Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Основные отличия  механизма управления точечных СЭЗ  и суперзон

Таблица 1.1

Элементы  механизма управления

Локальная (точечная) СЭЗ

Суперзона

Планирование

-однозначность, четкая определенность  целей; 

-единая стратегия реализации  целей; 

-обеспеченность ресурсами (трудовыми,  материальными, финансовыми) 

-множественность целей; 

-несколько стратегий развития;

-часто недостаточная обеспеченность  ресурсами.

Оргструктура

-трехуровневая система управления  с выделением на каждом уровне  иерархии специфических функций  и задач

-двухуровневая структура управления, в которой совпадают региональный  уровень и собственно СЭЗ. Функции  органа управления СЭЗ выполняют территориальные органы государственной власти

Стимулирование

-набор мер стимулирования (финансовых, фискальных, внешнеэкономических и др.) ограничен и предопределен целевой функцией СЭЗ

- широкий спектр льгот и преференций,  обусловленный множественностью  целей, в некоторых случаях  недостаточно обоснован и приводит к бюджетным потерям

Контроль

-высокая степень контролируемости  экономических процессов

-слабая контролируемость экономических  процессов в силу сложности  и масштабности СЭЗ как территори-ально-экономического образования


 

Льготы некоторых оффшорных  зон 

Таблица 2.1

 

Лихтенштейн

Мальта

Статус  компании

Домицилированные  и 

холдинговые компании

Неторговые  оффшорные компании (NTOC)

Торговые  оффшорные компании (TOC)

Налог на корпорацию

нет

NTOC – нет TOC – 5%

Налог на

увеличение  капитала

нет

нет

Налог на наследство

0,5 – 18%

освобождение

Ежегодные налоги на капитал

0,05 – 0,1

нет

Налоги  у источника:

– на дивиденды

– на проценты

– на роялти

   

4%

освобождение

4%

освобождение

нет

освобождение

Наличие договоров об избежании двойного налогообложения

1

17

Подоходный  налог с физических лиц

до 17,82%

15% для иностранцев, живущих на Мальте


 

Продолжение таблицы.

 

Сбор при инкорпорации/пошлина  на уставной капитал

500 шв. фр. на минимальный капитал, 150 шв. фр. на каждые дополнительные 100000 шв. фр. капитала + 2-3% на выплаченный капитал

нет

Ежегодный регистрационный сбор

10000 шв. фр.

NTOC – 500 мальт. фунтов TOC – 100 мальт. фунтов

Минимальный капитал

50000 шв. фр

100000 мальт. фунтов

Валютный  контроль

нет

освобождение

Действие  норм

"общего" права

нет

да

Необходимость опубликования финансовой отчетности

требования  отсутствуют

NTOC – освобождение TOC – да

Необходимость проводить ежегодные собрания акционеров

требования  отсутствуют

да

Раскрытие имен акционеров

требования  отсутствуют

NTOC – да TOC – нет

 

Дубай

Багамские острова

Статус  компании

Компания  в свободной зоне "Джебел Али"

Международные деловые компании

Налог на корпорацию

нет

нет

Налог на увеличение капитала

нет

нет

Налог на наследство

нет

нет

Ежегодные налоги на капитал

нет

нет

Налоги  у источника:

– на дивиденды

– на проценты

– на роялти

нет

нет

Наличие договоров об избежании двойного налогообложения

нет

нет

Подоходный  налог с физических лиц

нет

нет

Сбор  при инкорпорации/пошлина на уставный капитал

нет

0,3%

Ежегодный регистрационный сбор

нет

500–1250$ в зависимости от валового  дохода

Минимальный капитал

Требования  отсутствуют

1000$

Валютный  контроль

нет

освобождение

Действие  норм "общего" права

нет

да

Необходимость опубликования финансовой отчетности

нет

нет

Необходимость проводить ежегодные собрания акционеров

нет

нет

Раскрытие имен акционеров

да

нет

Минимальное количество директоров

Требования  отсутствуют

Минимум один должен быть резидентом

Наличие профессиональных трудовых ресурсов

В умеренном количестве

Дефицит квалифицированного и опытного персонала

Ограничение на иммиграцию

Нет, за исключением граждан Ирака и Израиля

Разрешение  на работу получить легко

Наличие права экспортировать базовые продукты экономики страны

да

нет

Наличие права покупки недвижимости

нет

нет


 

 

Технополисы Японии: основные направления развития

Таблица 3.1

№ п/п

Префектура (технополис)

Количество  городов и населенных пунктов

Предмет исследования

Основные  направления производственной деятельности

1

Амори (Амори)

4/4

Проблемы  предприятий местной промышленности, новые технологии, биотехнология, новые материалы, мехатроника, программы обеспечения и др.

Комплекс  предприятий "мехатроника-биотехнология"

2

Акита (Акита)

1/2

Металлофизика, естественные источники энергии, биотехнология, медицина.

Производство  новых материалов, предприятия по освоению природных источников энергии, мехатроника

3

Хоккайдо (Хакодате)

2/3

Комплексные исследования океана, исследования по рациональному использованию ресурсов, новые технологии, мехатроника, тонкая керамика, биотехнология.

Комплекс  предприятий по освоению океана, территорий с холодным климатом, утилизация ресурсов.

4

Ниигата (Нагаока)

8/7

Системные отрасли промышленности, новые материалы, с/х

Комплексы системных отраслей промышленности, городских отраслей промышленности, агробизнес

5

Тояма (Тояма)

2/4

Биотехнология, новые материалы для медицины, мехатроника

Комплекс  технологического развития, биоцентр и др

6

Сидзуока (Хамамацу)

3/2

Фотопромышленность, высокоточная мехатроника, информационные системы

Фотопромышленность, точная мехатроника, производство оборудования информационных систем

7

Окаяма (Киби-Коген)

3/5

Банк  белков и бактерий, электроника и мехатроника для медицинских целей

Медицинская, фармацевтическая и химическая промышленность

8

Хиросима (Хиросима-Тюо)

3/2

Электроника для судостроения, мехатроника, биотехнология

Электроника для судостроения, промышленных и  информационных систем

9

Ямагути (Убэ)

4/4

Освоение  океана, электромеханика, мехатроника для судостроения, новые материалы, биотехнология

Производство  новых материалов и оборудования для судостроения

10

Кагава (Кагава)

5/7

Биотехнология, новые материалы, программное обеспечение

Производство  ультрапрецизионного измерительного инструмента. Продукты биотехнологии для отраслей по освоению океана.

11

Фукуока Сага (Курумэ-Тосу)

2/5

Тонкая  керамика, информационные технологии, мехатроника

Производство  высокосистемных отраслей (тонкая керамика, информационная технология)

12

Нагасаки (Кан-Омураван: Нагасаки)

3/3

Электроника и мехатроника для освоения океана

 

13

Оита (Кенхоку-Кунисаки)

4/13

Программное обеспечение, новые материалы, ботехнология, утилизация ресурсов

Производство  высокосистемных отраслей (тонкая керамика, информационная технология)

14

Кумамото (Кумамото)

2/12

Полупроводники, мехатроника, биотехнология, информационные системы

Прикладная  машиностроительная промышленность, производство полупроводников


 

Продолжение таблицы.

15

Миядзаки (Миядзаки)

1/6

Новые материалы, тонкая керамика

Производство  тонкой керамики и полупроводников

16

(Уцуномия)

 

Робототехника, электроника, новые материалы и др.

Производство  высокосистемных отраслей (информационная технология)

17

Киото (Наси-Харима)

 

Высокотехнологичное машиностроение, здравоохранение, химия, биотехнология и др.

Производство  керамических материалов

18

(Иватэ) 

4/1

Электроника, биотехнология, новые материалы

Комплекс  биотехнический

19

Кагосима (Какубо Хаято)

 

Новые материалы, керамика

Производство  тонкой керамики и полупроводников


 

Созданные в  России свободные экономические  зоны и их правовая основа

Свободные экономические зоны

Законодательная база создания и функционирования

Свободная/особая экономическая зона "Янтарь" в Калининградской области

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 3.06.91 "О хозяйственно-правовом статусе  свободной экономической зоны в Калининградской области";

-Постановление Совета Министров  РСФСР от 25.09.91 №497 (ред. от 03.10.02)"О  первоочередных мерах по развитию  СЭЗ в Калининградской и Читинской областях";

-Федеральный закон от 22.01.96 №13-ФЗ (ред. от 21.03.02, с изм. от 24.12.02)"Об  особой экономической зоне в  Калининградской области";

-Постановление Правительства РФ  от 14.07.00 №526 (ред. от 25.09.02)"Об установлении на 2000-2005 гг. количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме СТЗ, действующем ни территории ОЭЗ в Калининградской области";

-Приказ ГТК РФ от 14.05.01 №437 "О  контроле таможенной стоимости  товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области";

-Постановление Правительства РФ  от 07.12.01 №866 (ред. от 06.06.02)"О федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 г. ";

-Приказ ГТК РФ от 21.02.02 №490 "Об  утверждении положения о порядке  перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ".

СЭЗ "Находка" в Приморском крае

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Постановление ВС РСФСР от 24.10.90 "О создании в Приморском  крае в районе г. Находки свободной экономической зоны";

-Постановление Совмина РСФСР  от 23.11.90 №540 (ред. от 03.10.02)"О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ "Находка") Приморского края";

-Постановление Совмина РСФСР  от 23.05.91 №280 "О формировании бюджета  в свободной экономической зоне  в районе г. Находки Приморского  края";

-Постановление Правительства РФ  от 8.09.94 №1033 "О некоторых мерах  по развитию СЭЗ "Находка";

-Указ Президента от 9.03.96 РФ №345 "О некоторых мерах по развитию  инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка".

СЭЗ "Даурия" в Читинской области

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 25.05.91 №1332-1 "О хозяйственно-правовом  статусе свободной экономической  зоны в Читинской области (СЭЗ  "Даурия")";

-Постановление Совмина РСФСР  от 25.09.91 №497 (ред. от 03.10.02)"О первоочередных мерах по развитию СЭЗ в Калининградской и Читинской областях".

Зона свободного предпринимательства г. Санкт-Петербурга

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 12.05.91 "О хозяйственно-правовом статусе  зон свободного предпринимательства  г. Ленинграда и г. Выборга  Ленинградской области";

-Постановление Совмина РСФСР  от 11.06.91 №328 (ред. от 03.10.02)"О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)".

СЭЗ "Сахалин" в Сахалинской области

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Постановление Президиума ВС  РСФСР от 27.05.91 №1343-1 "О создании  свободной экономической зоны "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин")";

-Постановление Совмина РСФСР  от 26.06.91 №359 (ред. от 30.10.02)"О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин")".

СЭЗ "Выборг" в г. Выборг Ленинградской  области

-Постановление Верховного Совета  РСФСР от 14.07.90 №106-1 "О создании  зон свободного предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 12.05.91 "О хозяйственно-правовом статусе  зон свободного предпринимательства  г. Ленинграда и г. Выборга  Ленинградской области";

-Распоряжение ВС РСФСР от 09.07.91 №1588-1 "О первоочередных мерах  по развитию свободных экономических  зон в Кемеровской, Новгородской  областях и г. Выборге Ленинградской области".

СЭЗ "Алтай" в Алтайском крае

-Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 №165-1 "О создании зон свободного  предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 25.05.91 "О хозяйственно-правовом статусе  свободной экономической зоны Алтайского края";

-Постановление Совмина РСФСР  от 7.06.91 №314 (ред. от 03.10.02)"О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай")".

СЭЗ "Ева" в Еврейской автономной области

-Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 №165-1 "О создании зон свободного  предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 3.06.91 "О хозяйственно-правовом статусе  свободной экономической зоны в Еврейской автономной области";

-Постановление Совмина РСФСР  от 7.06.91 №312 (ред. от 03.10.02)"О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области".

СЭЗ "Садко" в Новгородской области

-Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 №165-1 "О создании зон свободного  предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 7.06.91 "О хозяйственно-правовом статусе  свободной экономической зоны в Новгородской области";

-Распоряжение ВС РСФСР от 09.07.91 №1588-1 "О первоочередных мерах  по развитию свободных экономических  зон в Кемеровской, Новгородской  областях и г. Выборге Ленинградской области".

СЭЗ "Кузбасс" в Кемеровской области

-Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 №165-1 "О создании зон свободного  предпринимательства";

-Распоряжение ВС РСФСР от 7.06.91 "О хозяйственно-правовом статусе  свободной экономической зоны в Кемеровской области";

-Распоряжение ВС РСФСР от 09.07.91 №1588-1 "О первоочередных мерах  по развитию свободных экономических  зон в Кемеровской, Новгородской  областях и г. Выборге Ленинградской области".

ОЭЗ "Зеленоград" в Московской области (действие прекращено)

-Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 №165-1 "О создании зон свободного  предпринимательства";

-Постановление Правительства Москвы  от 27.05.03 №386-ПП "О реорганизации администрации территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград"

Эколого-экономическая зона "Горный Алтай" в республике Алтай

-Постановление Совмина РСФСР  от 8.11.91 №595 (в ред. постановления  Правительства РФ от 24.08.02 №630 от 30.10.02 №731)"О первоочередных мерах по развитию эколого-экономической зоны "Горный Алтай";

-Указ Президента РФ от 2.03.93 №309 "О мерах государственной поддержки  социально-экономического развития  Республики Горный Алтай".

Зона свободной торговли "Шереметьево"

-Указ Президента РФ от 10.12.92 №1572 (ред. от 03.04.02)"О создании зоны  свободной торговли "Шереметьево".

Свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал"

-Указ Президента РФ от 3.06.93 №847 "О свободных таможенных зонах  "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".

Специальная экономическая зона в границах особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских минеральных вод

-Постановление Правительства РФ  от 29.12.94 №1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских минеральных вод".

Зона экономического благоприятствования "Ингушетия" на территории Ингушской Республики (действие прекращено)

-Постановление Правительства РФ  от 19.06.94 №740 (с изм. от 16.01.96)"О  зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики";

-Письмо Минфина РФ №1-35/69, Госналогслужбы  РФ №ВГ-6-01/403 от 11.06.96 "О налогообложении  предприятий, зарегистрированных  в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия";

-Постановление Правительства РФ  от 03.07.97 №821 "О прекращении действия  зоны экономического благоприятствования  "Ингушетия".

Свободная таможенная зона на территории, прилегающей к аэропорту "Ульяновск-Восточный"

-Постановление Правительства РФ  от 16.01.96 №57-р "О создании свободной  таможенной зоны на территории, прилегающей к аэропорту "Ульяновск-Восточный".

Центр международного бизнеса "Ингушетия"

-Федеральный закон от 30.01.96 №16-ФЗ (с изм. от 24.12.02)"О центре  международного бизнеса "Ингушетия".

СЭЗ "Кабардино-Балкария"

-Указ Президента РФ от 22.03.95 №300 "О свободной экономической  зоне "Кабардино-Балкария".

СЭЗ "Елабуга" Елабужского автомобильного завода

-Указ Президента Российской  Федерации от 01.04.96 №450 (ред. от 06.04.00)"О  государственной поддержке создания  производственным объединением "Елабужский автомобильный завод" мощностей по производству легковых автомобилей";

-Постановление Правительства РФ  от 14.05.96 №579 "О государственной  поддержке создания производственным объединением "Елабужский автомобильный завод", мощностей по производству легковых автомобилей".

Регион интенсивного экономического развития "Осетия"

-Постановление Правительства РФ  от 11.06.96 №701 (с изм. от 21.07.97)"О  создании региона интенсивного  экономического развития "Осетия".

СЭЗ в республике Хакасия

-Указ Президента РФ от 15.06.96 №910 "О мерах государственной поддержки  социально-экономического развития  Республики Хакасия в 1997-2005 гг. ".

Особая экономическая зона в  Магаданской области

-Федеральный закон от 31.05.99 №104-ФЗ (с изм. от 24.12.02)"Об особой  экономической зоне в Магаданской области";

-Постановление Правительства РФ  от 7.07.00 №504 "Об утверждении перечня  товаров, ввозимых на территорию  особой экономической зоны в  Магаданской области из других  стран, к которым в 2000 г. не  применяется таможенный режим свободной таможенной зоны, действующей на указанной территории".


 

Источник: правовая база "КонсультантПлюс"

 

Характеристика пусковых комплексов СЭЗ "Находка"

Таблица 4.3

Комплекс

Компания-оператор

Размещение

Ориентация

1. Российско-корейский

Корейская земельная корпорация

330 га Партизанского района (создание 200 предприятий) 

Переработка пищевой продукции, леса, производство бумаги, бытовой электроники, машиностроительной, текстильной и химической продукции

2. Российско-американский

Пасифик Индастриал

200 га, примыкающих к контейнерному  порту

Услуги  грузопереработчикам транзитных грузов через порт Восточный, создание на базе толлинга этих грузов предприятий

3. Козьмино

АК  СЭЗ, АО "Дальинтермет"

220 га, в т. ч.120 га освоено

Разделка  судов и военной техники, выращивание и переработка морепродуктов, режим "свободный склад"

4. Северный

ОАО с участием АК СЭЗ, администрации  г. Находки

Обустроенные 340 га

Производство  всего спектра изделий из ценных пород дерева, упаковочных материалов

5. Передовые технологии

АО  с участием АК СЭЗ

Мыс Астаднева

Внедрение передовых технологий перерабатывающих отраслей и транспортного обслуживания транспортных грузов

6. Сергеевский

ЗАО "Леспром-Находка"

40 га с развитой инфраструктурой (с. Сергеевка)

Глубокая  переработка леса юга края и Дальнего Востока в целом

7. Находкинский судоремонтный завод

Одноименный холдинг

Территория  названного холдинга

Развитие  экспортоориентированного производства

8. АО "Порт Восточный"

Щеповой комплекс данного АО, АО "Спасскцемент", ОАО "Альфацемент"

 

Перевалка цемента на экспорт

9. База ремонта контейнеров

Одноименная компания

12,9 га с производственными, административными корпусами, узлом инженерного обеспечения и подъездными ж/д путями в 1,2 км от причалов порта

Производство  до 80 тыс. кв. м в год строительных материалов из гранита на экспорт


 

 

Основные итоги деятельности промышленных предприятий СЭЗ "Находка"

Таблица 4.4

Информация о работе Свободные экономические зоны