Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

        В экономической жизни Израиля  материальные вещи и товары  были естественным выражением  десятины. Этот же принцип относится и к деньгам. Первые 10% всего дохода (в любом виде) отдавались Господу. Израильтяне знали, что Бог дает им урожай. Так как  Израиль был аграрной страной, для людей было естественным  заниматься сельским хозяйством.40  Приношение первых плодов было постоянным напоминанием детям Божиим о Его владычестве. Подобным образом, обряд искупления первого плода человека или животного был образом грядущего искупления во Христе. Образ первых плодов описывал Бога как источник жизни и всех благословений. 

       Родители надеялись, что их дети, наблюдая регулярное и систематическое приношение Господу, вырастут с осознанием своего долга перед Богом.

Приношение первых плодов было также способом сказать: "Мы доверяемся Тебе, Боже. Ты поможешь нам собрать, сохранить и использовать оставшуюся часть".

Все знали, что удержание  или приношение меньше положенного, вызовет гнев Господа.

       Сущность первых плодов заключена  в требовании приносить все  самое первое и самое лучшее, т.е. "сливки". Это означает, что  как только собран урожай или получена плата, первые плоды должны быть отданы Господу. Их нельзя хранить, прятать, копить или распределять каким-либо другим образом. Они должны идти на дело Божье.

       Подобное отношение - оставлять  себе самое лучшее, а Богу отдавать, в лучшем случае, остатки - навело на Израиль суд Божий.

Приношения духовной общиной Господу того, что по праву  принадлежит Ему, - это термометр  веры народа и его доверия Богу. Когда народ духовно охладевал, то переставал приносить Богу требуемое, и когда люди прекращали приносить Богу требуемое, то начинали духовно охладевать.

 

  2.5.4.  Десятина от  приплода скота.

 

        Скот занимал центральное место в экономической жизни народов в библейские времена. Он использовался для разных целей, в том числе для молотьбы, пахоты, как тягловая сила, как источник молока  и мяса, а также для жертвоприношений. Скот символизировал благосостояние, а забота о нем предписывалась законом Моисея.41

        Обладание большими стадами было  признаком богатства, ценность представляла каждая голова скота.42 Таким образом, постановление об отделении десятины от скота, имело важное значение для израильтян, как знак признания власти и повиновения Божьему Закону.

        Десятину от скота отчисляли так: животных от стада пропускали по одному под посохом пастуха, а каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным)  было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. недостатки или нет . Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных – предназначенных для отделения и отделения вместо него – считалось святыней Господу.

       Как и все виды десятин, десятину  от приплода скота необходимо было приносить в

центральное святилище. Если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать десятину, а на выручку приобретать продукты питания и нести в святилище.43

 

2.5.5. Десятина – для  левитов.

 

       Левиты делились на две группы, со строго определенными обязанностями  и функции для каждой из  них.  Священники, потомки Аарона несли основную долю ответственности в богослужебной практике. Все остальные левиты «были в распоряжении Аарона и сынов его» (Числа 3:9). Священники и левиты были слугами завета и играли роль посредников между Богом и Израилем. Посредничество осуществлялось по двум направлениям – они были представителями Бога для своего народа и представляли свой народ перед Богом.44

       Левиты получили города для  проживания с пригородными участками  для выпасов скота , но не получили земельных наделов.  В качестве возмещения за это они получали десятину от прочих израильтян , от которых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание.45

       Десятина передавалась  левитам  за их культовое служение, так  как они не имели в Ханаане  земельного удела . Они и сами отдавали десятую часть от всего, что получали.  Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов – служителей в скинии собрания, а позже – нужды Храма. 

 

2.5.6. Десятина – для  праздничной трапезы  после жертвоприношения.

 

       В Израиле Праздники занимали  особенно место в жизни народа. В книгах Исход и Левит мы находим подробные описания о праздновании народом установленных Богом праздников. Праздники имели серьезное значение и считались важным событием для израильтян.  Израильтяне стали уникальной нацией, имеющей особенные отношения с

Всемогущим Богом. 46  Именно праздники предназначались для того, чтобы напоминать им о таких взаимоотношениях. Во время празднества, Израиль осознавал свою нужду в Божьих благословениях.

          Языческие народы приносили на своих праздниках человеческие жертвы и совершали ритуальные оргии. А израильтяне были научены во время праздников совершать определенные приношения от урожая. Именно на трапезах иудеи «проводили черту» между своими и чужими в семьях, общинах и этнических группах. 47Язычники и чужестранцы либо не допускались, либо должны были пройти обряд очищения, чтобы участвовать даже в обычной трапезе. Были строгие указания о приготовлении пищи и ее разделении на чистую и нечистую.

          Именно для такого рода трапезы было установлено есть приносимую десятину « пред Господом», весь народ призывался веселиться.48

       Эту десятину приносили в святилище и ели пред Господом, после того, как приносили праздничные жертвоприношения. Священник, который служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам и их помощникам, а также нуждающимся.

    

 
 

 

2.6.   Другие материальные приношения в Израиле

 

       Еврейское выражение, означающее  «предложить приношение», является сочетанием глагола «приносить, предлагать, представлять» и родственного ему существительного «приношение».49

 

   Начатки

 

   Начатки плодов земли твоей, говорится в  законе Моисеевом, приноси в дом Господа Бога твоего, и вот в силу этого предписания первые плоды жатвы, винограда, елея, первый испеченный хлеб из новой пшеницы, шерсть с овец и т.п. приносились в храм для

содержания  служителей его, священников, левитов.

       Количество первых плодов не указано в законе Моисеевом, но думают, что это была по крайней мере шестнадцатая часть всех произведений.50Как должны быть приносимы первые плоды в храм, на это содержатся указания в Левитах. Первый сноп созревшего ячменя обыкновенно приносили на второй день Пасхи, и священник возносил этот сноп пред Господом; после молотьбы оного во дворе храма, горсть ячменя очищали, жарили, толкли в ступе и смешивали его с елеем, и затем приносили Господу от лица всего народа в знак признательности и благодарности.

       До сего возношения жатва оставалась нетронутою. Спустя семь недель после того, т.е. в конце жатвы, из свежей пшеницы приготовлялись два хлеба возношения, как первый плод Господу и до сего возношения никому не дозволялось есть нового хлеба.51 Хлебы приготовлялись из кислого теста, так как они составляли приношение обыкновенной пищи. Сноп и хлебы были возносимы пред Господом от лица всего народа, но после сего народ должен был приносить частные жертвы. Зрелые плоды, свежеприготовленные напитки, все лучшее из винограда, елея, хлеба, равно как и мед, должно было приносить Господу точно также, как и первые плоды. Начатки пшеницы, вина, елея, а также от шерсти овец отдавались на пользу священников.

 

Начатки плодов

 

     Первые плоды с плодовых деревьев три года почитались за необрезанные, а в четвертый год посвящались для празднеств Господних 52 . Иудеи, жившие в отдаленных странах, Риме, Малой Азии, Египте, отсылали в Иерусалим деньги, вместо первых плодов, которые могли испортиться в дороге. В заключение заметим, что обыкновение приносить в жертву своим божествам первые полевые произведения и первородных из стад существовало уже в первые библейские времена, как то видно из истории Каина и Авеля53.

     Начатки приносятся из выращенных плодов и из скота. Размер начатков строго не определен, но из Писания видно, что имеется в виду самое наилучшее, выращенное на поле, и самое тучное и непорочное, родившееся из домашнего скота.

   Начатки не являются десятиной или её частью, но это есть отдельное даяние Следовательно, начатки приносятся в обязательном порядке помимо десятин.

В том случае, если начатки от урожая или скота невозможно принести в Святилище по дальности пути, то на это Закон имеет следующее особое предписание: "Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести этого, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Яхве, Бог твой, чтобы положить там имя Своё, и Яхве, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Яхве, Бог твой".

 
 
 
 
 

Милостыня, подаяние

 

        Милостыня – это практика подачи  милости нищим.54 Еврейский термин имеет более общее значение и не связан с милостыней; следовательно, буквальных указаний на

обычай подавать нищим в ВЗ нет. Однако израильтяне  должны были заботиться о неимущих соплеменниках. Закон Моисея велит  обращаться с бедняками справедливо  и 

гуманно.  Во Второзаконии  сказано, что нищие неизбежно будут существовать, и именно поэтому Богом были установлены основные принципы благотворительности.55 Господь призывает Израиль облегчить участь нуждающихся людей. Например, каждые семь лет не следует собирать урожай в поле или саду, дабы им могли воспользоваться нищие и убогие. Каждый третий год одну десятую часть следовало отдавать левитам, странникам, сиротам и вдовам.  А паломники приходящие на праздники в Иерусалим были обязаны делиться с пищею с нуждающимися.

         Ветхозаветные пророки много  говорили о милосердном отношении  к бедным. Исайя и Амос, весьма категорично выражали мнение о социальной справедливости.  В библейских «книгах премудрости» много говорится о тяжкой судьбе бедняков, о необходимости дарить им надежду и напоминать другим о том, что нужно стараться поддерживать их и улучшить положение их существования.

       Эти призывы основаны на представлении,  что все люди сотворены Богом, заповедавшим израильтянам относиться к несчастным в своей среде с состраданием, которое является признаком не просто милосердия, но справедливости.

       В период между заветами милостыня  приобрела большее значение. Общая  заповедь  любить ближнего стала восприниматься как конкретные индивидуальные действия, считающиеся заслугой верующего и дающие ему уверенность.  Наряду с молитвой и

постом, милостыня стала одним из наиболее важных требований, предъявлявшихся к благочестивому иудею.56

         Божий народ должен не зажимать деньги в кулаке, а оказывать   помощь тем, кто стоит с протянутой рукой. Человек должен давать нуждающемуся брату в долг под залог и не отказывать в займе просто потому, что близок юбилейный год, срок списания всех долгов. Пример такой благотворительности мы находим в Есф. 9:22, где она связана с праздником Пурим.

 

3.Адресат  десятин и пожертвований

 

          Бог учредил институт священников, как Свое представительство в языческом окружении Израиля. Все левиты и священники рассматривались как собственность Господа.57 Их служение было посредническим между Богом и народом, оно представляло отношения Вечного Бога и человека.

        Левитам Господь дал повеление заниматься только лишь храмовыми службами, левиты были лишены земельных наделов, у них не было никакой работы, кроме как отправлять службы в Храме.

       Вся их жизнь должна была  быть связана с богослужением  в Храме. И чтобы никто из них не заботился о пропитании, Господь повелел всему народу позаботиться о левитах и священниках принося в Храм десятины и пожертвования.

         Исследуя книгу  Чисел,  Бог говорит Аарону, не через Моисея, что ты не будешь иметь удела в земле их, подчеркивая разделение между народом и левитами. Бог говорит: «Я твой удел среди сынов Израилевых, и десятину, которая принадлежит Мне, Я

отдаю тебе за твое служение им при скинии собрания»58.   Десятина – это плата за работу левитов при скинии собрания из всего самого лучшего в Израиле.

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви