Управление человеческими ресурсами (на примере ООО «Кемерово-Комплект»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 07:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере ООО «Кемерово-Комплект».

Задачи:

· изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;

· изучить методы мотивирования персонала;

· рассмотреть систему мотивации, применяемую в ООО «Кемерово-Комплект»;

· разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.

В качестве объекта исследования выступает ООО «Кемерово-Комплект».

Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования, используемые в управлении персоналом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Необходимость эффективного управления человеческими ресурсами для достижения конкурентных преимуществ 6

1.1. Понятие и виды конкурентных преимуществ 6

1.2. Стратегии создания конкурентных преимуществ 8

1.3. Характеристика эффективного управления 13

человеческими ресурсами 13

2. Роль мотивации в эффективном управлении человеческими ресурсами 16

2.1. Понятие мотивации и мотивационного процесса 16

2.2. Методы мотивирования персонала 23

2.3. Практический опыт использования мотивации 27

на предприятиях России 27

3. Мотивация персонала ООО «Кемерово-Комплект» 30

3.1. Краткая экономическая характеристика 30

объекта исследования ООО «Кемерово-Комплект» 30

3.2. Методы мотивации ООО «Кемерово-Комплект» 32

3.2.1. Расчет материального поощрения директора организации 33

3.2.2. Расчет материального поощрения 34

менеджеров отдела продаж 34

3.2.3. Прочие способы мотивации ООО «Кемерово-Комплект» 36

3.3. Рекомендации по повышению эффективности системы мотивации 37

3.3.1. Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья 37

3.3.2. Потребность в признании 39

3.3.3. Потребность в общении 40

3.3.4. Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе 42

3.3.5. Потребность в надежности и безопасности 43

3.3.6. Потребность в сотрудничестве с руководством компании 45

3.3.7. Потребность в эмоциональном напряжении и риске 46

3.3.8. Потребность в социальном статусе и власти 47

3.3.9. Потребность в подчинении 48

3.3.10. Потребность в независимости и свободе 49

3.3.11. Потребность в конкуренции 50

3.3.12. Рекомендации по экономической мотивации 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

11091406 курсовик Экономика и управление на предприятии. Упрравление чел.рес. Мякашкина.docx

— 104.96 Кб (Скачать документ)

     3. Принцип эффективности - данный  принцип предполагает, что построение  и функционирование системы управления  персоналом будет определяться  тем, что достигнутый ею эффект  будет оценен как достаточно  значимый по сравнению с теми  затратами, которые необходимы  для формирования и поддержания  управления персоналом, как элемента системы конкурентных преимуществ предприятия.

     4. Принцип системности - данным  принципом устанавливается, что  модель управления персоналом, как элемента системы конкурентных преимуществ предприятия должна иметь максимальный охват сотрудников той сферы, на которую она ориентирована, а также включать в себя полное число тех элементов, которые признаны экспертами или практикой как наиболее значимые и ценные.

     Из  всех перечисленных показателей, характеризующих  эффективное управление человеческими  ресурсами, в данной работе рассмотрим мотивацию персонала. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  мотивации в эффективном  управлении человеческими  ресурсами

2.1.  Понятие мотивации и мотивационного процесса

     Мотивация персонала - одна из центральных категорий  науки управления. В научной литературе существуют различные определения  мотивации персонала. В качестве рабочего определения мотивации  будем использовать следующее: мотивация  есть процесс побуждения человека к  деятельности во имя достижения определенных целей [27, с. 35]. Мотивировать поведение персонала означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация персонала означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия персонала будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

     В конкретно-содержательном отношении  мотивация персонала понимается как психологический феномен, как  биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями  среды и личности, и приводящая к определенному результату. При  этом принципиально важно подчеркнуть  наличие в мотивации естественного  единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить  к ощутимым искажениям и потерям  в практике управления.

     Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением  ожиданиями. Процесс мотивации основан  на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и  их сознательную корректировку.

     Мотивация персонала занимает одно из центральных  мест в системе управления любым  социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация персонала. Мотивация персонала является одной  из функций управления наряду с другими  функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений  и пр.

     Мотивация персонала является неотъемлемым элементом  управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой  неформальной организации.

     Успешность  управления любым социально-экономическим  объектом зависит от того, насколько  эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют  совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная  орг.структура, но при этом система мотивации персонала недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

     Мотивация персонала - это стимулирование к  деятельности, процесс побуждения к  работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей [31, с. 61]. Мотивация персонала - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

     Для управления очень важно знать  направленность действий персонала, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать  эти действия в направлении достижения определенных целей.

     Мотив играет роль причины, объективной необходимости  что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются  до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает  ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его  отношения к труду. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения персонала - довольно непростое дело. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.

     Поведение человека, обычно, определяется не одним  мотивом, а их суммой, в рамках которой  они находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная  структура индивида является основой  претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется  определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том  числе сознательно, в зависимости  от воспитания человека, образования  и других факторов. Изучить эту  структуру - это задача менеджера.

     Рассмотрим  виды мотивов к труду [32, с. 102]:

     а) мотив социальности (потребность  быть в коллективе). Этот мотив в  особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации персонала в России;

     б) мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для  сотрудников высокой квалификации;

     в) мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»;

     г) мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и т.д.) доля россиян, ориентирующихся  на надежность и стабильность, существенно  выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство;

     д) мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных  специалистов;

     е) мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание  справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения персонала  ведет к демотивации;

     ж) мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии  один из сильнейших мотивов, действующих  во все времена. Определенная степень  выражения состязательности генетически  присуща каждому человеку. При  малых затратах он дает ощутимый экономический  эффект.

     Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В  зависимости от того, какие цели преследует мотивация персонала  можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

     Внешнее мотивирование персонала это  своего рода процесс административного  воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот  ее выполняет [41, с. 53]. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата труда или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.

     Внутреннее  мотивирование персонала является более сложным процессом и  предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический  способ для усиления желательных  качеств личности работника и  ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижения монотонности труда  и др. Второй тип мотивации персонала  требует от самого менеджера гораздо  больших усилий, знаний и способностей.

     Наиболее  часто встречающаяся модель мотивации  имеет три элемента [28, с. 38]:

     1) потребности, т.е. желания, стремления  к определенным результатам. Люди  испытывают потребность в таких  вещах как одежда, дом, личная машина и т.д., но также и в «неосязаемых» вещах как чувство уважения, возможность профессионального роста и т.д.

     2) целенаправленное поведение - стремясь  удовлетворить свои потребности,  люди выбирают свою линию целенаправленного  поведения. Работа в организации  - один из способов целенаправленного  поведения. Попытки продвинуться  на руководящую должность - еще  один тип целенаправленного поведения,  устремленного на удовлетворение  потребностей в признании. 

     3) удовлетворение потребностей - отражает  позитивное чувство облегчения  и комфортного состояния, которое  ощущает человек, когда его  желание реализуется. 

     Мотивацию персонала, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:

     - 1 этап - возникновение потребностей - человек ощущает, что ему чего-то  не хватает, он решает предпринять  какие-то действия;

     - 2 этап - поиск путей устранения  потребностей, определение направлений  действий, как именно и какими  средствами можно удовлетворить  потребность;

     - 3 этап - определение целей (направлений)  действия, определяется, что именно  и какими средствами нужно  обеспечить потребность. Здесь  выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность,  чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться  того, что необходимо и то, что  реально получить, способно устранить  потребность;

     - 4 этап - осуществление действия, т.е.  затрата усилий для осуществления  действия, позволяющего осуществить  потребность. При этом может  происходить корректировка целей,  поскольку цели и потребности  могут претерпеть изменение в  процессе осуществления действий;

     - 5 этап - получение вознаграждения  за осуществление действия. Проделав  необходимую работу, человек получает  то, что он может использовать  для удовлетворения потребности,  либо то, что он может обменять  на желаемое для него. Здесь  выявляется, насколько выполнение  действий обеспечило желаемый  результат. В зависимости от  этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление  мотивации к деятельности.

     - 6 этап - устранение потребности - человек или прекращает деятельность  до возникновения новой потребности,  или продолжает искать возможности  и осуществлять действия по  устранению потребности. 

     Заметим, что даже знание логики процесса мотивации  персонала сполна не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом.

     Значительным  фактором является то, что мотивационный  процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности  его инициируют. При всем том, сами потребности находятся между  собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча  друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей.

     Еще один важный фактор, делающий мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных  людей, разная степень воздействия  на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних  мотивов от других. У одних людей  стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному  действовать на поведение людей.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами (на примере ООО «Кемерово-Комплект»)