Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:43, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка мероприятий по оптимизации производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“.
В работе использованы следующие методы исследования: индексный, сравнения, балансовый, табличный, абсолютных разниц, регрессионный.

Содержание

Введение 4
1.Планирование производства и реализации продукции предприятия 6
1.1. Планирование производства и реализации продукции в системе внутрифирменного планирования 6
1.2. Методы планирования производства и реализации продукции, применяемые на лесопромышленных предприятиях 9
2. Анализ объемов производства и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ 13
2.1. Общая характеристика открытого акционерного общества ”Ивацевичдрев“ 13
2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“ 16
2.3. Анализ использования производственной мощности ОАО ”Ивацевичдрев“ 23
3. Мероприятия по совершенствованию объемов производства и реализации продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ 27
3.1.Планирование ассортимента продукции на основе маркетингового анализа 27
3.1.1. Использование АВС-анализа для формирования рациональной структуры продукции 27
3.1.2. БКГ анализ 32
3.2. Формирование ассортимента продукции на основе линейного программирования 40
Заключение 48
Список использованных источников 50

Работа состоит из  1 файл

Диплом Маркевич переделка на республику.docx

— 309.15 Кб (Скачать документ)

Примечание – Источник: собственная разработка на основании отчета о прибылях и убытках ОАО ”Ивацевичдрев“ изделий за 2009- 2011 годы

Из таблицы 2.1  видно, что выручка от реализации продукции в 2010 году относительно 2009 года повысилась, так что темп роста сосавил 130,60%, к 2011 данный показатель вырос до уровня 178697 млн.р. что на 79,49% выше уровня 2010 года. Себестоимость реализованной продукции такую же тенденцию что и выручка. В 2010 году по сравнению с 2009 годом она выросла на 21557 млн.руб., а в 2011 по сравнению с 2010 годом увеличилась на 59,17%. Прибыль от реализации продукции носит вариационный характер. Темп роста с 2009 по 2010 год составляет 99,76%, а в 2011 году относительно 2010 – 523,35%. Рентабельность реализованной продукции в анализируемом периоде также имеет вариационный характер. К 2010 году она снизилась до уровня 6,14%, что на 2,2% ниже уровня 2010 года, а к 2011году показатель возрастает на 14,04% и составил 20,18%.

 

Таблица 2.2 – Динамика производства продукции на ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009

2010

Темп роста (снижения), %

2011

Темп роста (снижения), %

Объем производства продукции  в фактических ценах, млн р.:

68961

87533

126,93

161583

184,60

1.Сертифицированная продукция,  млн р.

58948

68350

115,95

139294

203,80

Удельный вес к общему объему, %

85,48

79,28

92,75

86,21

108,74

2. Новая продукция, млн  р.

Х

481

100,00

Х

Х

Удельный вес к общему объему, %

Х

0,55

100,00

Х

Х

3. Продукция, поставленная  на экспорт, млн р.

26353

33012

125,27

61256

185,56

Удельный вес к общему объему, %

38,21

37,71

98,69

37,91

100,53


Примечание – Источник: собственная разработка на данных отчета о производстве промышленной продукции (работ, услуг)  ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009- 2011 годы

 

Из таблицы 2.2 видно, что в анализируемом периоде наблюдается рост объема производства продукции, так в фактических ценах темп роста 2010/2011гг. составил 184,60 % а по сравнению с 2009 годом в 2010 году объем производства вырос на 26,93%. Удельный вес сертифицированной продукции из года  в год растет и занимает около 80% от общего объема производства: так в 2011 году удельный вес сертифицированной продукции равен 86,21%, в 2009 – 85,48%, и к 2010 этот показатель вырос до уровня 92,75%. ОАО ”Ивацевичдрев“ поставляет свою продукцию за границу в достаточно высоком количестве. Однако, количество продукции, поставленной на экспорт с каждым годом снижается: так в 2009 году удельный вес продукции, поставленной на экспорт составлял 38,21%, к концу 2010 года этот показатель снизился до уровня 37,71%, а в 2011 составил 37,91%.

Анализ оценки и обоснования  возможности достижения выбранной  цели определил сильные и слабые стороны деятельности предприятия.

 Сильные стороны:

- квалифицированная рабочая  сила;

- широкий ассортимент  изделий;

- собственные комплектующие  (производственный цикл начинается  с заготовки сырья и заканчивается  выпуском готовых изделий);

- безотходность производства (на производство ДСП используются отходы от лесопильного производства, имеются свои котельные, позволяющие утилизировать отходы, непригодные для  производства, и получать дешевую теплоэнергию);

-  долгосрочные рыночные  связи в странах ближнего зарубежья;

- налаженные контакты  с иностранными фирмами в Польше, Германии, Дании,  Словении.

Слабые стороны:

- недостаток оборотного  капитала;

- большая дебиторская  и кредиторская задолженность;

- отставание качества  продукции от мировых  стандартов;

- зависимость от импортного  сырья (КФК-85, бумага текстурная, меламин);

- ненадежное снабжение.

Анализ слабых и сильных  сторон показал необходимость ведения  более активной работы по продвижению  своей продукции на рынок путем  использования рекламы, совершенствования  форм работы с постоянными заказчиками, а также налаживания прямых контактов  с потенциальными клиентами. Это  может позволить ОАО ”Ивацевичдрев“ еще более расширить свою долю в уже освоенном рынке и выйти на новые.

Так как, экономическое обоснование  производственной программы напрямую связано с анализом ее выполнения, проанализируем соответствующие показатели.

 

 

 

 

2.2. Анализ производственной программы ОАО ”Ивацевичдрев“

 

Объем производства и объем  реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса на первое место выдвигается  объем производства продукции. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции  не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  важное значение.

Сам анализ производственной программы начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста.

 

Таблица 2.3 – Динамика выпуска и реализации продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009-2011годы

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение по годам, (+/-)

Относительное отклонение по годам, %

 

2009

2010

2011

2010-2009

2011-2010

2010/

2009

2011/

2010

Объем производства продукции, млн. руб.

68961

87533

161583

18572

74050

126,93

184,60

Объем реализации продукции, млн. руб.

76235

99560

178697

23325

79137

130,60

179,49


Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“ за 2009-2011 год

 

Из таблицы 2.3 видно, что объем производства продукции в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 18572 млн.руб., что характеризует прирост показателя на 26,93%. Объем реализациипродукции также имеет тенденцию к увеличению в 2010 году. В 2010 году по сравнению с 2009 годом он вырос на 30,6% или 23325 млн. руб. В 2011 году в сравнении с 2010 годом наблюдается тенденция к повышению, так показатель объема производства продукции вырос на 74050 млн.руб. или 84,6%, а объем реализации продукции вырос на 79137 млн.руб. или 79,49%.

Что касается среднегодового темпа роста выпуска и реализации продукции, то его можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной [13].

Исчислим его по среднегеометрической взвешенной:

 

Твп =                                                     (2.1)

 

где Твп - темп роста объема выпуска продукции;

    Трп - темп роста объема продаж;

     Тпр - темп прироста;

      n- число лет.

 

Тогда:

 

Твп = = 1,53073 или 153,073%

Тпр = 153,073-100 =53,073%;

Трп = =1,53106 или 153,106%

Тпр =153,106-100=53,106%.

 

Таким образом, среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 53,073 %, а реализации продукции –53,106%.

Оценка выполнения плана  по производству за отчетный период (месяц, квартал, год) приведена в таблице 2.4.

Из таблицы 2.4 видно, что в 2011 году план в среднем выполняется на 51,74%. Проанализировав объем производства отдельно по показателям можно сказать что отдельные из них превышают поставленный план: деревянная. Однако большинство продукции не достигли поставленного уровня.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции  дает одноименный коэффициент, уровень которого на основании данных таблицы 2.4 равен:

 

Кас = (2.2)

 

Касс = (5010+614+105+5774+55112+4011+3454+0+610)/74861=0,997716

 

Судя по его величине, произошли существенные изменения  в ассорти-ментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск ДСП ламинированных, пиломатериалов, щита мебельного

 

Таблица 2.4 - Анализ объема производства продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ в 2010-2011гг.

Продукция

Объем производства продукции, млн. руб.

план

факт

отклонения (-/+)

% к плану

Смолы

6204

5010

1194

80,75

Пиломатериалы

830

614

216

73,98

Тара деревянная

105

136

-31

129,52

ДСП

6822

5774

1048

84,64

ДСП ламиниров.

118951

55112

63839

46,33

Детали

4834

4011

823

82,97

Щит мебельный

6125

3454

2671

56,39

Уголь

0

140

-140

Х

Пиломатериалы

815

610

205

74,85

Итого:

144686

74861

69825

51,74





Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных бизнес – плана ОАО ”Ивацевичдрев“за 2011 год

 

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения  конъюнктуры рынка является одним  из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Поэтому, рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента продукции [14].

Так как объем производства продукции в 2011 году был равен 161583млн. руб., а объем выпуска новых изделий – 628 млн. руб., то коэффициент обновления ассортимента продукции будет равен:

 

Коб =626/161583= 0,00387

 

Таким образом, удельный вес  новой продукции в общем объеме произ-водства составляет 0,387%.

Для характеристики интенсивности  структурных преобразований на предприятии  можно использовать коэффициент структурной активности, уровень которого равен:

 

Кстр. акт = ∑ ,                                                    (2.3)

 

где – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска за исследуемый период

 

Таблица 2.5 - Данные об изменении ассортимента и структуры продукции ОАО ”Ивацевичдрев“ в 2011 году

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Темп роста, %

Структура производства, %

план

факт

план

факт

Смолы синтетические

6204

5010

80,75

4,29

6,69

Пиломатериалы

830

614

73,98

0,57

0,82

Тара деревянная

105

136

129,52

0,07

0,18

ДСП

6822

5774

84,64

4,72

7,71

ДСП ламиниров.

118951

55112

46,33

82,21

73,62

Детали

4834

4011

82,97

3,34

5,36

Щит мебельный

6125

3454

56,39

4,23

4,61

Уголь

0

140

Х

0,00

0,19

Пиломатериалы собст.

815

610

74,85

0,56

0,81

Итого:

144686

74861

51,74

100

100

Информация о работе Совершенствование методов планирования объемов производства и реализации продукции на лесопромышленных предприятиях