Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа
На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.
Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5
Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9
2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28
Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44
ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91
В дальнейшем этот порядок обеспечения стал ненадежным, так как прихожане начали уклоняться от выполнения принятых ими на себя обязательств. Причиной этому было, главным образом, распространение слухов, что "если бы на обеспечение духовенства жалованием от прихожан была воля высшей власти, то повелено было бы сборы на этот предмет вносить в раскладку вместе с земскими и другими повинностями".
Единственным результатом реформы стало сокращение числа белого духовенства, особенно низшего его состава - причетников.
Такая мера, однако, повела к многим печальным последствиям в других отношениях и, между прочим, к усилению раскола; вопрос же об общем обеспечении духовенства в остальной части России... не подвинулся нисколько".
Ниже приведены слова из лекции протоиерея О. Ведмененко:
« В православии другой подход
– это подход добровольного
пожертвования, все отдается
Мы же, исследуя Писание, видим, в каком состоянии находится церковь сегодня. И, соответственно, во всех вопросах – как в вопросах Слова, так и в вопросах мистических, и в вопросах церковной дисциплины – почти все потеряно! И десятина, к сожалению, стала для православных понятием символическим.
В православных кругах тема о десятине – деликатная, потому что там, где деньги, – там лукавый, считают многие православные священнослужители. Но приходит момент, когда, наверное, уже не должно быть хотя бы здесь, в этой общине, в этом обществе церковном «деликатных» тем. Более того, тех тем, которые освещены на страницах Священного Писания и которые есть индикатором нашей веры, нашей искренности в отношении к вере и к Богу. Потому нужно чаще поднимать этот вопрос. Мы не говорим о тех, кто, приходя сюда, не имеет тридцати пяти копеек, чтобы проехать троллейбусом. Мы говорим о тех, кто имеет возможность эту десятину сдать и не сдает. Не сдает не потому, что не доверяет Богу, а потому, что этот вопрос у нас деликатный и не затрагивается. О нем просто не говорят, потому что об этом как-то не принято говорить».126
На основании всего
Прихожане также лишены
Католики
Еще
до появления протестантизма - движения,
начатого Лютером, определенные силы внутри
римской церкви начали предпринимать
серьезные и эффективные попытки обновления
этой организации. В отличие от своих коллег
протестантов, эти реформаторы не оспаривали
традиционные учение и ритуалы церкви.
В большей степени они сосредоточивали
усилия на исправлении нравственных и
административных ошибок, а также на духовном
оживлении священства и прихожан. Католическая
реформа началась в Испании и прошла в
большей части Южной Европы.
Это было действенным и убедительным доказательством того, что римская церковь способна на реформирование изнутри. К третьей четверти XVI века в результате этого движения римская церковь в значительной степени восстановила свою целостность и уверенность в своих силах и смогла сдержать и даже отбить наступление протестантизма.
Основной акцент их реформаторских усилий был сделан на монашестве и духовенстве. Обе категории были весьма коррумпированы. Аморальность, жадность и пренебрежение своими обязанностями со стороны духовных лидеров были источником разочарования деятельностью церкви и снижения ее роли среди испанских католиков. 127
Религиозные общины сталкивались с альтернативой:
исправиться или быть закрытыми. Священники
и епископы моги сохранить за собой свои
посты, выполняя свое служение или же снимались
со своих постов. За нарушение христианских
и клерикальных нравственных норм карали
быстро и строго. В результате подобных
суровых наказаний ряды священников и
монахов поредели. Однако это также способствовало
заметному улучшению морального состояния
и поведения со стороны тех, кто остался
служить церкви. Обретя дисциплинированных
и хорошо обученных руководителей, испанская
церковь стала более действенной и сильной.
Необходимо особенно
отметить два парадоксальных свойства
реформированной
католической церкви Испании. Первое - ограничение папской власти. Убедившись в стремлении вмешиваться в чужие дела и некомпетентности папской власти, испанские монархи настояли на сохранении контроля в вопросе назначения высших церковных иерархов.
Обновление произошло и на более низком уровне. Более хорошо подготовленные приходские священники с большей эффективностью занимались проповедованием и обучением. Вдобавок Тереза Авильская (1515-80) и ее более молодой помощник Иоанн (1542-91) способствовали развитию мистической набожности.
Для многих людей мистицизм стал источником горячего, страстного служения Господу и привел к духовному и нравственному обновлению. На всех уровнях римско-католическая церковь демонстрировала очищение и крепость, не прибегая доктринальной реформе, которую протестанты считали крайне важной.
Священники Католической церкви принадлежат к одной из двух групп и соответственно подчиняются либо диоцезу, либо руководству религиозных орденов. Как в той, так и в другой группе они пользуются равной властью и рукополагаются епископами. Различия определяются стилем жизни и типом работы. Священники от диоцезов обычно служат своим прихожанам и подчиняются местным церковным властям. Они дают обеты целибата и послушания.128
Другая группа представлена членами религиозных орденов, таких как Иезуиты, Францисканцы, Доминиканцы, Руководство Орденов может направлять своих членов для особых задач, таких как преподавание или миссионерская деятельность. В последнем случае священником могут ждать трудные условия жизни среди примитивных культур. В других случаях, члены Орденов живут в монашеских коммунах, посвящая себя аскетике, молитве и труду. От членов орденов требуются обеты целомудрия, бедности и повиновения.
Как те, так и другие священники могут занимать преподавательские и административные должности в Католических семинариях, колледжах и университетах.
Священники, принадлежащие к орденам обыкновенно занимаются обучающей деятельностью в крупных учебных заведениях, в то время как принадлежащие к диоцезам - в приходских школах.
Доходы священников варьируют в зависимости от диоцезов. Средний оклад по некоторым данным составлял $11,000 в 1996. 129 В дополнение к твердому окладу священник получает право на пользование автомобилем, медицинскую страховку и пенсионный план. Священники, занимающиеся преподаванием получают, как правило, меньшую заработную плату по сравнению с лицами не имеющими сана за ту же работу.
Священники принадлежащие к Орденам дают обеты бедности и потому находятся на обеспечении своего Ордена. Любое пожертвование священнику в таком случае переходит Ордену. В таком случае предусмотрены соответствующие льготы в налоговом законодательстве.
Священники в период Ветхого Завета
Если мы обратимся к истории образования Израиля, то можем сделать предположение, что Израиль был задуман как «царство священников», 130 но, тем не менее, в самом начале истории этого государства был выделен особый класс священников, обязанный представлять народ перед Богом, исполняя определенные ритуалы в Скинии, а затем в Храме. Священство было учреждено Богом через Аарона и его сыновей во времена Моисея, когда религия Израиля оформилась как институт, после заключения Завета на горе Синай. После Вавилонского пленения священники сыграли основную роль в восстановлении народа.131
За
сто лет до НЗ их политическое
влияние ослабло, но в глазах
народа Божьего влияние
После
Вавилонского пленения Храм и
священники стали получать
Среди многих обязанностей священников, главной было жертвоприношение. Но
кроме этого, храмовые служители произносили благословение, обеспечивали музыку в Храме, прибирали в Храме и на прилегающей территории, по праздникам трубили в рог, осматривали и ремонтировали постройки Храма, отбирали для участия в церемониях определенной количесвто верующих, учитывая их способность заплатить, собирали подати и вели финансовые дела Храма, осматривали больных и проводили обряды очищения, допускали или нет человека к богослужению, на основании закона о чистоте.
Священство подбиралось по генеалогическому принципу. Это были левиты (из колена Левия) и священники (левиты из рода Аарона). 132
Идею священства следует истолковывать, исходя из общего религиозного контекста Израиля. Сущность этой религии лучше всего передает понятие «отношение», особенно отношение между Богом и Израилем, которое формально выражено в заключении Завета. Священники и левиты были слугами завета и играли роль посредников между Богом и Израилем.
Посредничество осуществлялось по двум направлениям – они были представителями Бога для своего народа и представляли Бога для своего народа перед Богом; второе было особенно важным. Вся жизнь и смысл жизни ветхозаветного священника и левита была целиком посвящена духовному руководству Израилем и представительству перед Богом.
Глубочайший смысл священства раскрывается
во всей своей полноте, когда первосвященник
по праву, полученному от Бога, входит
раз в год, в день Очищения, в святая святых.
Стоя перед ковчегом завета, он испрашивает
у Бога милости и прощения за весь народ,
ибо без милосердия Божьего отношение
завета между Богом и Израилем не могло
возобновиться.133Соответственн
священство, выступающее как посредник и примиритель между Богом и человеком, который нарушает Божественные законы. Священник должен был примирить человека с Богом, чтобы его вернули от смерти к жизни.
Священство в Ветхом Завете
Ветхозаветное священство не могло осуществить в реальности то примирение, которое предвещала его роль совершителя жертвы. Оно выражало принцип искупительной жертвы и могло только подготовить человека к осуществлению этого принципа. Его несовершенство вызывало потребность в появлении совершенного священства и ожидание, что священство будет послано. Что и произошло с появление Христа в образе Священства Бога Всевышнего.
Перед приходом Иисуса Христа и при Его жизни, первосвященник брал на себя и политические и религиозные функции.
Финансовое и материальное обеспечение священников и левитов, которые помогали в Храме, полностью текло от десятин, пожертвований и различных податей на Храм, которые были установлены в Израиле. Народ Израиля, в зависимости от своего духовного состояния, жертвовал в той или иной степени щедрости, как ему подсказывала совесть и послушание Закону.
Священство в период Нового Завета
Разумеется, что с приходом Христа роль священства, задуманного в Ветхом Завете упразднилась по причине совершенной Жертвы Агнца, Которым стал Иисус. Священство новой преемственности, воплощенное в единственном лице Иисуса Христа, полностью заменило старое священство.