Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

В-четвертых, все же не столь  однозначен вопрос о количественных параметрах налоговых льгот (при всей их типичности в разных странах они разные). Если льготы предоставить в недостаточных объемах, СЭЗ не привлечет инвесторов, если в чрезмерных объемах – бюджет будет нести совершенно неоправданные потери. Причем если учесть, что одним из залогов успешного функционирования СЭЗ является стабильность законодательства (в отношении СЭЗ оно должно быть стабильным в течение достаточно длительного срока, например, 10 лет), возможности экспериментирования в данном случае крайне ограниченны.

Как показывает мировой опыт, предоставление в рамках свободных  экономических зон налоговых  льгот является необходимым, но не достаточным условием успешности функционирования СЭЗ. По крайней мере, не меньшее значение имеют другие составляющие предпринимательского климата, связанные, в том числе с наличием или отсутствием административных барьеров для ведения бизнеса. Поскольку эта проблема в России далека от своего решения, преференциальный режим для инвесторов в свободных экономических зонах должен предусматривать для них определенный набор административных льгот. К их числу можно отнести:

  • упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов и граждан, работающих на территории СЭЗ;
  • разрешение создавать филиалы иностранных банков на территории СЭЗ.

5.3. Территория  СЭЗ

 

Как было отмечено выше (см. п.4.2), территория свободной экономической зоны должна быть уменьшена.

Для достижения наибольшей экономической  эффективности иностранные инвестиции не должны "распыляться" по огромным территориям, а концентрироваться в регионах и отраслях, способных дать хороший экономический результат для самих регионов и для страны в целом. Поэтому СЭЗ должны быть немногочисленны и обладать компактной территорией. Мировой опыт свидетельствует, что оптимальный размер выделенной по территориальному принципу СЭЗ – от одного-двух до максимум нескольких квадратных километров (например, площадь СЭЗ "Янтарь" составляет 15,1 тыс. кв. км, а СЭЗ "Находка" – 4,6 тыс. кв. км). Исходя из мировой практики для нормального обустройства 1 кв. км зоны экспортного производства требуются вложения порядка 40-45 млн. долл., свободной таможенной зоны – 25-50 млн. долл. (в КНР – до 70 млн. долл). Необходимость ограничения как числа зон, так и их размеров определяется еще и ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены на обустройство (создание инфраструктуры) СЭЗ.

5.4. Порядок пользования  землей и недрами

 

В Земельном кодексе РФ либо в Федеральном законе о СЭЗ  должен быть четко определен порядок  пользования землей на территории СЭЗ. Немаловажно также определить порядок использования природных ресурсов и их принадлежность. Как известно, Россия богата природными ископаемыми: нефть, газ и т.д. , какими не обладает Европа и др. страны. Но эти ресурсы не бесконечны, поэтому нам важно не распродать их за бесценок и не стать "сырьевым придатком" других стран. В случае обнаружения нарушений, законодательством должно быть предусмотрены наказания виновных лиц.

5.5. Создание  инфраструктуры

 

Как видно из мирового опыта  создания СЭЗ, территория, на которой  планируется создание такой хозяйственной  единицы, должна обладать развитой инфраструктурой. В случае если это условие не выполняется, инфраструктура соответствующего уровня должна быть создана с помощью местных властей либо заинтересованных инвесторов. В противном случае свободная зона не сможет получить развития (т. к. не будет условий для эффективного функционирования промышленных предприятий и привлечения инвестиций) и весь проект будет обречен на провал. Следует рассчитывать, что налаживание инфраструктуры дешевым не будет. И стоит еще несколько раз взвесить и просчитать, стоит либо не стоит заниматься организацией СЭЗ в данном конкретном месте.

5.6. Механизм  управления свободными экономическими  зонами

 

Одной из функций управления является планирование. Планирование СЭЗ осуществляется на всех уровнях  иерархии. На федеральном уровне оно  выражается в формировании Федеральной  программы создания и развития СЭЗ  и имеет характер долгосрочного  планирования в макроаспекте. На региональном уровне план развития СЭЗ является составной частью социально-экономической программы развития области. На уровне непосредственно СЭЗ планирование предполагает анализ предпосылок создания СЭЗ на той или иной территории и, исходя из этого, выбор типа СЭЗ, обоснование целей СЭЗ, разработку мер и мероприятий по их достижению, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. На этом уровне иерархии осуществляется также текущее планирование СЭЗ, которое заключается в определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование начинается с постановки целей на каждом уровне иерархии и определения приоритетов развития СЭЗ. Первоначальным шагом является всесторонний и глубокий анализ предпосылок и возможностей организации и эффективного функционирования СЭЗ. Основные условия, определяющие целесообразность и перспективы формирования свободных зон перечислены в п.4.1.

Следующий этап предполагает обоснование стратегической цели создания СЭЗ. Разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ. К целям Федерального уровня следует отнести активизацию внешнеэкономической деятельности, развитие экспортного и импортозамещающего производства, формирование "очагов" экономического роста, развитие отсталых регионов. Региональные цели включают оживление экономики региона, привлечение инвестиций, обеспечение занятости населения, использование местных ресурсов и др. Целями собственно СЭЗ являются модернизация и освоение новых технологий, получение новых знаний и трудовых навыков, развитие инфраструктуры, получение прибыли от реализации конкретных инвестиционных проектов. При этом важно, чтобы количество конкретных целей создания той или иной СЭЗ, предопределяющих выбор системы льгот, было ограниченно и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды деятельности.

Проект Федерального закона о СЭЗ провозглашает, что целями создания особых экономических зон являются активизация выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения, посредством использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем рынке Российской Федерации и на мировых рынках. Безусловно, эти цели вполне отвечают потребностям государства, так как главная задача российской экономики сегодня – это реанимировать промышленность, и, прежде всего, в отраслях военно-промышленного комплекса, машиностроения, обрабатывающей, электронной, легкой промышленности и др. Для этого необходима продуманная политика привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, в названные отрасли и отдельные регионы России, одним из инструментов которой и является свободная экономическая зона.

Планирование учредительных  мероприятий по СЭЗ должно отражать интересы страны и регионов. Поэтому  должен выверяться примерный баланс приходов и расходов по учреждению зоны и от ее функционирования. Особая позиция в этом ряду принадлежит подсчету размеров "упущенной выгоды" для государственного и регионального бюджетов за счет вводимых налоговых и иных льгот. Планирование финансово-экономического режима охватывает и некоторые расходные статьи прямого действия уже на предварительном этапе формирования свободной экономической зоны.

В соответствии с определенными  целями осуществляется формирование адекватных органов управления СЭЗ, способных вырабатывать и реализовывать эффективную стратегию развития СЭЗ на разных этапах и уровнях иерархии.

Важнейшими функциями  Федерального уровня иерархии организационной структуры управления СЭЗ будут:

  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ;
  • формирование внешнеэкономической среды и правовой базы деятельности СЭЗ, в частности:
  • установление правовых норм в области гражданского, налогового и таможенного законодательства;
  • валютное регулирование;
  • предоставление государственных субсидий и займов.

К основным функциям регионального  уровня управления СЭЗ следует отнести:

  • разработка в пределах своей компетенции детальных положений и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
  • установление правил, норм функционирования СЭЗ, не регламентированных федеральным законодательством в рамках полномочий, делегированных местным органам власти в области социальной сферы, управления трудовыми ресурсами, экологии и др.;
  • регулирование вопросов земельной собственности, установление ставок арендной платы за земельные участки, коммунальные услуги и объекты инфраструктуры, контроль за соблюдением договорных обязательств сторон;
  • выдача лицензий коммерческим организациям на инвестирование и ведение хозяйственной деятельности на территории СЭЗ;
  • регистрация участников СЭЗ;
  • организация конкурсного отбора инвестиционных проектов;
  • организация бюджетного финансирования и строительства объектов инфраструктуры зоны, координация деятельности различных организаций и служб по осуществлению работ, связанных с реализацией проектов развития СЭЗ;
  • контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в СЭЗ:
  • обеспечение соблюдения законности (таможенных правил, налоговой политики, правового и экологического режима и т.д.);
  • организация и контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры зоны;
  • установление происхождения товара (правила и контроль за их соблюдением);
  • оценка эффективности решений (инвестиционных проектов, функционирования свободной экономической зоны в целом и т.д.) в части, затрагивающей интересы региона.

Основными функциями управления на уровне СЭЗ являются:

  • организация функционирования и деятельности СЭЗ;
  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ;
  • оперативное управление СЭЗ;
  • содействие коммерческим организациям, функционирующим в СЭЗ:
  • помощь в комплектовании персоналом;
  • содействие в материально-техническом обеспечении;
  • оказание различного рода услуг.
  • представительство интересов СЭЗ в стране и за рубежом, проведение информационно-рекламных мероприятий по привлечению инвесторов;
  • управление финансами, учет и отчетность СЭЗ;
  • организация системы учета, адекватной требованиям информационного обеспечения системы управления СЭЗ;
  • своевременная и достоверная отчетность о функционировании СЭЗ;
  • организация денежных потоков в СЭЗ (создание фонда развития зоны, выпуск облигаций и т.д.).

В соответствии с определенными  целями и функциями каждого уровня иерархии, формируется организационная  структура управления СЭЗ. Возможны два типа организации управления СЭЗ – федеральный и региональный, – каждому из которых присущи свои специфические формы организации, механизм реализации и т.п.

Выбор формы организации  управления СЭЗ зависит от целей  и вида СЭЗ, специфических условий  и особенностей экономического и  социального развития региона, его  географического положения.

Форма организации управления СЭЗ находится в прямой зависимости  от уровня властных структур, принявших  решение об учреждении зоны, что  в конечном итоге определяет особенность  механизма управления СЭЗ, систему преференций и гарантий.

Федеральная форма управления предусматривает:

  • создание специального федерального органа исполнительной власти, координирующего, направляющего и контролирующего работу всех других органов по управлению СЭЗ. Он принимает решения об организации конкретной СЭЗ, определяет ее границы, круг вопросов, входящих в компетенцию местных органов управления по вопросам функционирования СЭЗ;
  • организацию структурных подразделений в местных органах исполнительной власти, выполняющих функции управления регионального уровня иерархии;
  • формирование акционерного общества "Компания развития СЭЗ", занимающегося вопросами функционирования зоны;

Региональная форма управления СЭЗ характеризуется следующими параметрами:

  • правительственный координирующий орган отсутствует, а его функции частично выполняет местный орган управления территории расположения зоны;
  • местные органы решают конкретные административно-хозяйственные вопросы в пределах своей компетенции с передачей части своих функций созданной Компании развития СЭЗ;
  • компания развития СЭЗ (государственная или акционерная) решает не только вопросы оперативного управления СЭЗ и капитального строительства, но и выполняет часть делегированных ей функций местных органов власти внутри зоны.

Обе формы организации  управления СЭЗ предусматривают  несколько вариантов оперативного управления, встречающихся в мировой  практике создания СЭЗ. Один из возможных  вариантов предполагает формирование Администрации СЭЗ, подотчетной  Правительству страны, глава которой  утверждается уполномоченным федеральным органом.

Создание государственной  трехуровневой структуры управления СЭЗ имеет ряд недостатков: во-первых, формируется еще одна бюрократическая  организация, слабо адаптируемая к  быстроменяющимся рыночным условиям и  требующая бюджетного финансирования; во-вторых, возникает противоречия в вопросах управления территорией, так как в соответствии с российским законодательством его могут осуществлять только муниципальные органы исполнительной власти. В случаях, когда границы зоны совпадают с границами муниципальных образований, функции Администрации СЭЗ выполняют местные органы исполнительной власти.

Другой вариант предусматривает  совместное управление СЭЗ Администрацией СЭЗ (государственным учреждением подотчетным Правительству страны) и Компанией Развития СЭЗ (акционерным обществом с участием государства, банков, местных и иностранных юридических лиц) при разделении функций и полномочий. К названным недостаткам государственного варианта управления СЭЗ здесь можно добавить еще дублирование функций Администрации и Компании развития СЭЗ.

Оптимальным вариантом оперативного управления СЭЗ, возможно, является формирование акционерного общества "Компания развития СЭЗ", в которую могли бы войти государственные организации, имеющие контрольный или блокирующий пакет акций, юридические и физические лица, промышленные предприятия, учреждения сферы услуг, финансовые институты, страховые общества, судоходные, авиакомпании, торгово-промышленные палаты и др. (см. схему 5.1 приложения).

Этот вариант имеет  ряд преимуществ, таких как:

  • интересы государства сочетаются с интересами частных инвесторов (в том числе и иностранных);
  • не требуется создания новой административной бюрократической структуры, действующей параллельно с уже существующими государственными исполнительными органами власти;
  • акционерная компания, управляющая СЭЗ, функционирует на принципах самоокупаемости и, соответственно, не требует бюджетного финансирования;
  • эта форма управления позволяет строить отношения акционерной компании как органа управления СЭЗ с инвесторами на контрактной основе с ответственностью обеих сторон по своим обязательствам. Тем самым ответственность за выполнение программы развития зоны лежит на самих субъектах рынка, экономически и обоюдно заинтересованных в успехе дела. При этом деятельность компании финансово, экономически и юридически контролируется учредителями зоны через систему долевого участия (в том числе органами государственной власти, если они входят в состав учредителей).

Информация о работе Свободные экономические зоны