда:
Твп = = 1,53073 или 153,073%
Тпр = 153,073-100 =53,073%;
Трп = =1,53106 или 153,106%
Тпр =153,106-100=53,106%.
Таким образом, среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 53,073 %, а реализации продукции –53,106%.
Оценка выполнения плана по производству за отчетный период (месяц, квартал, год) приведена в таблице 2.4.
Из таблицы 2.4 видно, что в 2011 году план в среднем выполняется на 51,74%. Проанализировав объем производства отдельно по показателям можно сказать что отдельные из них превышают поставленный план: деревянная. Однако большинство продукции не достигли поставленного уровня.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого на основании данных таблицы 2.4 равен:
Кас = (2.2)
Касс = (5010+614+105+5774+55112+4011+
Судя по его величине, произошли существенные изменения в ассорти-ментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск ДСП ламинированных, пиломатериалов, щита мебельного
Таблица 2.4 - Анализ объема производства продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ в 2010-2011гг.
Продукция |
Объем производства продукции, млн. руб. | ||||||
план |
факт |
отклонения (-/+) |
% к плану | ||||
Смолы |
6204 |
5010 |
1194 |
80,75 | |||
Пиломатериалы |
830 |
614 |
216 |
73,98 | |||
Тара деревянная |
105 |
136 |
-31 |
129,52 | |||
ДСП |
6822 |
5774 |
1048 |
84,64 | |||
ДСП ламиниров. |
118951 |
55112 |
63839 |
46,33 | |||
Детали |
4834 |
4011 |
823 |
82,97 | |||
Щит мебельный |
6125 |
3454 |
2671 |
56,39 | |||
Уголь |
0 |
140 |
-140 |
Х | |||
Пиломатериалы |
815 |
610 |
205 |
74,85 | |||
Итого: |
144686 |
74861 |
69825 |
51,74 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“за 2011 год
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Поэтому, рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента продукции [14].
Так как объем производства продукции в 2011 году был равен 161583млн. руб., а объем выпуска новых изделий – 628 млн. руб., то коэффициент обновления ассортимента продукции будет равен:
Коб =626/161583= 0,00387
Таким образом, удельный вес новой продукции в общем объеме произ-водства составляет 0,387%.
Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, уровень которого равен:
Кстр. акт = ∑ , (2.3)
где – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска за исследуемый период
Таблица 2.5 - Данные об изменении ассортимента и структуры продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ в 2011 году
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб. |
Темп роста, % |
Структура производства, % | ||
план |
факт |
план |
факт | ||
Смолы синтетические |
6204 |
5010 |
80,75 |
4,29 |
6,69 |
Пиломатериалы |
830 |
614 |
73,98 |
0,57 |
0,82 |
Тара деревянная |
105 |
136 |
129,52 |
0,07 |
0,18 |
ДСП |
6822 |
5774 |
84,64 |
4,72 |
7,71 |
ДСП ламиниров. |
118951 |
55112 |
46,33 |
82,21 |
73,62 |
Детали |
4834 |
4011 |
82,97 |
3,34 |
5,36 |
Щит мебельный |
6125 |
3454 |
56,39 |
4,23 |
4,61 |
Уголь |
0 |
140 |
Х |
0,00 |
0,19 |
Пиломатериалы собст. |
815 |
610 |
74,85 |
0,56 |
0,81 |
Итого: |
144686 |
74861 |
51,74 |
100 |
100 |