Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование форм таможенного контроля, правовых основ его осуществления, выявление недостатков данной области, а также рассмотрение путей устранения этих недостатков. Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения и разрешения конкретных задач. Задачами настоящей работы являются: общая характеристика таможенного контроля, рассмотрение принципов, видов и методов таможенного контроля; выявление целей и задач таможенного контроля; определение ответственности должностных лиц при реализации различных форм таможенного контроля; изучение механизма реализации форм таможенного контроля; изучение современного состояния и недостатков проведения таможенного контроля.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем содержатся нововведения, касающиеся порядка осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, а именно добавление новых форм таможенного контроля. Такие нововведения обусловлены подготовкой вступления России во Всемирную торговую организацию. Глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают государство совершенствовать формы и правила проведения таможенного контроля.
В новом Таможенном кодексе ТС таможенному контролю отведен раздел, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие время и место, формы и порядок проведения таможенного контроля. Двенадцать форм таможенного контроля должны позволить таможенным органам наиболее эффективно достичь выполнения поставленных задач. В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает нововведением законодательства. Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. В связи с тем, что большинство таких нарушений совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, посредством таможенного контроля государство обеспечивает выполнение своих фискальных задач. Данные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.
Объектом исследования является деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля.
Предметом исследования выступает таможенный контроль и формы таможенного контроля, регламентированные нормами ТК ТС, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля.
Цель исследования. Основной целью настоящей работы является комплексное исследование форм таможенного контроля, правовых основ его осуществления, выявление недостатков данной области, а также рассмотрение путей устранения этих недостатков.
Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения и разрешения конкретных задач. Задачами настоящей работы являются:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Понятие и общее положение таможенного контроля
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТКТС.
Таможенный контроля представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе, с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.
Основными задачами таможенного контроля являются:
К целям таможенного контроля относятся:
Начало таможенного контроля
при ввозе товаров и
При выпуске экспортируемых с территории Таможенного Союза товаров и вывозимых за пределы территории Таможенного Союза транспортных средств, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Таможенного Союза.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами.
Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:
На практике различают следующие виды таможенного контроля:
В зависимости от характера
участия в осуществлении
1) двусторонний таможенный контроль, при котором таможенный досмотр раздельно осуществляют таможенные органы каждой из стран;
2) односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят таможенные органы только одной из стран;
3) совместный таможенный контроль, имеющий место в случае проведения таможенного досмотра одновременно таможенными служащими обоих государств.
Таможенный контроль может быть однократным или повторным.
Однократный таможенный контроль
имеет место, если таможенная граница
пересекается только в одном направлении
и таможенный досмотр проводится
один раз. Если товары и транспортные
средства в течение сравнительно
короткого периода времени
Осуществляя таможенный контроль,
таможенные органы обязаны обеспечить
соблюдение разрешительного порядка
перемещения товаров и
Осуществление таможенного контроля строится на системе принципов, таких как:
1.Принцип законности - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного Союза. Иными словами, законность означает неукоснительное соблюдение требований таможенного законодательства всеми субъектами правоотношений, складывающихся в процессе таможенного контроля. В рамках реализации данного принципа все таможенные органы и их должностные лица не могут устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Таможенного союза.
2.Принцип минимальной необходимости требований таможенных органов. Их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Деятельность таможенных органов в данном направлении не должна быть излишне бюрократизирована, что может явиться фактором, тормозящим внешнеторговые процессы.
3.Принцип выборочности означает, что таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что физические и юридические лица могут не исполнять требования, установленные нормативными актами.
4.Принцип оперативности выражается в сравнительно коротких сроках для производства форм таможенного контроля. Как правило, проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.
5.Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний подконтрольных субъектов, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информированию и консультированию по отдельным проблемам.
6.Принцип гуманности заключается в недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Если же неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля были причинены убытки, они подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
7.Основным принципом таможенного контроля, на современном этапе, является его проведение на основе управления рисками. Риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств – членов таможенного союза. Принцип управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.
Такие нарушения должны:
В основные задачи системы управления рисками включаются: