Таможенный контроль проводится
должностными лицами таможенных органов
в отношении:
- товаров в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих декларированию в соответствии с ТКТС;
- таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
- деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
- лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится
в зоне таможенного контроля, а
также в других местах, определяемых
таможенными органами, где находятся
товары, транспортные средства и документы,
содержащие сведения о них, в том
числе в электронной форме.
При ввозе на таможенную
территорию таможенного союза товары
находятся под таможенным контролем
с момента пересечения таможенной
границы.
Лица, перемещающие товары и
транспортные средства через таможенную
границу, таможенные брокеры (представители),
владельцы складов временного хранения,
владельцы таможенных складов и
таможенные перевозчики обязаны
представлять для таможенного контроля
в таможенные органы документы и
сведения, представление которых предусмотрено
в соответствии с ТКТС. Таможенный орган
запрашивает документы и сведения, необходимые
для таможенного контроля, в письменной
форме и устанавливает срок их представления,
который должен быть достаточен для этого.
По мотивированному обращению лица указанный
срок продлевается таможенным органом
на время, необходимое для представления
указанных документов и сведений.
Для проведения таможенного
контроля таможенные органы вправе получать
от банков и иных кредитных организаций
справки о связанных с внешнеэкономической
деятельностью и уплатой таможенных
платежей операциях лиц, а также справки
об операциях таможенных брокеров, владельцев
складов временного хранения, владельцев
таможенных складов и таможенных перевозчиков.
Документы, необходимые для
таможенного контроля, по своему назначению
могут быть классифицированы в следующие
группы:
- Торговые документы. К ним относятся контракты, счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы и др. Копии контрактов и выписки из них должны быть заверены подписью руководителя организации, заключившей контракт, а также печатью этой организации. Однако при наличии оснований полагать, что представленные документы содержат недостоверные сведения, должностные лица таможенных органов вправе потребовать оригиналы контрактов. Для подтверждения сведений о контрактодержателях могут приниматься подготовленные ими письма-заявления с указанием регистрационных и банковских реквизитов, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью организации.
- Транспортные документы. По транспортным документам товары перемещаются через таможенную границу: коносаменты, накладные, применительно к железнодорожному транспорту - дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции.
- Таможенные документы. Такие документы выдаются и удостоверяются должностными лицами таможенных органов. Таможенными документами являются таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения (документы контроля доставки), свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, различные лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами (лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и т.д.), а также другие документы.
- Иные документы, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью; сертификаты качества, соответствия; карантинные, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами;
Перечисленные виды документов
внимательно проверяются должностными
лицами таможенных органов до принятия
решения о выпуске и использовании
товаров и транспортных средств в соответствии
с избранной таможенной процедурой.
Таможенные органы вправе
получать от органов, осуществляющих регистрацию
юридических лиц, и иных органов
сведения, необходимые им для проведения
таможенного контроля.
Документы, необходимые для
таможенного контроля, должны храниться
лицами не менее трех календарных
лет после года, в течение которого
товары утрачивают статус находящихся
под таможенным контролем. Таможенные
представители, владельцы складов временного
хранения, владельцы таможенных складов
и таможенные перевозчики должны хранить
документы в течение пяти календарных
лет после года, в течение которого совершались
таможенные операции.
Проверка соблюдения положений
таможенного законодательства Таможенного
союза и законодательства Российской
Федерации о таможенном деле в
отношении условно выпущенных товаров,
а также товаров, вывезенных из Российской
Федерации под обязательство
об обратном ввозе либо в соответствии
с таможенной процедурой переработки
вне таможенной территории, допускается
в течение сроков нахождения товаров
под таможенным контролем либо до
завершения действия таможенных процедур
временного вывоза или переработки
вне таможенной территории.
Таможенные органы
проводят таможенный контроль
после выпуска товаров в течение
трех лет с момента окончания
нахождения товаров под таможенным
контролем.
1.2.Органы таможенного
контроля и их правовой статус
Таможенные органы России
— это государственные органы,
регулирующие правоотношения, возникающие,
изменяющиеся и прекращающиеся в сфере
таможенного дела.
Правовой статус
таможенных органов определяется их
местом и ролью в общей системе
органов государственной власти
Российской Федерации. Таможенные органы
являются составной частью системы органов
федеральной исполнительной власти Российской
Федерации.
Исходя из понимания
федеральной исполнительной власти
как деятельности, состоящей в практической
реализации норм и положений Конституции
РФ, федеральных законов и иных правовых
актов, можно сказать, что таможенные органы
осуществляют исполнительную и распорядительную
деятельность в сфере таможенного дела.
Эта деятельность состоит
в повседневной практической организации
и осуществлении таможенного дела в стране. Важной отличительной чертой
таможенных органов, определяющей их место
в общей системе органов исполнительной
власти, является то, что действующим законодательством
они отнесены к числу правоохранительных
органов.
Таможенные органы составляют
единую федеральную централизованную
систему. Таможенными органами являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Таможенные органы действуют
под общим руководством Президента
РФ и Правительства РФ и обладают строго
определенной компетенцией в сфере таможенного
дела. Компетенция таможенных
органов — это система властных полномочий,
функций и задач, возлагаемых государством
на таможенные органы, в их неразрывной
связи между собой. Государство предоставляет
таможенным органам определенные полномочия
для выполнения возложенных на них функций
и решения поставленных перед ними задач.
Полномочия таможенных органов складываются
из совокупности их прав по отношению
к управляемым объектам и обязанностей
перед личностью, обществом и государством.
Никакие иные государственные органы
не вправе принимать решения по вопросам,
отнесенным к компетенции таможенных
органов. Реализация компетенции таможенных
органов осуществляется в различных правовых
формах — путем правоустановления (издания
нормативно-правовых актов), правоприменения
и правоохраны. Таможенные органы
во исполнение возложенных на них функций
и решения поставленных перед ними задач
имеют право издавать правовые акты управления
(как нормативного, так и индивидуального
характера), обязательные для исполнения
всеми субъектами-участниками правоотношений,
урегулированных нормами таможенного
права (государственными и муниципальными
органами, организациями и учреждениями,
юридическими и физическими лицами —
как российскими, так и иностранными).
Правоприменение в деятельности
таможенных органов — это властно-регулятивные
действия должностных лиц таможенных
органов по претворению в жизнь предписаний
правовых норм. Правоприменение должно
осуществляться в точном соответствии
с нормами законодательства, устанавливающих
процедуру правоприменительной деятельности,
круг субъектов правоприменительной деятельности
и другие вопросы. Правоприменительная
деятельность с нарушением требований
правовых норм по ее осуществлению влечет
привлечение виновных в этом должностных
лиц таможенных органов к соответствующему
виду юридической ответственности (вплоть
до уголовной).
Правоохрана осуществляется
таможенными органами путем контроля
за соблюдением субъектами таможенных
правоотношений требований нормативно-правовых
актов, входящих в систему источников
таможенного права, и применением к виновным
лицам в случае их нарушения мер юридического
воздействия.
Должностными лицами таможенных
органов являются граждане Российской
Федерации, замещающие в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
должности сотрудников и федеральных
государственных гражданских служащих
таможенных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, общественные объединения
не могут вмешиваться в деятельность таможенных
органов при осуществлении ими своих функций.
Деятельность таможенных
органов основана на тех же принципах,
что и для осуществления таможенного контроля.
Основные из них:
- принцип законности;
- принцип равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
- принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
- принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
- принцип ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле и т.д.
Таможенные органы выполняют следующие
основные функции:
- проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
- содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
- ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
- взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
- обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
- обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
- выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
- содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
- осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
- содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
- обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
- разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
- обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
Федеральными законами на
таможенные органы могут быть возложены
иные функции.
Местами нахождения таможенных
органов являются пункты пропуска через
Государственную границу Российской Федерации
(далее также - пункт пропуска). Другие
места нахождения таможенных органов
определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного
дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков,
степени интенсивности развития внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации,
уровня развития транспортных коридоров
и транспортной инфраструктуры, потребностей
участников внешнеэкономической деятельности
и транспортных организаций. Таможенные
органы находятся в помещениях, находящихся
в федеральной собственности. По инициативе
лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, участников внешнеэкономической
деятельности, осуществляющих регулярные
экспортно-импортные поставки товаров,
транспортных и экспедиторских организаций
и организаций федеральной почтовой связи
таможенные посты и структурные подразделения
таможен могут находиться в помещениях,
принадлежащих указанным лицам.
При исполнении должностных
обязанностей должностные лица таможенных
органов обязаны:
- соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.
Исполнение должностных
обязанностей должностным лицом
таможенного органа осуществляется
в соответствии с его должностным
регламентом. Должностной регламент
утверждается в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственной
службе Российской Федерации.
Должностное лицо таможенного
органа не вправе исполнять данное
ему поручение (приказ, распоряжение),
не соответствующее таможенному
законодательству Таможенного союза
и (или) законодательству Российской Федерации.
При получении такого поручения
указанное должностное лицо должно
представить в письменной форме
обоснование несоответствия данного
поручения (приказа, распоряжения) положениям
таможенного законодательства Таможенного
союза и (или) законодательства Российской
Федерации, которые могут быть нарушены
при его исполнении, и получить
от руководителя подтверждение данного
поручения (приказа, распоряжения) в
письменной форме. В случае подтверждения
руководителем данного поручения
в письменной форме должностное
лицо таможенного органа обязано
отказаться от его исполнения. В случае
исполнения должностным лицом таможенного
органа поручения (приказа, распоряжения),
не соответствующего таможенному законодательству
Таможенного союза и (или) законодательству
Российской Федерации, должностное лицо
и давший это поручение руководитель несут
дисциплинарную, гражданско-правовую,
административную и уголовную ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.