Одним из самых опасных
преступлений в сфере таможенного
дела, отнесённого к таможенному
контролю, является контрабанда, за совершение
которой лица привлекаются к уголовной
ответственности.
Административная ответственность
выражается в применении органами исполнительной
власти, в данном случае таможенными органами,
мер административного воздействия к
виновным лицам. Таможенные правонарушения
относятся к административным правонарушениям.
До принятия Таможенного Кодекса Российской
Федерации рассматривались по правилам,
установленным Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях (КоАП). Этим же Кодексом
определялись составы нарушений таможенных
правил. Таможенный Кодекс Таможенного
Союза значительно расширил перечень
составов нарушений таможенных правил,
определил процедуру их рассмотрения
и заложил основы таможенно-правовой ответственности,
которые включают положение различных
отраслей права, но в тоже время существенно
от них отличаются.
Таким образом, из понятия следуют
четыре основные группы нарушений таможенных
правил:
- нарушения, связанные с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- нарушения, связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
- нарушения, связанные с обложениями таможенными платежами и их уплатой;
- нарушения, связанные с предоставлением таможенных льгот и пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.
Рассмотрение правонарушений
и наложение взысканий осуществляют таможенные
органы.
Гражданско-правовая ответственность
вытекает из нарушения имущественных
и личных неимущественных прав граждан
и организаций. Результатом её наступления
будет возмещение вреда в формах
предусмотренных санкциями гражданского
права. Гражданская правовая ответственность
наступает тогда, когда должностным лицом
таможенного органа при проведении таможенного
контроля может быть причинён непоправимый
вред лицам, их товарам и транспортным
средствам. Этот вред, который причинён
должностным лицом таможенного органа,
должен рассматриваться в гражданско-правовом
аспекте, на основании Гражданского кодекса
Российской Федерации. Статья 1069 ГК РФ
предусматривает ответственность за вред,
причинённый органами местного самоуправления,
а также их должностными лицами. В ней
говорится, что вред, причинённый гражданину
в результате незаконных действий государственных
органов, органов местного самоуправления,
либо должностных лиц этих органов, в том
числе, в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счёт казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской
Федерации или казны муниципального образования.
Дисциплинарная ответственность
заключается в наложении на виновное
лицо дисциплинарного взыскания
властью руководителя. Она является
одним из видов ответственности
по таможенному праву. По своей природе
и характеру она является административно-правовой,
но одновременно регламентируется нормами
таможенного права. За неправомерные
действия, решения или бездействия, работники
таможенных органов несут дисциплинарную
ответственность, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
За нарушение трудовой
дисциплины к работникам применяются
следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трёх месяцев;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Таким образом, юридическая
ответственность, является важной мерой
защиты и обеспечения соблюдения
правил перемещения через таможенную
границу Российской Федерации всеми
лицами, участвующими в сфере таможенного
дела, а также должностными лицами таможенного
органа, выполняющими свои функциональные
обязанности. Эта ответственность является
одной из гарантий стабильности в сфере
таможенного дела.
После вступления в силу
Федерального закона №420-ФЗ от 07.12.2011 «О
внесении изменений в уголовный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» была отменена
статья 188 Уголовного кодекса (далее УКРФ),
устанавливавшая уголовную ответственность
за контрабанду. Однако в связи с созданием
Таможенного союза в УК появилась новая
статья - 229.1 «Контрабанда наркотических
средств, психотропных веществ, их прекурсоров
или аналогов, растений, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества или их
прекурсоры, либо их частей, содержащих
наркотические средства, психотропные
вещества или их прекурсоры, инструментов
или оборудования, находящихся под специальным
контролем и используемых для изготовления
наркотических средств или психотропных
веществ». Основным отличием нововведения
стало то, что уголовная ответственность
наступает за незаконное перемещение
наркотиков, психотропных и сильнодействующих
веществ через таможенную границу Таможенного
союза в рамках Евразийского экономического
сообщества (далее ЕврАзЭС) или государственную
границу Российской Федерации с государствами
- членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
- Требования к процедуре таможенного контроля в настоящее время
В современных условиях таможенные
органы России представляют собой основные
органы государственного контроля, регулирующие
процесс перемещения через таможенную
границу Российской Федерации товаров,
транспортных средств и пассажиров.
Таможенные органы в настоящее время претерпевают
существенные изменения: многофункциональные
и мобильные, они должны решать задачи
поддержки рационального и оптимального
соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов
отдельных отраслей промышленности, обеспечения
равных условий конкуренции, наполнения
доходной части федерального бюджета.
С увеличением объемов международной
торговли возрастает нагрузка на таможенные
органы, так как, с одной стороны, предполагается
повышение качества таможенного регулирования,
способствующее созданию условий для
эффективной защиты экономической безопасности
страны, а с другой - максимальное содействие
развитию внешнеторговой деятельности.
В связи с этим, следует рассматривать
таможенный контроль как составную приоритетную
часть системы экономической безопасности
страны.
Облегчить решение указанной
задачи призвана система управления
рисками, предполагающая в соответствии
с требованиями ТКТС осуществление
таможенного досмотра сотрудниками таможенных
органов только при наличии данных, позволяющих
сомневаться в достоверности сведений,
указанных в грузовых таможенных декларациях
и товаросопроводительных документах.
Система управления рисками активно внедряется
в практику деятельности таможенных органов,
а ее суть состоит в углублении таможенного
контроля, в том числе посредством таможенного
досмотра, только при наличии «профиля
риска» - совокупность сведений об области
риска, индикаторах риска, а также указания
о применении необходимых мер по предотвращению
или минимизации рисков.
Данная система, несомненно,
имеет позитивное значение для модернизации
таможенного дела и ускорения
товарооборота, но несет в себе множество
скрытых угроз, связанных с возможностью
"ухода от профилей рисков" с
использованием подложных документов
и соучастников противоправной деятельности
среди сотрудников таможни. Принципы
управления рисками, под которыми понимается
базисный принцип современных методов
таможенного контроля, позволяют
быстрее и качественнее проводить
таможенный контроль без снижения эффективности
результатов этого контроля.
Система управления рисками
призвана сконцентрировать основные ресурсы
(людские, технические, финансовые и
т.д.) таможенных органов на наиболее
острых, проблемных направлениях таможенного
контроля, к числу которых относятся
направления, нацеленные на предотвращение:
- нарушений законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза , имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);
- нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
- других нарушений, затрагивающих важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Для целей повышения эффективности
применения системы управления рисками
необходимо в кратчайшие сроки создание
единых баз данных о:
- цене товара, в частности по какой цене товар реализуется на бирже (если он является биржевым товаром), в стране происхождения, на внутреннем рынке Российской Федерации;
- весовых характеристиках товара и упаковки, в частности официальные данные производителей товаров о весовых параметрах товаров, а также сведения об упаковке, которую использует данный производитель товара;
- производителе товара, в частности перечень кодов и кратких описаний товаров, которые производит предприятие.
К объектам анализа риска относятся:
- товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- транспортные средства международной перевозки;
- сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и распоряжения товарами;
- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
- деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
- результаты применения форм таможенного контроля.
Система управления рисками
позволяет более эффективно проводить
таможенный контроль с применением
определенных его форм. Понимание необходимости
улучшения качества работы таможенных
органов, повышения эффективности таможенного
контроля потребовало от Правительства
РФ и Федеральной таможенной службы принятия
скорейших решений, направленных на их
модернизацию и техническо-технологическое
перевооружение.
Эффективность таможенного
контроля также во многом зависит
и от того, как организовано взаимодействие
таможенных органов:
- с таможенными органами иностранных государств;
- с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации;
- с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.
Также, рассмотренные мной выше,
принципы таможенного контроля товаров
и транспортных средств позволяют выявить
основное его содержание через формы таможенного
контроля и способы производства таможенного
контроля.
3.2.Пути повышения эффективности
работы таможенных органов
Для повышения эффективности
работы таможенных органов, в первую
очередь, определяются наиболее эффективные
методы реализации задач в области
таможенного дела в соответствии
с международными стандартами и
законодательством Российской Федерации.
Достижение эффективности
работы таможенных органов, обеспечивается
путем решения следующих задач:
- повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;
- совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;
- укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.
Реализация указанных
задач предполагает обеспечение
на всей территории Российской Федерации
стабильного правового режима для
внешней торговли, основанного на
одобренных Всемирной таможенной организацией
следующих универсальных международных
принципах:
- стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;
- прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;
- минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;
- ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;
- сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;
- сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли