Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 00:46, реферат
Создание новых продуктов связано с большими затратами и риском их невозвращения. С целью эффективного управ¬ления и снижения такого риска предприятию в своей товарной политике необходимо придерживаться следующих основных маркетинговых принципов:
- своевременности выявления новых социальных потребностей и организации на их основе непрерывного процесса формирования творческих идей относительно целевых рынков;
- интенсифицирования стратегического планирования техноло¬гических и продуктово-товарных инноваций;
В общем виде классификацию маркетинговых исследований можно представить в виде трехмерной матрицы (рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов маркетинговых исследований
Использование данной классификации, обобщение практики проведения маркетинговых исследований на предприятиях позволяет предложить следующую систему маркетинговых исследований (таблица 3). Наиболее разнообразными, с точки зрения, объекта и предмета исследований являются специальные исследования. Специфика их проведения определяется отраслевой принадлежностью предприятия, этапом жизненного цикла его развития.
Таблица 3
Система маркетинговых исследований
Регулярность проведения исследований | Направление исследований | Цель проведения исследований | Периодич-ность проведения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Регулярные | STEP-анализ | Оценка перспектив развития освоенных на предприятии видов бизнеса | 1 раз в год |
SWOT-анализ | Оценка сильных и слабых сторон предприятия | 2 раза в год | |
Конъюнктурные исследования | Оценка конкурентных позиций предприятия | 1 раз в квартал | |
Оценка качества оказываемых услуг (опрос потребителей) | Анализ уровня удовлетворения потребителей | 1 раз в квартал | |
Оценка возможности освоения новых видов бизнеса | Выявление новых перспективных зон хозяйствования | 1 раз в год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Специальные исследования | Исследование товара (услуг): конкурентоспособность, изучение неудовлетворенных потребностей потребителей и т.д. | Развитие товара (услуг) – уточнение товарной политики | По мере необходимости |
Система ценообразования: изучение спроса, ценовая политика конкурентов и т.д. | Уточнение ценовой политики | По мере необходимости | |
Система продвижения товара (услуг), система стимулирования сбыта: программа поощрения постоянных покупателей, анализ системы продаж, рекламная кампания конкурентов и т.д. | Совершенствование рекламной кампании, разработка PR- кампании | По мере необходимости |
Направленность комплексного маркетингового исследования рынка включает в себя[4]:
1) изучение требований рынка к товару, т. е. требований покупателей и, что особенно важно, конечных потребителей, к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товаров и услуг. Поэтому в данной части исследований особое внимание уделяется определению конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия запросам конкретного рынка и его сегментов;
2) изучение экономической конъюнктуры. Подготовка рекомендаций по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития предприятия и рынка, экономической конъюнктуры в целом и товарного рынка для предприятия в частности;
3) изучение фирменной структуры рынка, т. е. определение основных групп фирм, работающих на данном рынке (фирмы-партнеры, покупатели), фирмы-конкуренты (продающие аналогичные товары), нейтральные фирмы (которые не проявили еще заинтересованности в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные конкуренты и покупатели и при данной организации маркетинговых действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами);
4) исследование форм и методов, принятых в торговой практике применительно к данному товару на данном рынке и его сегментах: прямое или косвенное осуществление большинства сделок купли-продажи, определение типичных форм посреднических соглашений, видов сделок на данном рынке, форм торговли и другое.
Для получения полной и добротной информации маркетинговые исследования следует проводить в следующих направлениях[5]:
1. Анализ тенденций изменения экономических показателей конъюнктуры рынка.
2. Анализ рынка по товарным группам, анализ секторов рынка, анализ товарного ассортимента.
3. Изучение емкости рынка.
4. Изучение возможностей выхода на новые рынки.
5. Изучение реакции рынка на новый товар.
6. Анализ потребителей и их потребностей, сегментация рынков по потребителям.
7. Состояние дел с защитой прав потребителей.
8. Анализ конкурентов на каждом рынке, по каждому товару. Изучение свойств конкурирующих товаров.
9. Изучение каналов товародвижения.
10. Исследование эффективности рекламы и других элементов продвижения.
11. Анализ наличия на предприятиях информации о рынках, конкурентах, потребительских свойствах товара, отзывах потребителей и возможностях беспрепятственного доступа к этой информации работников всех служб предприятия.
12. Анализ долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей предприятия и их взаимная увязка.
В маркетинговом исследовании выделяются следующие этапы[6]:
1. Разработка концепции исследования.
1.1. Определение целей.
1.2. Постановка проблемы.
1.3. Формирование рабочей гипотезы.
1.4. Определение системы показателей.
2. Получение и анализ эмпирических данных.
2.1. Разработка рабочего инструментария.
2.2. Процесс получения данных.
2.3. Обработка и анализ данных.
3. Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования.
3.1. Разработка выводов и рекомендаций.
3.2. Оформление результатов исследования.
Схема проведения маркетингового исследования приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема маркетингового исследования[7]
К маркетинговым исследованиям предъявляются следующие требования:
- исследования должны носить систематический характер в целях обеспечения их большей эффективности;
- к исследованиям следует проявлять научный подход, базирующийся на объективности и точности;
- исследование должно носить многоступенчатый процесс, включающий сбор, регистрацию и обработку данных;
- исследование должно базироваться на разнообразии источников информации.
Классификация методов проведения маркетинговых исследований
Методы проведения маркетинговых исследований неразрывно связаны с методологическими основами маркетинга, которые, в свою очередь, опираются на общенаучные, экономико-статистические, а также методические методы и приемы, заимствованные из многих областей знаний. К общенаучным методам относятся: системный анализ; комплексный подход; программно-целевое планирование.
Важнейшими методами проведения маркетинговых исследований являются: наблюдение, опрос, эксперимент и определенная группа количественных методов[8]. Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, опроса потребителей, экспертные оценки, экспериментальные и экономико-математические методы.
Наиболее доступным и легким методом является наблюдение, которое представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте. Наблюдение осуществляется за выбранными группами людей, ситуациями.
К осуществлению наблюдений есть различные подходы: прямое и непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за объектом, например за покупателями в магазине. При проведении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают. Имея в виду, что присутствие наблюдателей в определенной степени влияет на поведение наблюдаемых, следует стремиться свести его к минимуму.
Наиболее приемлемым в этих условиях является скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают.
При проведении структурализованного наблюдения заранее определяется, что подлежит наблюдению. Все остальные виды наблюдения игнорируются. Структурализованное наблюдение используется для проверки результатов, полученных другими методами и уточнения их.
Когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований. Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента.
Наблюдение может осуществляться с помощью человека или технических средств. Большее вовлечение современных технических средств придаст наблюдению большую эффективность.
Этот метод имеет и определенные недостатки. При наблюдении, как правило, изучается поведение небольших групп населения, следовательно, возникает вопрос репрезентативности полученных данных. Может иметь место субъективное истолкование данных в силу ограниченности человеческого восприятия.
Чтобы получить необходимую и объективную информацию и не пропустить каких-либо важных фактов, следует заранее тщательно разработать план наблюдений. В плане следует предусмотреть сроки, средства сбора информации, ответственных лиц.
Наиболее важными этапами наблюдений являются:
- определение цели;
- определение субъекта и объекта;
- выбор методов наблюдений;
- подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, инструкций для наблюдателей, подготовка письменных принадлежностей, технического оборудования и т.п.).
В ходе реализации плана осуществляются проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.
В первую очередь нужно правильно подобрать наблюдателей. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к наблюдателю, являются добросовестность, внимание, терпимость.