Материальные пожертвования в церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:43, дипломная работа

Описание

На протяжении всей истории Церкви, в ее служении Господу и обществу, вопрос о материальных пожертвованиях всегда был актуален. В связи с тем, что для человека материальные ценности являются важным звеном в жизненном процессе, как одно из средств существования и жизнеобеспечения, у христианина возникает множество вопросов по поводу церковных пожертвований, которые выражаются в денежных или других эквивалентах. В этой области сегодня в христианстве существуют различные точки зрения, взгляды, учения, которые прямо или косвенно касаются темы о материальных пожертвованиях в церкви. Здесь мы можем увидеть и здравое, логически обоснованное Писанием мнение, и осторожные высказывания по этому поводу, а также можно наблюдать и крайние точки зрения, которые слабо подтверждаются библейскими текстами, или не имеющие под собою никакие основания, чтобы претендовать на учения, которым следует доверять.
Исторически сложилось, что в жизни человека финансы занимают одно из важных мест не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, географической принадлежности. Очень малая часть населения нашей планеты может обходиться без материальных ценностей, ввиду исключительных обстоятельств. Большая часть человечества в течение всей жизни имеет дело с материальными ресурсами, и с финансами в том числе.

Содержание

Введение ..........................................………………………………………………………………………...3
Вступление..................…………………………………………………………………………………………………..5

Часть I. Материальные пожертвования и десятины в Ветхом Завете
Материальные сборы на Древнем Востоке
Виды материальных ценностей на Древнем
Востоке и их значение для народов ……………………………………………………………6
Материальные сборы и подати, распространенные
на Древнем Востоке…………………………………………………………………………………........7
Материальные сборы и подати, практиковавшиеся в Израиле…………….........9


2. Десятина в Ветхом Завете
2.1. Определение понятия «десятина»…………………………………………………………………….13
2.2. Десятина на Древнем Востоке…………………………………………………………………………..14
2.3. Авраам и Мелхиседек, обет Иакова о десятине……………………………………………..15
2.4. Закон о десятине для Израиля………………………………………………………………………….18
2.5. Десятины, упомянутые в Ветхом Завете…………………………………………………………..20
2.5.1. Десятина – как часть военной добычи.
2.5.2. Десятина – как пожертвование Богу.
2.5.3. Десятина – как приношения первых плодов
2.5.4. Десятина от приплода скота.
2.5.5. Десятина – для левитов.
2.5.6. Десятина – для праздничной трапезы после жертвоприношения.
2.6. Другие материальные пожертвования в Израиле……………………………………………25
Адресат десятин
и пожертвований………………………………………………………………………………………………….28

Часть II. Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета
Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в
вопросах десятины и материальных пожертвований…………………………………….31
Иисус и Его отношение к Закону Моисея и
к материальным пожертвованиям…. ………………………………………………………………..37
Павел и его мнение о материальной поддержке служителей…………………………44

ЧАСТЬ III. Материальные пожертвования и десятина в различные
исторические периоды церкви
1. Апостольский период…………………………………………………………………………………..48
2. Доникейский период……………………………………………………………………………………50
3. Никейское и Посленикейское христианство………………………………………….....54
4. Средневековое христианство ……………………………………………………………………..60
5. Реформация церкви …………………………………………………………………………………….66
6. Исторически сложившаяся практика
пожертвований в Православной и Католической Церквах……………………….68
ЧАСТЬ IV. ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ
1. Священство и священники в периоды Ветхого и Нового
Заветов…………………………………………………………………………………………………………77
2.Служители для совершения святых и
их материальное обеспечение ……………………………………………………………………………..80
3. Божий источник материального обеспечения для
служителей наших дней …………………………………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………..89
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………………………………………………91

Работа состоит из  1 файл

Диплом Анны Сандыбаевой.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

        Десять колен Израиля и два полуколена, Ефрем и Манассия, должны давать свои десятины левитам по счету, и в обязанности левитам было вменено, кроме служения при скинии, принимать, сортировать и выдавать необходимое для левитов и членам их семей. Также и семьи левитов не имели земли в Израиле и были полностью на обеспечении от скинии.

 Из выше  изложенных мест мы видим, что  зарплата левитов была, кроме  того, что «из самого лучшего», они имели на 10 процентов больше среднестатистической зарплаты израильтянина, так как было 11 колен, 11х10%=110%.59

       Изучая тему материальных пожертвований  и десятин в Ветхом Завете, автор отчетливо увидел, что частое  отступничество Израиля и следующие  за этим бедствия,

всегда являлись результатом пренебрежения Богом. И, как следствие, это выражалось в их нежелании или небрежении в поддержке левитов своими десятинами и пожертвованиями.

             Поскольку священники и левиты являлись представителями Бога, то пренебрежение священниками и левитами было пренебрежением и Самим Богом. Своим отказом платить десятины и давать пожертвования, люди их унижали и позорили. Своими действиями люди говорили священникам и левитам: «Ваше служение не представляет для нас никакой ценности, и мы не собираемся вам ничего платить». Если израильтяне думали, что они могли обращаться с поставленными Богом служителями таким образом и не страдать при этом от всевозможных губительных последствий, то они глубоко заблуждались!!!

           И наоборот, всякий раз, когда в Израиле происходило духовное пробуждение, то уровень приношения десятины и пожертвований резко возрастал.60 Хочется обратить на несколько моментов по поводу установления Богом повелений о десятине и пожертвованиях:

 
  1. Народу было приказано поддерживать священников и левитов.
  2. Цель этой поддержки заключалась в том, чтобы дать священникам и левитам возможность со всей верностью и посвящением служить Господу.
  3. Народ приносил пожертвования из своего имущества
  4. Народ приносил десятину от всего
  5. Приношений было столько много, что иногда их складывали в груды
  6. Результатом уплаты десятины и пожертвований было воздаяние благодарения Богу.

       Мы можем сделать окончательное  заключение по поводу того, что  левиты и священники имели  обеспечение, которое они придумали  утвердили не сами, а источник их материального обеспечения был утвержден Богом Израиля. Левиты всецело зависели от того, какие буду пожертвования и десятины от народа.

 
 
 
 
 

 

Часть II.   Материальные пожертвования в Церкви Нового Завета

 
  1. Новый Завет подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в вопросах десятины и материальных приношений
 

     Попытки умалить Ветхий Завет были всегда, это есть и в наше время.

     Так, например, Л. С. Шафер в  своей книге "Благодать"  говорит: «Поскольку закон и благодать не имеют между собой ничего общего, они не могут сосуществовать ни в качестве основания для сближения с Богом, ни в качестве жизненного правила. Новозаветные Писания прямо учат, что время закона прошло. Следовательно, в настоящем веке он не имеет никакой силы. Такая отмена закона касается не только юридического кодекса Моисея и законов царства, но также и самого принципа закона».

       Особенно в этом преуспели православные теологи и «православные» философы61 отвергая Ветхий Завет и Законы Моисея как изжившие и неприемлемые для Церкви (профессор Осипов).

              Каждый, кто знаком с учением Ветхого Завета, должен иметь понимание, что содержание Нового Завета является новым по отношению к Ветхому Завету, но оно демонстрирует целостность и согласованность с Ветхим Заветом. Поэтому оно было и продолжает приниматься настолько же ценным и авторитетным, как и Ветхий Завет.          

                 Однако есть такие люди, которые  умаляют значение и учение  Ветхого Завета, думая, что Новый  Завет совершенно упраздняет Ветхий Завет. Они также утверждают, что Ветхий Завет не применим и больше не обязателен для новозаветного верующего.

        Подобную позицию ряд христиан  занимают по некоторым постановлениям  Ветхого Завета, которые в Новом  Завете были отменены. Например, о жертвоприношениях, пище, питие – Христос упразднил эти постановления, Он стал концом всего этого, об этом явно сказано в Новом Завете. Но вопросы, которые остаются открытыми, то есть не

обозначенными прямо, и по поводу их нет прямых указаний могут истолковываться с разной степенью отношения человека к Ветхому Завету и его влияния на Новый Завет.

          Одним из самых спорных тем в христианской церкви является вопрос о десятине, который является причиной многих споров и мнений в христианской церкви.  Заявления о том, что от верующим наших дней больше не требуется давать десятину, так как это правило специально не изложено в Новом Завете, на наш взгляд, совершенно не основательны. Однако, не смотря на подобные утверждения, мы считаем, что учение Нового Завета подтверждает и укрепляет учение Ветхого Завета в этом вопросе, то есть, что уплата десятины и пожертвования принадлежат служителям и должны использоваться ими для обеспечения как своих личных нужд, так и дальнейшего строительства Церкви Господа Иисуса.

        Начиная речь о десятинах и пожертвованиях как о важнейшей форме благотворительности в христианской общине в различные исторические периоды церкви, прежде всего, напрашивается вопрос: возможно ли вообще оперировать ветхозаветными нормами в области служения и нравственных обязанностей для новозаветных христиан? Где та грань, отделяющая "ветхое" от "нового", "тень" от "грядущих благ" ? Возможно ли говорить о каких-то строго установленных законах относительно, например, десятин и начатков теперь, когда верующие призываются жить не по букве, а по духу, когда евангельская весть освобождает нас от рабства закону "в свободу славы детей Божьих" , не принуждает, а призывает христиан к добровольным пожертвованиям и добровольному62, а не принудительному служению?         
       Еще со времен Ветхого Завета служение десятины стало неотъемлемой частью жизни Божьего народа. Десятина в Ветхом Завете приносилась в скинию, а позже - в храм, но не в синагоги. Пророк Малахия называет место, куда приносилась десятина "домом хранилища". Десятина должна была использоваться для поддержки служителей Божьих.

       Левиты и священники не имели  права трудиться на полях или  в мастерских для

пропитания, потому они получали десятины. В ветхозаветное  время десятину распределяли среди  священников и левитов из Храма.

       В последнее время бытует мнение, как уже было замечено выше, что повеление о десятине было упразднено с наступлением Нового Завета - времени благодати Божьей.

Однако это не соответствует мнению самого Иисуса Христа. В известном обличении Христом фарисеев Он сказал: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять" .

       Иными словами Иисус сказал: Этому  вам следовало  уделять внимание, не забывая остального! Иисус  ясно поощряет даже исполнение  мельчайших деталей закона. Тот,  кто учит мессианских евреев  перестать исполнять Тору, игнорирует  Его совет. Тем не менее, главной темой этого и последующих стихов является необходимость правильной расстановки приоритетов.63 
       С наступлением времени Нового Завета изменилось качество служения десятины. Иисус сказал: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Этот новозаветный принцип добавил новое качество в служение десятины, известной еще с ветхозаветных времен. Это качество "доброхотности даяния" необходимо для понимания цели и смысла десятины. Бог больше не обязывает нас соблюдать закон, чтобы получить спасение. Поэтому десятина и все наши пожертвования должны совершаться добровольно, "доброхотно".  
       Слово "доброхотный" - перевод древнегреческого слова, говорящего о "радости", о "веселии". Богу угодно лишь то даяние, которое идет от всего сердца, дающего без принуждения, без давления! Только такое даяние "не подзаконно", т.е. не совершается под давлением закона. Ветхозаветные израильтяне были "подзаконны", они обязаны

были приносить  в храм (в скинию) десятую часть  из всего, что приобретали. Давать меньше "десятины" было нельзя. А по Новому Завету истинные верующие "не под Законом", но "под благодатью", почему и дают они свободно и охотно, "по силе каждого".

       Новый Завет говорит нам, что  пожертвования собираются, прежде  всего, для поддержки святых, церкви. Первая финансовая обязанность церкви - поддерживать

собственное существование  и жизнь своих людей. Для Апостола Павла участие в финансовых нуждах друг друга и личное участие, проявляемое  по отношению друг к другу, были настолько  тесно взаимосвязаны, что он трижды, говоря о пожертвованиях, употребил слово, обычно переводимое с греческого как "дружба". То есть десятина также является проявлением любви к Богу и друг к другу.  
       Блаженный Августин признавал десятину за официальный стандарт жертвенности. Он утверждал, что десятина - это уплата задолженности и кто не хочет отдавать десятину, тот виновен в воровстве у Бога. Кто же хочет получить награду, пусть уплачивает десятину и из девяноста оставшихся процентов отдает милостыню. Иероним также говорил, что не отдающий десятину обкрадывает Бога. На протяжении всей истории Церкви десятина существовала как минимальный стандарт пожертвования.

       Процитируем Иоанна Златоуста, он представляет отцов Восточной Церкви. Златоуст жил в четвертом веке. В одной из своих проповедей он провозглашает: «Если для иудеев пренебрежение десятиной было великим грехом, то большим грехом это является для нас».

       В Евангелии от Марка есть  замечательный пример пожертвования.  В 12 главе рассказано о бедной вдове, которая положила в сокровищницу две лепты. Она отдала все, что имела. Христос использовал ее великодушие, как пример духовного подаяния. 

         Да, действительно, мы можем говорить, что Иисус Христос освободил  нас от рабства Закона, но это не значит, что Он сделал нас беззаконниками и анархистами. Бог дал нам не другой, а новый Завет, который называется "законом веры"64. Хотя Господь говорил, что дает "новую" заповедь любви к Богу и ближнему, в то же время свидетельствует, что

"на этих двух  заповедях утверждается весь закон и пророки"65 Ветхого Завета.

        Таким образом, Иисус дает нам новые заповеди не в смысле других, качественно отличных от тех, которые получены Моисеем на горе Синайской. Иисус лишь обновляет один и тот же Завет Бога и людей, открывает нам изначально вложенный в него высший, духовный смысл. Это всё равно, как если бы кто захотел отремонтировать обветшавший дом, для чего совсем необязательно сносить его полностью. Закон — фундамент Завета, и без определенного Закона нет и Завета (Союза).

       Ибо, на каком основании говорить о Завете, если нет Закона, т. е. предварительно согласованных правил, на почве которых заключается сделка-договор?

Никакой военный  или коммерческий договор не заключается  без специально оговоренных условий, которые стороны обязуются неукоснительно выполнять.

       Тем самым мы уверенно можем утверждать, что от Иисуса Христа мы получили новый Закон, который можно называть как угодно – Законом веры или Законом благодати. Ясно одно: в Новом Завете символика Закона остается, но в качественно обновленной ипостаси.

       Итак, что же из Закона Моисеева перестало иметь значение для новозаветного христианства? — Только то, что служило прообразом и заменено теперь "самим образом вещей" 66. Упраздняется не сам Закон, а лишь некоторые его установления, потерявшие смысл после искупительных Голгофских страданий Спасителя, а именно: кровавые жертвоприношения, законы об очищениях, омовениях, обрезании, о нечистой пище и т. п. Заповеди же декалога остаются незыблемыми и подтверждены Иисусом67 , не смотря на то, что это главный фундамент ветхого Закона. Подтвердил Спаситель и заповедь о десятине, обличив лицемерных фарисеев в том, что они дают десятину даже "с мяты, аниса и тмина", но оставляют "важнейшее в законе". Иисус не отменил саму десятину, но сказал: "это надлежало делать и того не оставлять" 68.

             Фарисеи видели праведность в точнейшем соблюдении предписаний закона и тщательно и скрупулезно отделяли  и отдавали десятую часть со всех своих доходов. При этом они нарушали гораздо более важные заповеди, первая из которых – заповедь о любви.  По словам Христа, отдавать десятину нужно, но этого явно не достаточно для праведности: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять.»  
"Пришедший Христос, Сын Божий, — говорится в "Апостольских Постановлениях", древнейшей компиляции христианских наставлений II-III вв., — подтвердил и исполнил Закон, а введенное отменил, хотя и не всё, но только тягчайшее, иное утвердив, а иное упразднив».

      "Закон  против благодати" - это на сегодняшний  день самый большой аргумент  против десятины. Нередко этот  контраст неудачно подобран. Многие  объединяют повеление соблюдать  субботу с повелением о десятине. Конечно же, христиане Нового Завета не обязаны соблюдать субботу со всеми ее правилами, узаконенными заветом Моисея 69. Однако еженедельный день отдыха - на основании сотворения мира Богом - был установлен до закона  и не был отвергнут Новым Заветом. Этот специально отведенный день был изменен на воскресенье, "день Господний", но принцип особого дня, отделенного для поклонения Богу, остается неизменным. 
       Христос исполнил весь Ветхий Завет и признал его существенность. Законы Ветхого Завета учили нас любить ближнего, и хотя не все конкретные правила относятся к нам, основные положения и определения остаются для нас полезными. Когда дело касается Ветхого Завета, мы должны быть осторожны и "не выплеснуть ребенка" (принцип действия) вместе с водой (предписание мелочей). 
Мы больше не приносим жертв, почему же мы должны приносить десятину? В этом есть очень большая разница. 
       Новый Завет особенно ясно говорит об отмене жертвоприношения. В Послании к Евреям говорится, что Христос обезоружил всю систему жертвоприношений.

Информация о работе Материальные пожертвования в церкви