Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа
На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.
Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5
Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9
2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28
Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44
ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91
Языческий историк Аммиан хвалит сельских священников за простоту, воздержание и добродетель, римскую же иерархию он представляет как прослойку, обогатившуюся за счет подарков матрон, отличающуюся чрезмерной роскошью в одежде и устраивающую царские пиршества, а блаженный Иероним соглашается с ним.
Епископы Константинополя, по рассказу Григория Назианзина, который лично в течении краткого времени возглавлял эту епархию, не отставали в экстравагантности от римских коллег и состязались с ведущими государственными сановниками в помпезности и роскоши. В соборах Константинополя и Карфагена служили сотни священников, диаконов, диаконис, иподиаконов, чтецов, певчих и привратников.
Стоит упомянуть, что Златоуст и Августин в принципе отдавали предпочтение системе добровольных пожертвований на церковь и служение, которая преобладала в доникейскую эпоху. Златоуст, без сомнения, понимал, что в существующих обстоятельствах нужды церкви не могли удовлетворяться в полной мере другими способами, но явно выступал против накопления церковью богатств и говорил своим слушателям в Антиохии: «Сокровище церкви должно быть со всеми вами, но только по вашему жестокосердию ей требуется владеть земной собственностью, заниматься домами и землями. Вы совершаете мало добрых дел, и поэтому служители Божьи должны отвлекаться на тысячу вещей, чуждых их служению. В дни апостолов люди могли также отдавать им дома и земли; почему же они предпочитали продавать дома и земли и отдавать вырученные средства? Потому что это, без сомнения был наилучший способ. Ваши отцы предпочли бы, чтобы вы отдавали на благотворительность часть своего дохода, но боялись, что из-за вашей жадности бедняки останутся голодными; отсюда нынешний порядок вещей».
Будучи антиохийским пресвитером, Иоанн неоднократно сетовал на оковы богатства, лежащие на его церкви. Он отчетливо осознавал, опасность того, что служители церкви вместо выполнения своих непосредственных обязанностей – проповеди Слова Божьего, умилостивления Господа, молитвы, попечения о бедных и т.п. – могут погрязнуть в проблемах, проистекающих из необходимости управления огромными церковными владениями. По его тогдашнему мнению, всего этого можно было бы избежать, если бы верующие помогали бедным непосредственно. Именно к этому он и призывал свою общину. Он советовал жертвовать нищим щедро, не проверяя, действительно ли они нуждаются в просимом.109
Златоуст считал расходы на содержание епископского дврца неоправданно завышенными и не долго думая урезал их, чем вызывал недовольство у епископов. В его правление, пышность и помпезность епископского двора сменились простотой и скромностью.110
Августин хотел, чтобы жители Гиппона забрали церковное имущество назад и поддерживали священников и бедных за счет добровольных даров.111
Подводя некий итог последствиям, которые повлекло соединение церкви и государства, хочется заметить, что церковь – это собрание людей, которые могут быть охвачены различного рода страстями и похотями. Новый статус церкви, как государственной, в правление Константина, изменило ее отношение к материальным пожертвованиям, в целом не в лучшую сторону.
В целом эти отрицательные последствия можно описать как обмирщение церкви. Когда в церковных рядах оказалось все население Римской империи, церковь стала воистину массовой и народной, но в то же время более или менее мирской. Появилась мода на христианство. Количество лицемеров и формально верующих стремительно возрастало, а параллельно этому ослабла строгость дисциплины, рвение, самопожертвование и братская любовь. Многие прежние языческие обычаи и привычки проникали под новыми именами в поклонение Богу и в жизнь христианского народа. Римское государство выросло под влиянием идолопоклонства и не могло чудесным образом преобразиться за одно мгновение. Церковное обмирщение и усвоение языческого элемента шли рука об руку.
Наиболее заметно церковное обмирщение церкви сказалось в преобладании поклонения мамоне и роскоши, по контрасту с бедностью и простотой изначального христианства. Аристократия поздней империи отличалась нездоровой любовью к показному великолепию и чувственным удовольствиям, она не обладала вкусом, учтивостью и культурой, которые свойственны подлинной цивилизации.
Успех человека измерялся количеством мраморных дворцов, рабов и позолоченных экипажей, которыми он владел; дамы облачались в шелковые одежды, шитые золотом, с изображением светских или религиозных символов, надевали массивные золотые
ожерелья, браслеты и кольца и шли в церковь в таком же щегольском наряде, как ходили в театр.
Неконтролируемое распространение жадности, блуда, сластолюбия, хождения в театр, невоздержанности, лености, короче, всяческих языческих пороков, с которыми боролось христианство, продолжало приближать к падению Римской империи. И такое отношение к материальным благам происходило в сердцах тех, кто еще носил на своих телах шрамы, оставшиеся от гонений Диоклетиана. Так быстро изменился дух времени.
С другой стороны, знаменитая твердость Амвросия и Феодосия, а также жизнь Златоуста являются замечательным доказательством того, что в эту эпоху были искренне верующие епископы, которые смело осуждали грехи коронованных особ.
4. Средневековое христианство
Священники в средние века стояли во главе общества , разделяя власть с королями и знатью над народом. Они управляли душами и совестью людей, владели ключами от царства небесного. Им принадлежала вся ученость, которая, впрочем, была очень ограниченной и сводилась к некоторому знанию латыни при полном незнании греческого. Некоторые священники были благородного и даже королевского происхождения, другие выходили из рабов, принадлежащих монастырям.
Священники пользовались многочисленными льготами и освобождались от общественных обязанностей (военная повинность и налоги). Они существовали за счет дохода от земельных владений, кафедральных фондов и ежегодной десятины, которая взималась по образцу закона Моисея. Пипин указом от 764 г. Учредил уплату десятины со всех королевских владений. Карл Великий распространил ее на все земли и сделал ее уплату обязательной в капитулярии 779г.
Десятина считалась минимальным вкладом на поддержание веры и помощи бедным. Обычно она выплачивалась епископам, как управляющим всем церковным имуществом. У многих представителей знати были собственные капелланы, находившиеся на содержании у своих господ и часто выполнявшие унизительные задания – например, они прислуживали за столом и ухаживали за лошадьми и гончими.
Христианское милосердие в средние века.
После Константина, когда в церковь устремились массы народа, благотворительность приобрела учрежденческую форму. Церковь основывала больницы и дома, где заботились о странниках, нищих, больных, пожилых, сиротах. Все преданные пастыри и проповедники Евангелия с самого начала возвещали, что христианское милосердие – это высший долг. В апостольскую и доникейскую эпоху верующие регулярно проводили сборы средств по дням Господним, особенно на причастии и связанных с ним пирах любви. Каждая община была благотворительной организацией, она заботилась о своих вдовах и сиротах, странниках и заключенных, посылала помощь общинам, которые испытывали трудности.
Частная благотворительность
Святой Златоуст основал в Константинополе несколько госпиталей, неустанно обращался к богатым с просьбой помогать бедным и направлял безграничную благотворительность благородной вдовы Олимпии.112 Блаженный Августин не хотел принимать в дар лучшего плаща, чем тот, который он мог бы отдать нуждающемуся брату. Святой Иероним основал на свои средства в Вифлееме приют и призывал благородных римских дам продавать свои драгоценности, шелковые платья и дворцы ради бедных, сменить жизнь в легкости и роскошестве на жизнь в аскетическом самоотречении. Эти примеры, как яркие звезды сияют в мрачном средневековье.113
Но здесь же следует заметить, что те же самые отцы церкви донесли до средних веков ошибочное учение о великой эффективности милосердия как заслуги, «покрывающей множество грехов» и влияющей даже на мертвых в чистилище. Такие заблуждения весьма стимулировали добродетель , но при этом подрывали ее бескорыстную сущность, - и так продолжается по сей день.
Латинское слово caritas, которое изначально указывает на нечто дорогое в буквальном или переносном смысле (от carus, «дорогой»), стало потом обозначать уважение, привязанность, а церкви приобрело более конкретное значение благотворительности и активного милосердия, деятельно проявляющейся любви, особенно по отношению к нищим и к страдающим братьям.114
Чувства и дела нельзя отделять друг от друга, и дар, который отдает рука, обретает ценность силой любви из сердца. Хотя дары не равны между собой, милосердная любовь – одна и та же, и лепта вдовы так же благословенна в глазах Бога, как и щедрые подаяния богатого.115 Молитва, пост и милостыня признавались (как у иудеев и мусульман) основным делом благочестия, и милостыня была из них величайшим. Ради нее допускалось прерывать пост и молитву.
Григорий Великий (540—604г.г.), подает пример средневекового милосердия с его аскетическим самоотречением, благочестивым суеверием и утилитарными ингредиентами. Григорий был отцом для бедных. Каждый месяц он раздавал им телеги зерна, масла, вина и мяса. ТО, что римские императоры делали для предотвращения восстаний, этот папа делал из любви к Христу и бедным. Он назначил ответственных и
заботливых людей руководить римскими больницами и требовал от них регулярного отчета по управлению фондами.
Он выделил средства на учреждение странноприимного дома в Иерусалиме. Григорий Великий стал главным инициатором обычая, которому доход церкви делился на четыре равные части, одна из которых шла епископам, другая – остальным священникам, третья- на содержание церковных зданий, четвертая – бедным. Но в то же время он твердо верил в эффективность милостыни как заслуги для живых и для мертвых. По его мнению, чем больше милостыни, тем лучше как для нашего спасения, так и для облегчения судьбы наших покойных родственников и друзей. Милостыня – крыло покаяния, возносящее человека к небесам. Такие представления преобладали в течении всего Средневековья.
Церковь в Средневековье была крупнейшим владельцем собственности, но само ее богатство и процветание стали источником искушения и коррупции, которые в должное время настоятельно потребовали реформации.
Со временем, к XIII веку, папская казна стала пользоваться дурной славой из-за поборов курии, но только в XIV веке, в период авиньонского изгнания действия курии вызвали громкий протест по всей Европе. Расходы папского двора росли и надо было изыскивать средства. Церкви не могли не признать справедливость денежных поборов, так как понтифик претендовал на власть над всем сообществом, которым он руководит.
В казну папы стекались как наличные денежные эквиваленты, так и огромное количество натуральных даров: овощи, вино, зерно, рыба, шерсть, хлопок, лен, упряжки волов, лошади. Монастыри, церкви и госпитали заботились о нуждах папы.
В конце XIII века управление папскими финансами стало осуществляться на систематической основе. Были приняты правила распределения доходов между папой и коллегией кардиналов.
Источниками папской казны были: ежегодная дань феодальных государств, называемая census; выплаты прелатов и других обладателей церковных бенефициариев; а также налоги, которыми периодически облагалась вся церковь или ее части в связи с крестовыми походами и другими особыми надобностями. К этим обычным истопникам дохода следует добавить выплаты за различные папские уступки и индульгенции.
Архиепископы, епископы, аббаты при вступлении в должность должны были вносить в казну папы крупные денежные дары. Это был довольно ощутимый источник дохода папы.
Доходами распоряжались два казначея – папский и от кардиналов. Управление финансами было так хорошо систематизировано, что уже в XIII веке существовали бухгалтерские книги, которые передавались кардиналам из поколения в поколение.
В период с 1295 – 1298 г.г. коллегия
кардиналов получала в
Курия прославилась своим стяжательством, никакая сумма не могла уже удовлетворить ее аппетиты, ее обвиняли в постоянном вымогании денег на потребу Рима
Чтобы не допустить светские власти к церковным средствам велась жестокая борьба. Синоды, поместные и общие, угрожали строжайшим наказанием всем, кто будет посягать на церковные привилегии. 116
Ничто, кроме жизни самих пап, не унижало Западную церковь более явно, чем торговля индульгенцией. Прощение грехов продавалось и покупалось за деньги. Властью даровать индульгенции обладали папы и епископы. В последнее столетие Средневековья средства от продажи индульгенций шли на всевозможные добрые дела: крестовые походы против турок, строительство больниц и церквей, сохранение реликвий, восстановление городов от пожаров, починку мостов и дамб. В 1506 г. 18 апреля, Юлий II выпустил индульгенции на строительство собора Св. Петра.117