Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы несомненна потому, что в Казахстане одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции.
Цель дипломной работы – исследовать эффективность повышения уровня качества организации производства и управление качеством продукции (услуг) на предприятии (на материалах ТОО «AS TRADE PV»).
Введение
1 Теоретические аспекты уровня качества организации производства
1.1 Качество как экономическая категория
1.2 Качество организации производства как фактор качества продукции
1.3 Зарубежный опыт повышения уровня качества организации производства/продукции
2 Анализ уровня качества организации производства в ТОО «AS TRADE PV»
2.1 Краткая характериситика предприятия
2.2 Анализ эффективности уровня качества организации производства на предприятии
2.3 Анализ и оценка качества продукции на предприятии
3 Основные направления повышения эффективности уровня качества организации производства/продукции в ТОО «AS TRADE PV»
3.1 Оптимизация процесса как фактора повышения технологического качества продукции
3.2 Современные подходы к повышению профессиональных умений и навыков работников – фактор повышение качества продукции
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2009-2010 гг.
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за 2009-2010 гг.
Приложение В Анализ финансово-хозяйственной деятельности ТОО «AS TRADE PV» за 2009-2010 года
Приложение Г Цели и задачи управления персоналом ТОО «AS TRADE PV»
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных иди условно-натуральных измерителях.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
ТВП =n-1 √Т1 хТ2 хТ3 хТ4 хТ5
где ТВП — темп роста объема выпуска продукции;
ТРП — темп роста объема продаж;
Тпр — темп прироста.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, по ассортименту, по кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Цель анализа — выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия [17,369].
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции включает в себя следующие основные моменты:
-определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
-изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
КАС =
______________________________
Базовый объем производства (реализации) продукции
Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятиях можно использовать коэффициент структурной активности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом:
где Удi — изменение удельного веса /-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
n — число номенклатурных групп (видов) продукции.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощь средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при базовой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции отчетного периода в условно-натуральном выражении:
Σ (Цi0*Удi1) - Σ (Цi0*Удi1) ,
∆Цстр = 100
100
Задачи анализа качества произведенной продукции – это способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции: балльный метод, средний коэффициент сортности, средневзвешенные цены в сопоставимых условиях. Методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Причины снижения качества продукции.
Важным показателем деятельности любого предприятия является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (таблица 13):
Σ (VВПi*Цi)
К сорт = VВП общ * ЦIc
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль. Расчет производится следующим образом:
∆ТП=(Ц1-Ц0) х VВП1,
∆В=(Ц1-Ц0) х VРП1, (7)
∆П = [(Ц1, - Ц0) х VРП1]- [(С1 - С0) х VРП1], (8)
где Ц0 и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества
VBП1 — количество произведенной продукции повышенного качества;
VPП1 — объем реализации продукции повышенного качества.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести одним из четырех способов, описанных в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту ( ∆Удi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Ц1), результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВП общ1).
∆Цсорт= Σ(∆Удi * Цi0); (9)
∆ВПсорт = ∆Цсорт * VВПобщ. (10)
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава (∆ С сорт):
∆ С сорт =Σ( ∆Удi * Цi0) (11)
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
∆ П сорт =(∆Цсорт-∆Ссорт)хVРПобщ1,
где ∆Ц сорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;
∆Ссорт - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;
VРПобщ1 - фактический общий объем реализации продукции отчетного периода в натуральном выражении.
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (услуг): Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции (услуг) и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения и ее объема (рисунок 5) [19,365].
Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции.
Рисунок 5 – Схема факторной системы объема реализации продукции (услуг)
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн+ ТП=РП+ГПК. (13)
Отсюда
РП=ГПН + ТП-ГПК. (14)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПН + ТП + ОТн = РП+ ОТк + ГПК. (15)
Отсюда
РП= ГПН +ТП+ ОТн - ОТк - ГПК, (16)
где ГПН, ГПК — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП — стоимость выпуска продукции;
РП — объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП= ЧР х ГВ, (17)
РП=ДРП х ЧР х ГВ, (18)
где ЧР — среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ— среднегодовая выработка продукции одним работником;
ДРП - доля реализованной продукции в объеме выпущенной прдукции отчетного периода;
Обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:
ВП=ОСП х ФО, (19)
РП=ДРП х ОСП х ФО, (20)
где ОСП— среднегодовая сумма основных средств производства предприятия;
ФО — фондоотдача основных средств
Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП=МЗ * МО, (21)
РП=ДРП*МЗ*МО, (22)
где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;
МО - материалоотдача (производство продукции на 1 тенге материальных затрат).
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем изучают причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи и их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов в отчетном периоде:
∆ВПxi = ∆ГВxi*ЧР1, ∆РПxi= ∆ГВxi * ЧР1 х ДРП1, (23)
∆ВПxi = ∆ФОxi*ОСП1, ∆РПxi = ∆ФОxi * ОСП1х ДРП1, (24)
∆ВПxi = ∆МОxi * МЗ1, ∆РПxi = ∆МОxi *МЗ1 ДРП1. (25)
Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основополагающим из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием. Она, безусловно, не может действовать отдельно, без взаимосвязи, взаимодействия со всеми другими системами в рамках менеджмента предприятия. Помимо данного принципа при рассмотрении системного подхода к управлению качеством можно руководствоваться рядом общесистемных принципов, к которым относятся следующие:
Информация о работе Уровень качества организации производства