Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:25, диссертация

Описание

Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических основ формирования и использование трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений, а также совершенствование системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить на основе изучения теоретико-практического и методологического материала роль трудовых ресурсов в экономическом развитии;
выявить особенности формирования трудовых ресурсов в РК;
изучить зарубежный опыт развития трудовых ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

ДП рынок труда.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 7 - Сдвиг в профиле деятельности квалификации

 

      Чтобы целенаправленно трансформировать «управление кадрами» в «управление  трудовыми ресурсами», необходимо проанализировать различные альтернативы с их преимуществами и недостатками [22, с5].

  Развитие  трудовых ресурсов из статьи издержек превратилось в объект инвестиций и  поэтому, как любые инвестиций, требует  постоянной оценки капиталоотдачи: как  затраты на развитие трудовых ресурсов повлияли или повлияют в будущем на повышение эффективности организации?

     Государственное регулирование труда необходимо, поскольку рабочая сила - особый товар. Отсутствие спроса на некоторые  товары ведет к снижению цены или прекращению их производства, а отсутствие спроса на рабочую силу влечет за собой тяжелые социальные последствия - беды и страдания людей, угрозу их жизни, что недопустимо в цивилизованном обществе.

     До 2009 года в республике не существовало специальных программ по повышению занятости. Регулирование занятости осуществлялось в рамках Комплексной программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2009-2011 годы. В настоящее время реализуется Программа занятости населения Республики Казахстан на 2009-2011 годы.

       Программа занятости населения Республики Казахстан на 2009-2011 разработана в целях предупреждения роста безработицы, содействия трудоустройству и обеспечения потребностей инновационного развития промышленного производства, аграрного сектора в высококвалифицированных кадрах, а также содействия продуктивной занятости населения в легальном секторе путём снижения уровня безработицы, повышения качества рабочей силы, сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест, защиты национального рынка труда.

      По  прогнозам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в 2009 – 2011 году в органы вопросам занятости обратятся порядка 826 тыс. чел, из которых около половины будут трудоустроены , численность занятых в 2009 году может составить более 8 млн. человек при уровне безработицы в 7,2 %.

      В рамках государственных и отраслевых программ  ожидается, что более  половины рабочих мест будет создано  в сфере туризма и инфраструктуры, более 20% - в производственном секторе, малом и среднем бизнесе. Структурная перестройка экономики повлечет за собой изменения в характере спроса на рабочую силу и в ее профессионально-квалификационном составе. Соответственно должны трансформироваться объемы и профили подготовки специалистов в системе профессионального   образования.

      Значительно повысится спрос на специалистов, работающих непосредственно в области  менеджмента и анализа хозяйственной  деятельности предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи и  т. д. В связи с развивающимся  процессом информатизации общества увеличится спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями, и технических исполнителей. Сохранится стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов.

      Создание  новых рабочих мест будет обеспечиваться путем реализации инвестиционных проектов, государственных и отраслевых программ в 2009-2011 гг. (902,1 тыс. рабочих мест); организации социальных рабочих мест для целевых групп; развития временной занятости на общественных работах.

      Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда, мониторинга спроса и предложений на рабочую силу на  рынке труда. При этом предполагается прогнозирование спроса и предложения нa рынке труда и рынке образовательных услуг , объемов, профилей и сроков подготовки специалистов, осуществление мониторинга спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе на рынке труда за счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных; внесение изменений и дополнений в Классификаторы профессий (специальностей) начального, среднего и высшего профессионального образования; внесение изменения в статистическую отчетность предприятий (формы № 1-Т, 2-Т), отражающую состав кадров по половозрастным, профессиональным и квалификационным признакам на конец каждого отчетного года; развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

      Для решения вопросов занятости и  снижения уровня безработицы в Казахстане определены следующие мероприятия  на 2009-2011 годы:

      1. Содействие занятости целевых  групп посредством:

      -  создания социальных рабочих  мест;

      - приоритетного права при направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные работы;

      - трудоустройства у субъектов  малого предпринимательства;

      - профессиональной ориентации, информирования, консультирования;

      - повышения конкурентоспособности путем обучения двум-трем смежным профессиям;

      - установления квоты для трудоустройства  инвалидов;

      - проведения мониторинга занятости  целевых групп;

      - публикации сведений о вакантных  рабочих местах;

      - взаимодействия органов занятости  и уголовно-исправительной системы:

      -   предоставления  органам уголовно-исправительной  системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке  груда, с целью организации  обучения лиц, отбывающих наказание.

      2.  Поддержка и развитие малого  и среднего предпринимательства:

      - организация гибких форм занятости  и развития частной сферы услуг;

      - содействие возрождению традиционных  национальных промыслов, особенно  в южных регионах, надомных и  промысловых производств в сельской  местности и в небольших городах для переработки пищевого сырья;

      - содействие безработным в организации  собственного дела путем предоставления  материальной помощи;

      - направление безработных на обучение  с целью дальнейшей самозанятости.

      3. Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда , которая будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

      4.  В связи с приоритетным развитием общественных работ в 2005-2007 гг. предполагаются расширение и переориентация общественных работ на дорожное строительство и их ремонт, лесопосадки, улучшение санитарно-эпидемиологического состояния населенных пунктов и регионов, развитие инфраструктуры регионов (коммунальные сети, телефонизация, строительство    линий    электропередач и  др.),   транспортной   инфраструктуры   и   оказание   социальных услуг.

      5. Местными исполнительными органами  будет продолжена работа по:

      - активизации работы по сбору  информации о вакансиях, информированию  населения и работодателей о  ситуации на рынке труда, содействию  в поиске работы через распространение  буклетов памяток, прокатов, а также публикаций сведений о вакантных рабочих местах;

      - консультированию граждан, испытывающих  трудности в поиске paботы;

      - содействию в выборе под ходящей  работы, в т. ч. путем организации  ярмарок вакансий, деятельности  клубов поиска работы, направления на общественные работы;

      - направлению на профессиональную  подготовку, повышение квалификации, переподготовку безработных с  целью повышения

      конкурентоспособности на рынке труда;

      -   проведению мониторинга спроса  и предложения рабочей силы  на рынке труда;

      -  реализации активной политики  занятости путем создания новых  рабочих мест, улучшения качества  профессиональной    подготовки  и переподготовки безработных  с учетом потребности на рынке  труда, включая целевые группы  поддержки и развития малого  и среднего предпринимательства, расширения и переориентации видов общественных работ;

      - развитию межтерриториального обмена  рабочей силой, в т. ч. в  соответствии с международными  договорами.

      6.  Интеграция деятельности уполномоченного  органа по вопросам занятости с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда,    будет   осуществляться путем:

      - расширения   взаимодействия органов  занятости с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудостроительству;

      - развития системы внутрипроизводственного  обучения персонала, организаций  а также опережающего профессионального  обучения работников, подлежащих  высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда

      7. Создание дополнительных рабочих  мест с учетом ситуации на  рынке труда при разработке  инвестиционных программ путем  рассмотрения проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда.

      8.  Содействие занятости выпускников  организаций образования будет  способствовать заключению договоров  на трудоустройство между обучающимся  вуза и работодателем; организации  молодежной практики через органы  занятости с перспективой дальнейшего трудоустройства; предоставлению рабочих мест в государственных и других организациях.

      При выполнении вышеуказанных мероприятий  предполагается:

      - создать 902,1 тыс. рабочих  мест;

      - оказать содействие в трудоустройстве 403,1 тыс. чел.;

      - организовать общественные;  работы  для 333,5 тыс. чел.;

      -  направить на профессииoанальное обучение и переподготовку 70,8 тыс. безработных;

      -   создать  24,1   тыс.   социальных  рабочих мест для целевых групп;

      - направить на финансирование организации клубной работы для   длительных   безработных 7,9 млн. тенге;

      - направить на финансирование  трудоустройства выпускников | организаций  образования через;  молодежную  практику 165,4 млн. тенге;

      - снизить уровень безработицы  к концу 2009 г. до 7.2 процента.

     Программа будет способствовать осуществлению  активной политике на рынке труда, направленной на содействие продуктивной занятости  через создание новых рабочих  мест в отраслях экономики и поддержку  предпринимательской деятельности и самозанятости, повышение качества рабочей силы и рост конкурентоспособности на рынке, меры по содействию занятости целевых групп.

     Основанием  для разработки Программы является Закон Республики Казахстан «О занятости  населения», Плана мероприятий по реализации Программ Правительства Республики Казахстан на 2009-2011 годы, утверждённого постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2009 года № 903, и дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2009 года № 1241.

     Регулирование занятости Павлодарской области в период с 2009 по 2011 годы осуществлялась в рамках Комплексной программы по снижению бедности в области на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением акимата области от 18 апреля 2009 года № 84/4, и Программой занятости населения города Павлодара, одобренной решением Павлодарского городского маслихата от 9 января 2009 года № 9/4.

     Отделом занятости подготовлены и раздаются следующие рекламно-информационные материалы для безработных:  рекламный лист о режиме работы службы занятости и перечне документов, необходимых для постановки на учет, зарегистрированным безработным выдается рекламный лист с выпиской из Закона РК «О занятости населения» об обязанностях безработных граждан, режиме работы службы занятости выпущен буклет в количестве 2500 экземпляров «Меры содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы» с семью приложениями.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования рынка труда