Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.
1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189
Китайский опыт свидетельствует, что по мере становления СЭЗ роль Компании развития возрастает. Она является организационным центром хозяйственной деятельности, на который возложено общее руководство капитальным строительством, координация переговоров между китайскими и иностранными партнерами. Данные компании, как правило, имеют зарубежные представительства, главным образом, в Гонконге и Макао, которые проводят работу по привлечению инвесторов. Руководство зон самостоятельно в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов Центра при условии, что сами отвечают за свои обязательства.
Еще одним важным аспектом управления СЭЗ являются вопросы финансирования создания и развития зон. Опыт Китая показывает, что в СЭЗ формируется своеобразный механизм финансирования их развития. В ряде случаев компании развития за счет банковского кредита (из расчета 0,5-1 млрд. юаней на 1 кв. км территории) создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда строят также фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет погашения кредита. Наиболее последовательно этот механизм работает в Шэкоу, где данными вопросами ведает гонконгская компания "Чжуншан" (принадлежит правительству КНР). Последняя не только предоставляет землю и постройки, но и обеспечивает предприятия водой, электроэнергией, транспортными услугами. После освоения начального участка (3-5 кв. км) средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.
Другая модель финансирования развития действует на острове Хайнань. Эта зона начала развиваться позднее других, в условиях инвестиционного "голода" в стране, а площадь ее в десятки раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не могут быть основой для ее быстрого подъема. Там практикуется предоставление крупных участков земли для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю необходимую инфраструктуру и используют землю по своему усмотрению.
В Китае расширяются возможности вложения средств в сферу торговли, финансов и страхования, так как именно в данных областях оборот капитала происходит быстрее, чем, например, при осуществлении инфраструктурных проектов с более протяженным сроком окупаемости. Однако в Китае пытаются поощрять инвестирование именно в инфраструктуру путем предоставления различного рода льгот. По объектам, стоимость которых не выше 30 млн. долл., руководство СЭЗ самостоятельно принимают решения об их создании. Более крупные проекты утверждаются Госсоветом, Министерством внешней торговли и Министерством финансов КНР. При этом удельный вес инвестиций иностранного участника должен составлять не менее 25% уставного капитала.
Учитывая экономическую ситуацию в РФ, в будущем вряд ли можно ожидать серьезной помощи из государственной казны. Реальными источниками привлечения средств остаются иностранные инвесторы, коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие финансовые институты, для которых, в свою очередь, необходимы надежные гарантии и наличие налоговых и других льгот, создающие благоприятные условия для инвестирования.
Необходимо заранее определить
степень либерализации
Отсутствие четкого контроля
со стороны государственных
Поэтому необходимо, чтобы:
1. в федеральном законе
о СЭЗ и Административном
2. законодательством
Исходя из целей и задач создания СЭЗ государство, используя ряд инструментов макроэкономического регулирования, формирует внутреннюю экономическую среду СЭЗ, которая является в определенной степени независимой от общенациональной. Эта независимость обеспечивается системой специальных экономических и организационных мер со стороны государства, которые предопределяют особенность целевой направленности СЭЗ. Она состоит в том, что механизм управления СЭЗ должен способствовать созданию привлекательных условий для притока иностранного капитала и обеспечивать максимальное приближение условий функционирования национальных и иностранных резидентов к уровню международных требований.
Таким образом, механизм управления СЭЗ, формируемый государством, образует следующие элементы:
Очень важно при этом, чтобы
экономический и
Как следует из проведенного анализа, не все из существующих видов СЭЗ однозначно применимы в российских условиях.
В рамках федеративного государства наиболее спорным и даже опасным является создание какого-либо приоритетного режима для большого количества субъектов. Возможности экономического развития регионов должны обеспечиваться в рамках всего государства, а льготы большому числу территорий могут влиять на общий политический климат.
Создание оффшорных зон неприемлемо для России, поскольку целый комплекс мер как законодательного, так и экономического характера, которые должны предприниматься для формирования режима финансового благоприятствования, вряд ли может быть осуществлен на какой-то из отдельных частей территории государства. Неудивительно, что все успешно функционирующие оффшорные зоны были созданы на всей территории малых государств, в первую очередь на островах, имеющих выгодное географическое положение и развитую инфраструктуру. В России не целесообразно организовывать подобные СЭЗ даже в наиболее развитых районах страны, которые сами по себе являются финансовыми центрами международного масштаба (Москва, Санкт-Петербург).
Наиболее эффективными в России могут быть зоны экспортного производства. В таких зонах необходимо стимулировать производство продукции с повышенной добавленной стоимостью и более высокой степенью наукоемкости. Примером может служить СЭЗ "Манаус" в Бразилии, в настоящее время ставшая центром производства электроники и электротехники. Территория должна также удовлетворять следующим критериям:
Кроме того, могут успешно функционировать СЭЗ, созданные на территории, имеющей какие-либо специфические характеристики. В Российской Федерации примером такой территории служит Калининградская область, которая, будучи оторванной от основной территории страны, является эксклавом. Географическая удаленность области обусловливает низкую рентабельность ее хозяйственных операций с остальной территорией страны из-за высоких транспортных издержек и сложностей, связанных с транзитом. Преимущества данной территории в аспекте создания СЭЗ увеличиваются в связи с тем, что Калининградская область наиболее приближена к западноевропейскому региону – одному из ведущих центров мировой экономики. СЭЗ в Калининградской области в настоящее время функционирует неэффективно, однако в будущем есть возможности значительно полнее использовать ее потенциал.
Деятельность свободных
экономических зон в Российской
Федерации можно оценивать
В данной дипломной работе проведен анализ функционирования свободных экономических зон за рубежом и в России и их влияния на различные экономики.
Рассмотрена история зарождения
и становления СЭЗ как
Отдельно и более подробно рассмотрены СЭЗ зарубежных стран – Америки, Японии, Польши, Китая, Мексики, Бразилии, а также российских – в Калининградской области и Приморском крае (ОЭЗ "Янтарь" и СЭЗ "Находка").
На основе исследования функционирования
свободных экономических зон
России разработаны рекомендации по
дальнейшему осуществлению
Также предложен механизм эффективного управления СЭЗ.
Задание на дипломную работу выполнено полностью.
Предлагаемые в работе рекомендации по созданию и развитию СЭЗ в России могут применяться на практике.